Ил-114 / Пассажирский ближнемагистральный самолет

  • Дата изменения данных: 21.12.2015
Пассажирский самолет местных авиалиний Ил-114

МОДИФИКАЦИИ.
Существует грузовая версия самолета, получившая обозначение Ил-114Т. Самолет находится на сертификационных испытаниях и предназначен для перевозки до 7 тыс. кг полезной нагрузки. На базе самолета Ил-114 и Ил-114-100 предусматривается 17 модификаций, в том числе:
  • Ил-114Т -транспортный (грузовой) вариант самолета (см. Ил-114Т);
  • транспортный самолет Ил-114Т-200С с грузовым люком и рампой в хвостовой части самолета;
  • Ил-114П -патрульный (см. ниже);
  • модернизированный самолет Ил-114МА с зарубежными двигателями, на 74 пассажирских места, с дальностью полета 2000 км и крейсерской скоростью 600-650 км/ч;
  • Ил-114-100 -модификация самолета с двигателями фирмы Pratt&Whitney РW127С.
  • Ил-114ФК - вариант фотокорректировщика или фотокартографического самолета.

    РАЗМЕРЫ.
  • Длина 26,877 м;
  • длина фюзеляжа 26,20 м;
  • размах крыла 30,00 м;
  • высота 9,324 м;
  • размах ГО 11,10 м;
  • колея шасси 8,40 м;
  • диаметр фюзеляжа 2,86 м;
  • диаметр винтов 3,60 м;
  • пассажирского салона:

    - длина 18,93 м,

    - ширина до 2,64 м,

    - высота до 1,92 м.



    ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж - 2 человека. В зависимости от компоновки салона самолет может вмещать от 52 (экономический и бизнес-класс) до 64 пассажиров (при шаге кресел 750 мм). Базовый вариант самолета позволяет увеличить пассажировместимость до 80 мест за счет увеличения длины фюзеляжа вставкой. В салоне самолета размещаются 1-2 стюардессы.

    СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. 2 х ТВД ТВ7-117С х 2500 л.с. Воздушные винты - композитные шестилопастные СВ-34.

    Топливная эффективность - 19 гр/пасс. км.

    На модификации Ил-114-100 устанавливаются канадские двигатели PW-127H фирмы "Пратт энд Уитни Канада" (Pratt & Whitney Canada) с малонагруженными воздушными винтами 568F-7 производства американской фирмы "Гамильтон Саудстренд" (Hamilton Saudstrend).

    МАССА. Максимальная взлетная 23.500 кг; снаряженного 15.000 кг; максимальная коммерческой нагрузки 6500 кг; пилотажно-навигационного комплекса 473 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Крейсерская скорость 500 км/ч; скорость захода на посадку 185 км/ч; крейсерская высота полета 7000-7600 м; практическая дальность полета: с коммерческой нагрузкой 6000 кг -1220 км, с нагрузкой 1500 кг -4890 км; длина взлетной/посадочной дистанций 1550/1250 м.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационный комплекс (ЦПНК-14), обеспечивающий взлет и посадку в метеоусловиях, соответствующих II категории ICAO, включает в себя систему автоматического управления полетом, систему измерений и индикации воздушных данных, аппаратуру предупреждения об опасных режимах полета, систему измерений и индикации пространственного положения самолета, навигационную радиоаппаратуру самолетовождения. Устанавливаемое бортовое РЭО обеспечивает отображение на пяти дисплеях всей необходимой пилотажной и навигационной информации, включая отказы оборудования. На отдельном индикаторе отображаются параметры работы систем.

    В настоящее время для самолета Ил-114 саратовским конструкторским бюро промышленной автоматики, разработан новый пилотажный комплекс для самолета Ил-114, который к ноябрю 1999 года успешно прошел сертификационные испытания и уже заключен договор на их серийный выпуск.

    Бортовое оборудование рассчитано на автономную эксплуатацию, в частности, самолет оснащен встроенным трапом и вспомогательной силовой установкой.

    КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ. В конструкции планера самолета нашли широкое применение высокопрочные алюминиевые и титановые сплавы, а также композиционные материалы.

    При проектировании самолета особое внимание было уделено упрощению и удешевлению его технического обслуживания, которое осуществляется по состоянию узлов и систем. Назначенный ресурс самолета составляет 30 тыс. ч или 30 тыс. циклов, а календарный ресурс - 30 лет. Годовой налет самолета может достигать 3 тыс. ч в месяц.

    СТОИМОСТЬ И ФИНАНСИРОВАНИЕ. Стоимость Ил-114 в базовом исполнении (оснащении) оценивается в 8 млн долл., Ил-114Т - 7-8 млн долл., а Ил-114-100 - в 8-9 млн долл.

    Стоимость устанавливаемого на самолет пилотажно-навигационного комплекса составляет $850 тысяч.

    Рассматриваемая возможность оснащения самолета импортным бортовым оборудованием требует разработки в течение 10-12 месяцев ТЭО (совместно с ТЭО на оснащение Ил-76МФ двигателями CFM-56) общей стоимостью примерно $1,2 млн.

