Як-130 / Учебно-боевой самолет

  • Дата изменения данных: 25.12.2015
Учебно-тренировочный самолет Як-130

НАЗНАЧЕНИЕ.

  • обучение курсантов летных училищ решению задач: взлета-посадки, пилотирования, навигации, выполнения сложных маневров, приобретения навыков действий на предельных режимах полета, действиях при отказах АТ и ошибках летчика, выполнение полетов в сомкнутых боевых порядках днем и в условиях визуальной видимости, освоения систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучения навыкам выполнения наступательных и оборонительных маневров, характерным для самолетов 4 и 5 поколений;
  • обучение летного состава в центрах боевой подготовки на конкретный тип боевого самолета и освоения в полном объеме задач боевого применения;
  • тренировка летного состава строевых частей с целью поддержания навыков пилотирования и боевого применения в целях экономии ресурса боевых самолетов.

    МОДИФИКАЦИИ.

    Выбранная конфигурация обеспечивает возможность создания на базе Як-130 целого ряда различных модификаций:

  • учебно-боевого самолета;
  • легкого ударного самолета;
  • учебного самолета палубного базирования;
  • самолета для подготовки летного состава для гражданской и военно-транспортной авиации.
    Возможность модификации базового учебно-тренировочного самолета в боевые обусловлена следующими характеристиками определяющими боевое совершенство:
  • Аэродинамическая схема соответствующая самолетам 4 и 5 поколения обеспечивающая управляемость самолета на углах атаки до 42:
    - угол стреловидности по передней кромке 31;
    - цельноповоротный стабилизатор;
    - управляемые носки крыла, двухщелевые закрылки;
    - тяговооруженность при нормальной взлетной массе - 0,81.
  • Маневренные характеристики в дозвуковом диапазоне скоростей полета соответствуют самолетам четвертого поколения (МиГ-29, Су-27).
  • Система дистанционного управления по курсу, крену и тангажу обеспечивает полет со степенью неустойчивости до 7%.(Возможность большой номенклатуры вооружения).
  • Автономное базирование. Для эксплуатации необходимо иметь только топливозаправщик и вооружение.
  • Эксплуатация с грунтовых аэродромов.
  • Способность нести до 3000 кг вооружения на дальность до 1200 км.

    РАЗМЕРЫ.
  • Размах крыла 10,4 м;
  • длина самолета 11,245 м;
  • высота самолета 4,76 м;
  • угол стреловидности крыла по передней кромке 31.


    ЧИСЛО МЕСТ.
  • Экипаж 2 человека.

    ДВИГАТЕЛИ
    На самолет Як-130 устанавливаются ТРДД РД-35 (2х21,6 кН, 2х2200 кгс), представлящие собой выпускаемую Словацким заводом "Поважске Строяне" модификацию ТРДД ДВ-2С Запорожского моторостроительного КБ "Прогресс", которые создавались для УТС L-59 и были переданы в Словакию для дальнейшего производства.
    По желанию экспортных заказчиков могут быть установлены двигатели зарубежного производства (фирмы SNЕСМА или Гаррет).
    В настоящее время прорабатывается возможность установки двигателя АИ-222, разрабатываемый за собственный счет, Запорожским моторостроительным заводом, (Украина) с последующей постановкой его на серийное производство на московском заводе "Салют".
    Подписано решение о начале работ, предварительные ТЗ, разработан План-график со сроком изготовления двигателей для опытных самолетов в 2003г.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг:
  • взлетная:
    - максимальная 9000,
    - нормальная 5700;
  • запас топлива (во внутренних баках) 1750;
  • полезная нагрузка до 3000.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
  • Максимальная скорость горизонтального полета у земли 1050 км/ч;
  • взлетная скорость 200 км/ч;
  • посадочная скорость 195 км/ч;
  • практический потолок более 12500 м;
  • максимальная дальность полета 2000 км;
  • максимальная продолжительность полета 3 ч;
  • длина разбега 380 м;
  • длина пробега 670 м;
  • максимальные эксплуатационные перегрузки +8/-3;
  • максимальная установившаяся перегрузка на высоте 4570 м 5,0;
  • полетные углы атаки до 42 градусов.
  • репрограммируемые характеристики устойчивости и управляемости.

