Ил-18 / Среднемагистральный пассажирский самолет

  • Дата изменения данных: 25.12.2015
Среднемагистральный пассажирский самолет Ил-18

МОДИФИКАЦИИ
  • Ил-18А, Ил-18Б, Ил-18В, Ил-18Е, Ил-18Д (по классификации НАТО "Coot") - серийные пассажирские варианты;
  • Ил-18Т-грузовой вариант;
  • Ил-20 (по классификации НАТО "Coot-А")-военный самолет электронной разведки (1978 г.);
  • Ил-22 - воздушный командной пункт;
  • Ил-38 (по классификации НАТО "May")- самолет противолодочной обороны.

    Созданы также более 10 вариантов административных модификаций, антарктический вариант с увеличенным до 31000 л запасом топлива (вместо пассажирских кресел).

    РАЗМЕРЫ.
  • Размах крыла 37,42 м;
  • длина самолета 35,9 м;
  • высота самолета 10,17 м;
  • площадь крыла 140 м2;
  • диаметр фюзеляжа 3,5 м;

    РАЗМЕРЫ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ.
  • длина 24,0 м,
  • максимальная ширина 3,23 м,
  • максимальная высота 2,00 м.

    ЧИСЛО МЕСТ.
  • Экипаж 5 человек;
  • Пассажиров 89-100 (Ил-18А, Б, В) или 100-120 (Ил-18Е и Д).

    ДВИГАТЕЛИ.
  • Четыре ТВД АИ-20К (4Х2942 кВт, 4Х4000 э. л. с.) Запорожского МКБ "Прогресс" с четырехлопастными автоматическими воздушными винтами АВ-68И диаметром 4,50 м на Ил-18В и Е;
  • Четыре ТВД АИ-20М (4Х3126 кВт. 4Х4250 э. л. с.) с теми же винтами на Ил-18Д (двигателями АИ-20М переоборудованы также многие самолеты Ил-18Б, В и Е).

    МАССЫ И НАГРУЗКИ.
  • взлетная:

    - 61200 кг (Ил-18В),

    - 61400 (Ил-18Е),

    - 64000 (Ил-18Д);
  • пустого самолета:

    - 32250 (Ил-18В),

    - 33000 (Ил-18Е),

    - 33760 (Ил-18Д);
  • максимальная коммерческая нагрузка 13500 (Ил-18В, Е и Д);
  • запас топлива:

    - 23700 л (Ил-18Д),

    - 30000 л (ряд гражданских самолетов).

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
  • Максимальная скорость на высоте 8000 м - 685 км/ч;
  • крейсерская скорость 650 км/ч;
  • скорость сваливания 171-185 км/ч (в зависимости от полетной массы 52-61 т);
  • скорость захода на посадку 240-245 км/ч;
  • рабочая высота полета 8000-10000 м;
  • длина разбега 1000 м;
  • длина пробега 800 м;
  • практическая дальность полета без резервов топлива:

    - максимальная 5400 км (Ил-18В и Е с коммерческой нагрузкой 8600 кг) или 7100 км (Ил-18Д с коммерческой нагрузкой 6500 кг),

    - с максимальной коммерческой нагрузкой 3300 км (Ил-18В и Е) или 4300 км (Ил-18Д).

    ОБОРУДОВАНИЕ. Установлено пилотажно-навигационное оборудование, позволяющее выполнять полет в сложных метеоусловиях. Ил-18-первый отечественный самолет, на котором была отработана система автоматического захода на посадку и который получил сертификат на посадку в условиях минимума первой категории (высота принятия решения 60 м, дальность видимости на ВПП 800 м).

    Ил-18Т оборудован большим грузовым люком слева по борту перед крылом и оснащен средствами напольной механизации погрузочных работ.

    Ил-20 оснащен РЛС бокового обзора с нижней вдольфюзеляжной антенной (в обтекателе длиной 10,25 м).

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Самолет Ил-18 находится в эксплуатации, состоит на вооружении ВВС РФ, а также ряда других стран.

    Серийное производство завершилось в конце 1970-х годов после постройки более 700 самолетов. Ил-18 стал первым советским пассажирским самолетом, который нашел широкий спрос на мировом рынке - более 100 самолетов изготовлено для 17 зарубежных авиакомпаний: различные модификации Ил-18 в свое время были поставлены в Болгарию, Китай, Польшу, Корею и Вьетнам.

    После выработки ресурса для пассажирских полетов значительное число пассажирских Ил-18 модифицировано в грузовой вариант.
    Согласно информации из Государственной службы гражданской авиации, некоторые российские авиакомпании продолжают использовать ее в качестве пассажирской.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Разработка Ил-18 началась в 1954 г., первый опытный самолет совершил первый полет 4 июля 1957 г. Серийные самолеты стали поступать в эксплуатацию с 1959 г. "Аэрофлот" ввел этот самолет в эксплуатацию на маршрутах Москва-Адлер и Москва-Алма-Ата 20 апреля 1959 года. В 1958-1960 гг. на Ил-18 установлен ряд рекордов дальности и высоты полета с различной коммерческой нагрузкой.

