Ил-103 / Легкий многоцелевой самолет

  • Дата изменения данных: 25.12.2015
Легкий многоцелевой самолет Ил-103 разработки АК им. С.В. Ильюшина, рассчитаный на четырех пассажиров, может быть использован в качестве пассажирского, связного или учебно-тренировочного.
Он оснащен двигателем Teledyne Continental Motors IO-360ES. Первый полет Ил-103 выполнил 17 мая 1994 года, а отечественный сертификат типа получил 15 февраля 1996 года. В начале 1999 года самолет получил сертификат типа на соответствие требованиям ═ и нормам FAA США. Серийное производство Ил-103 ведется на Луховицком машиностроительном заводе.Легкий многоцелевой самолет

МОДИФИКАЦИИ.По проекту самолет имеет многоцелевое назначение и может быть использован в качестве пассажирского, связного, учебно-тренировочного, а так же на поплавках и лыжном шасси.

Возможно создание самолета Ил-103 в вариантах самолета-лаборатории экологического контроля и морского экологического разведчика. Известно, что в начале октября 1996 года продолжалось проектирование и рассмотрение основных параметров глубокой модификации самолета Ил-103 в двухдвигательном варианте. Рассматривается возможность применения двигателей мощностью 270-280 л.с. фирм Teledyne Continental Motors или Lycoming, что при той же максимальной коммерческой нагрузке должно резко улучшить основные летно-технические и прежде всего взлетно-посадочные характеристики самолета. Поплавковый вариант самолета рассчитан на применение нового более мощного двигателя, планируется поднять в воздух поплавковый вариант в течение 1997 года. Модификация самолета на лыжном шасси должна совершить первый полет уже в 1996 году.

РАЗМЕРЫ.Длина 8,00 м; размах крыла 10,56 м; высота 3,135 м; размах ГО 3,90 м; колея шасси 2,404 м; диаметр винта 1,9 м.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипажа -1; пассажиров -4.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. 1 х Teledyne Continental Motors IO-360ES х 210 л.с. Часовой расход топлива на крейсерском режиме полета на высоте 3000 м -22,3 кг.
По отдельным заказам предусматривается возможность установки двигателя фирмы Lycoming.

МАССА. Максимальная взлетная 1460 кг; пустого 765 кг; максимальная полезной нагрузки 395 кг; максимального запаса топлива 150 кг; сухая двигателя с агрегатами 158,9 кг.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 250 км/ч; крейсерская скорость 225 км/ч; дальность полета 1070 км; длина разбега/пробега 340/250 м; перегрузки +4,4/2,2.

ОБОРУДОВАНИЕ. В середине 1996 года на самолете устанавливалось отечественное бортовое оборудование. По данным на начало 1996 года устанавливалось только пилотажное оборудование -навигационное оборудование отсутствовало. В ближайшее время планируется оснащать самолеты Ил-103 навигационным оборудованием фирмы Bendix King.

КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ. Самолеты всех модификаций имеют клепальный цельнометаллический планер из алюминиевых сплавов.

При освоении самолета в серийном производстве Луховицкий машиностроительный завод использовал опыт клепки тонколистовых обшивок, полученный при производстве самолета СЛ-90 Леший.

В конструкции планера применены плакированный листовой Д-16, титановые сплавы, композиционные материалы. В производстве самолета применяется специальная клепка особо тонких обшивок и композиционных стеклопластиков. Применение современных материалов для отделки салона самолета обеспечило выполнение норм по горючести FAR 28.853.
Устанавливаемые системы вентиляции и обогрева создают достаточно комфортные условия полета.

В конструкции самолета используются двигатели, воздушный винт и часть бортового оборудования производства США.
В ОКБ рассматривается возможность применения в конструкции планера самолета композиционных материалов.

СТОИМОСТЬ И ФИНАНСИРОВАНИЕ. Стоимость самолета в стандартном (базовом) исполнении составляет $150 тысяч (ранее сообщалось о стоимости базового самолета, равной $120-130 тысяч).