    СЕРТИФИКАЦИЯ И ИСПЫТАНИЯ. Первый полет самолета состоялся 29 марта 1990 года. В проведении летных и сертификационных испытаниях участвовали 5 самолетов. Интенсивность проведения сертификации самолета постоянно сдерживалась отсутствием необходимого финансирования - за первые 9 месяцев 1996 года из государственного бюджета на программу проведения сертификационных испытаний самолета Ил-114 выделено менее 30 процентов - в основном, сертификация самолета проводились на средства разработчика. Именно отсутствие нормального финансирования из госбюджета приводило к постоянным срывам сроков сертификации (первоначально планировалось в сентябре 1996 года).
    26 апреля 1997 г. после завершения программы испытаний Ил-114 получил сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

    Один из самолетов Ил-114 5 июля 1993 года потерпел катастрофу на взлете из-за сбоя в электронной системе управления ВМГ - произошло самопроизвольное флюгирование воздушного винта (проведено перепрограммирование системы управления ВМГ).

    Первый полет самолета Ил-114Т состоялся в августе 1996 года.

    Первый полет самолета Ил-114РС (первоначальное оборзначение Ил-114-100, т.е. самолета с двигателями PW и навигационным оборудованием фирмы "Collins") планировался в конце 1996 года, а его сертификация была намечена на 1997 год, однако эти сроки не были выдержаны и самолет взлетел только в январе 1999 года.

    ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК. Серийное производство самолета планировалось вести на 2-х авиационных заводах -в Москве и Ташкенте. В Москве, на МАПО им. Дементьева была запущена в производство серия из 5 самолетов, но их производство почти сразу же было приостановлено и практически свернуто - его возобновление не ожидается.

    На Ташкентском авиационном заводе созданы производственные мощности под выпуск 100-120 самолетов Ил-114 в год. В течение 1993-94 гг. ТАПОиЧ построило 5 самолетов и запустило в производство серию из 10 машин. На конец 1995 года в Ташкенте было всего построено 7 самолетов Ил-114 (планы производства были: 1995 год -5-8 самолетов, 1996 год -25), а на июль 1996 года -8 самолетов и 9-й самолет находился на стадии выкатки из цеха окончательной сборки.

    В настоящее время в серийном производстве одновременно находятся три модификации самолета: пассажирские Ил-114 и Ил-114-100 (совершил первый полет 26 января 1999года) и грузовой Ил-114Т (совершил первый полет в августе 1996 года). Соотношение выпуска этих модификаций будет зависеть от заказчиков на самолет.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Начало разработки проекта -1984 год.

    Самолеты семейства Ил-114 выпускаются серийно на Ташкентском авиазаводе. Построено более 12 самолетов. Узбекистан не только финансирует многие работы по Ил-114, но и является первым покупателем этих самолетов.

    Первый полет Ил-114-100, изготовленного на ТАПОиЧ, состоялся 26 января 1999 года.
    По состоянию на середину октября 1999 года проведение летных испытаний пассажирского Ил-114-100 с двигателями Pratt&Whitney находилось в завершающей стадии.

    Сертификат типа на Ил-114-100 получен в декабре 1999 года.

    Спрос на самолеты Ил-114 и Ил-114Т оценивается в 500 машин, в т.ч. Ил-114Т на период до 2005 г. - 140-236 самолетов, а самолета Ил-114-100 - только в странах СНГ до 300 машин.

    К приобретению самолета проявлен интерес в нескольких странах мира, в частности, в Индии.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Самолет Ил-114 предназначен для замены устаревающих Ан-24 и Як-40, уже долгое время используемых авиакомпаниями для эксплуатации на местных воздушных линиях.

    Расчеты показывают, что наиболее выгодно использовать Ил-114 на маршрутах протяженностью от 1100 до 1500 км, которые наиболее часто встречаются в практике деятельности региональных авиакомпаний.

    По мнению некоторых экспертов, потребность в самолетах типа Ил-114 только в России в следующем десятилетии составит 350-400 машин. Более того, возможно использование этого самолета взамен исчерпывающих свой ресурс турбореактивных Ту-134.

    Ил-114 представляет собой самолет нового поколения, оснащенный современной цифровой системой управления полетом и навигационным комплексом, кабина которого оснащена пятью цветными дисплеями. Такой комплект оборудования позволяет пилотировать самолет экипажу из двух человек в любых полетных условиях и совершать посадку по II-й категории ИКАО. Интерьер пассажирского салона Ил-114 отвечает всем требованиям современного дизайна.

    Главный конструктор - Николай Таликов.

    РАЗРАБОТЧИК - ОКБ им. С.В. Ильюшина

    Мониторинг:

    07.12.2016 Проект нового самолета Ил-114 может быть готов к серийному производству на "Соколе" к 2019 году

    Коммерсантъ - Нижний Новгород: Проект турбовинтового самолета Ил-114, разрабатываемый для внутрироссийских пере…

    19.10.2016 Андрей Богинский принял участие в совещании по Ил-114 и МиГ-35

    Минпромторг, пресс-релиз: Заместитель Председателя Правительства РФ Д.Рогозин провел совещание по организа…

    13.10.2016 Каталожная стоимость самолета Ил-114 составит $16-20 млн

    ПРАЙМ: Каталожная стоимость модернизированного турбовинтового пассажирского самолета Ил…

    18.07.2016 ОДК запустила в серию ключевые узлы двигателя для регионального самолета Ил-114

    АО "ОДК", пресс-релиз: После значительного перерыва предприятие в короткие сроки восстановило изготовле…

    31.05.2016 ОДК готова начать серийные поставки двигателей для Ил-114 в 2018 году

    Гудок, пресс-релиз: В корпорации заявили, что для подготовки производства, испытаний и сертификации…

  •