    С 1959 по 1977 год произошло 16 катастроф Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях.

    Начиная с 1975 года не произошло ни одной катастрофы по причине отказа материальной части на самолетах Ил-18, как утверждают в авиационном комплексе "Ильюшин" - "среди всех гражданских крылатых машин первого поколения с газотурбинными двигателями самым безопасным является Ил-18".

    Список аварий с самолетом Ил-18:
  • 13 декабря 1959 года. В районе Ташкента Ил-18 (рейс Кабул-Ташкент) врезался в горы. Погибли 29 человек.
  • 17 июля 1960 года. Ил-18 (рейс Каир-Москва) упал под Киевом из-за пожара. Погибли 35 человек.
  • 2 сентября 1964 года. Из-за ошибки пилота Ил-18, летевший из Красноярска в Южно-Сахалинск, начал преждевременное снижение и упал в сопки. Погибли 87 человек.
  • 19 октября 1964 года. Лайнер упал при заходе на посадку в аэропорту Белграда. Погибли 33 человека.
  • 16 ноября 1967 года. Под Свердловском, набрав высоту 200 метров, Ил-18Б рухнул на землю из-за отказа приборов. Погибли 130 человек.
  • 29 февраля 1968 года. В районе Братска Ил-18Д, выполняя рейс Красноярск-Петропавловск, по неизвестным причинам начал экстренно снижаться с высоты 9000 метров и разрушился в воздухе. Погибли 82 человека.
  • 26 июля 1969 года. У Ил-18 в полете загорелся двигатель. Катастрофа произошла, когда горящий самолет произвел вынужденную посадку с убранными шасси. Из 112 человек, находившихся на борту, погибли 16.
  • 6 февраля 1970 года. Ил-18 разбился в районе Самарканда, столкнувшись из-за ошибки службы управления движением с горой. Погибли 92 человека.
  • 31 декабря 1970 года. На взлете в аэропорту Пулково (Ленинград) упал самолет, вылетавший в Ереван. Погибли 93 человека.
  • 31 августа 1972 года. На лайнере загорелся багаж пассажиров. В результате катастрофы в районе Магнитогорска погиб 101 человек.
  • 2 октября 1972 года. Вскоре после взлета из Адлера Ил-18Б упал в Черное море. Погибли 109 человек.
  • 24 февраля 1973 года. Ил-18 ушел в штопор и рухнул под Ленинградом. Погибли 78 человек.
  • 11 мая 1973 года. В результате катастрофы Ил-18 под Семипалатинском погиб 61 человек.
  • 27 апреля 1974 года. На летевшем в Ленинград Ил-18В разрушилась турбина 4-го двигателя. Экипаж успел доложить на землю о вибрации и пожаре. Погибли 118 человек.
  • 13 мая 1975 года. Катастрофа произошла у горы Мтирала ( 20 км от Батуми). Ил-18, совершавший рейс из Еревана в Батуми, потерпел аварию из-за несогласованных действий экипажа и служб аэропорта. Погибли 38 человек.
  • 5 марта 1976 года из-за отказа навигационных приборов самолет рухнул в районе Воронежа с высоты 8000 метров. Погибли 120 человек.
  • 15 февраля 1977 года. Катастрофа произошла во время посадки Ил-18В в Минеральных Водах. Погибли 77 человек.
  • 25 октября 2000 года. При заходе на посадку в сложных метеоусловиях в 20 км от Батуми столкнулся с горой Ил-18 ВВС РФ. Погибло более 80 человек.


    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. С. В. Ильюшина.

    Мониторинг:

    19.12.2016 Пострадавшим в ЧП с Ил-18 в Якутии военным положены страховые компенсации

    РИА "Новости": Военным, пострадавшим при аварийной посадке самолета в Якутии, положены страховы…

    19.12.2016 Ил-18 не дотянул до полосы

    Коммерсантъ, статья: Сегодня в Якутии разбился самолет Ил-18, перевозивший офицеров и прапорщиков. Из…

    18.01.2016 20 авиационный ремонтный завод, производящий ремонт всех типов самолетов на базе Ил-18, готовится к вековому юбилею

    ОАО "Ил": Стратегический партнер Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, 20 авиационный…

    08.10.2015 Легендарный перелет женского экипажа Ил-18 из Москвы в Магадан состоялся 48 лет назад

    magadanmedia.ru: Газета "Магаданская правда" 8 октября 1967 годанаписала о беспосадочном перелете…

    18.09.2009 В Киргизии запрещены полеты Ил-18

    Lenta.Ru: Департамент гражданской авиации Минтранса Киргизии запретил эксплуатацию самолет…

  •