СЕРТИФИКАЦИЯ И ИСПЫТАНИЯ. Первый полет самолета состоялся 17 мая 1994 года. За период 1994-1995 гг. было проведено 414 полетов на 3 опытных самолетах.
Отечественный постоянный (без ограничений) сертификат типа на самолет Ил-103 получен 15 февраля 1996 года. Самолет сертифицирован по нормам FAR-23 и АП-23 (МАК), по шуму на местности -по приложению 16 ICAO. Эксплуатационная документация -АТА 100. Производство самолета Ил-103 на Луховицком машиностроительном заводе сертифицировано в феврале 1996 года. Несмотря на получение сертификата типа на самолет продолжаются его испытания на расширение применения самолета, в частности, по проведению полетов ночью.
Самолет Ил-103 в конце октября 1996 года завершил участие в сертификационных испытаниях, направленных на взаимное с США признание сертификатов типа. Сертификат типа на соответствие Ил-103 требованиям и нормам FAA США получил в начале 1999 года.

ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК. Серийное производство самолетов Ил-103 организовано и ведется на Луховицком машиностроительном заводе, входящем в ВПК МАПО МиГ. Первый полет самолета, построенного в Луховицах состоялся 30 января 1995 года. По данным на середину декабря 1996 года, в запуске находятся 15 самолетов Ил-103. Выпущено 10 самолетов.

Специалисты АК Ильюшин высоко оценивают качество производимых на заводе самолетов.
Минимальная программа выпуска, принятая при освоении производством составляет 100 самолетов.
Первый самолет Ил-103 был закуплен авиакомпанией Полюс. На первом серийном самолете # 10321 в апреле 1996 года проводились полеты гражданином ЮАР.
По состоянию на конец 1995 года поставка заказываемого самолета производится через 150 дней после заказа.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Начало разработки проекта -1991 год. Самолет находится в серийном производстве. По состоянию на декабрь, проданы первые 3 самолета (российским покупателям). Имеются сотни заявок на поставку самолета. Завод к августу 1996 года уже имел 5 подписанных контрактов на поставку самолетов Ил-103.

Представители фирмы Ильюшин прогнозируют рыночный потенциал самолета только в России в 300-400 машин.
Руководство АК Ильюшин очень внимательно относится к потенциальным покупателям самолетов Ил-103 за рубежом. Большее внимание (не в ущерб другим покупателям) уделяется грамотным эксплуатантам с перспективой их возможного в дальнейшем перевоплощением в региональных дилеров фирмы Ильюшин. В стадии формирования находится дилерская сеть по реализации на авиационном рынке самолетов типа И-1Л разработки АО Интеравиа и Ил-103, производимых серийно. Луховицкий машиностроительный завод имеет много предложений зарубежных фирм о сотрудничестве в реализации этих самолетов. Так как серийное производство самолетов только разворачивается, то преждевременно говорить о характере и объемах деятельности формируемой сети, однако требования российского завода-изготовителя И-1Л и Ил-103 к зарубежным партнерам деловые и достаточно жесткие.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.Основанием для начала разработки самолета послужило техническое задание от бывшего ДОСААФ после конкурса, объявленного в 1988 году в журнале Крылья Родины на лучший проект самолета первоначального обучения. В период 1990-1993 годов самолет был практически заново перепроектирован под двигатель фирмы Teledyne Continental Motors вместо планировавшегося вначале отечественного двигателя ВАЗ.

Главный конструктор -Андрей Пупков.

РАЗРАБОТЧИК Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина

Мониторинг:

23.12.2015 Завершено расследование крушения самолета Ил-103 в Брестской области

Гродно24: 23 декабря 2015-го года Следственный комитет назвал причину крушения самолета Ил…

27.08.2015 Таликов: переговоры с КНР о поставках Ил-103 идут медленно

РИА "Новости": Россия и Китай ведут переговоры о возможных поставках легких "воздушных такси" И…

24.06.2015 В МАК были доставлены агрегаты и бортовой параметрический самописец с самолета Ил-103

Межгосударственный авиационный комитет, пресс-релиз: В МАК были доставлены агрегаты и бортовой параметрический самописец БУР-ЛК с сам…

24.06.2015 МАК получил параметрический самописец рухнувшего в Белоруссии Ил-103

РИА "Новости": Межгосударственный авиационный комитет получил агрегаты и параметрический самопи…

21.06.2011 В Южной Корее разбился учебный Ил-103

Lenta.Ru: В Южной Корее во вторник, 21 июня, разбился учебно-тренировочный самолет Ил-103,…