    ОБОРУДОВАНИЕ.
    Система управления полетом электродистанционная с возможностью репрограммирования характеристик устойчивости и управляемости для имитации поведения тяжелого самолета и маневренного истребителя. Установлены ИЛС, радионавигационная система, радиовысотомер, приемник спутниковой навигационной системы. Система управления двигателями цифровая.
    Основной отличительной особенностью оборудования является развитая система объективного контроля как бортовых систем, так и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой положения рук летчиков, их глаз, внутри- и внекабинного пространства. На видеомагнитофон также постоянно идет запись информации об индикации на ИЛС.
    Установлены катапультные кресла К-36-3,5. Приборные доски инструктора и курсанта должны быть оснащены тремя многофункциональными экранными индикаторами (размер экрана 6*8 дюймов). В кабине курсанта установлен ИЛС. Возможно использование нашлемной системы визуализации и индикации.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
    Самолет нормальной аэродинамической схемы с крыльевыми наплывами и размещенными под ними воздухозаборниками. Кабина с тандемным расположением сидений и единым фонарем. Гарантированно безопасный ресурс планера 10000 ч. Ресурс может быть увеличен до 15000 ч, что примерно соответствует выполнению 20000 посадок и календарному сроку службы 30 лет.

    ВООРУЖЕНИЕ.
    На боевых модификациях на семи внешних узлах подвешиваются пушечные установки, УР, корректируемые и обычные бомбы.
    Управляемые ракеты класса "воздух-воздух" ближнего маневренного боя Р-73, Р-60 - 2-4 шт;
    Блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 - 2-4 шт;
    бомбы и РБК калибра до 500 кг - 2-4 шт;
    Пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом - 2-4 шт;
    Подфюзеляжный пушечный контейнер НСПУ-130 с пушкой ГШ-23Л калибра 23мм и боекомплектом 110 снарядов - 1 шт.

    ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА.
    Интегральный коэффициент учебной эффективности в 1,54 раза превосходит существующие УТС (Alpha-Jet, МВ-339С/D, Hawk-6О) (оценка ЦНИИ 30).
    Большой диапазон эксплуатационных углов атаки (проектный до 35, фактически достигнутый 42, тогда как ни один из существующих сегодня УТС нс выходит на углы атаки более 18, а у современных истребителей МиГ-29 максимальный угол до 24, у Су-27 до 26) в сочетании с высокой тяговооруженностью (0,73) позволяет выполнять установившиеся и неустановившиеся маневры, свойственные истребителям четвертого и пятого поколений.
    репрограммируемые характеристики устойчивости и управляемости (подтверждено летными испытаниями).

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
    В стадии летных испытаний. Идет подготовка к серийному производству на нижегородском заводе "Сокол".

    СТОИМОСТЬ.
    Стоимость УТС составит не более $10 млн. в зависимости от комплектации. Потенциальная стоимость программы Як-130 составляет 140-200 млн. долл.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
    Як-130 входит в состав учебно-тренировочного комплекса, включающего также дисплейные классы, процедурные и функциональные тренажеры разработки Пензенского КБ моделирования (ПКБМ), а также самолет Як-54 для начальной подготовки.
    Принципиальной особенностью УТК является единое информационное и математическое обеспечение, способствующее не только скорейшему освоению самолета, но и формированию творческого тактического мышления курсанта, способности безошибочно ориентироваться в быстротечном воздушном бою или сложной навигационной и метеорологической обстановке.
    Самолет предназначен для замены в ВВС стран СНГ около 1000 устаревших УТС L-29 "Дельфин" и L-39 "Альбатрос" чехословацкого производства, которые должны быть сняты с эксплуатации к 2010 г. В конкурсе на новый УТС участвует также ОКБ им. А. И. Микояна.
    26 апреля 1996 года шеф-пилот фирмы Андрей Синицын впервые поднял самолет в воздух со взлетной полосы Летно-исследовательского института. В ходе первого 32-минутного полета достигнута скорость 350 км/ч на высоте 2000 м, имитировался заход на посадку с выпуском тормозного щитка, а также осуществлен проход над аэродромом на высоте около 200 м с последующим разворотом на предпосадочную "коробочку".
    В последующих испытаниях были подтверждены заявленые ЛТХ и ВПХ, показана возможность управляемого полета до углов атаки 42 градуса.
    Выполнено 300 испытательных полетов, в том числе программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ.
    Самолет Як-130 принимал участие в авиасалонах в ЛеБурже (1997, 1999 гг.), Жуковском (МАКС-99).

    РАЗРАБОТЧИК ОКБ им. А. С. Яковлева.

    Мониторинг:

    07.06.2016 Корпорация "Иркут" увеличивает поставки учебно-боевых самолетов Як-130 на экспорт

    Рамблер новости: Корпорация "Иркут" успешно выполнила контракт на поставку учебно-боевых самолето…

    25.05.2016 Новый региональный самолет может получить двигатель от учебно-боевого Як-130

    Телеканал "Звезда": На новый региональный самолет может быть установлен двигатель АИ-222-25 для учеб…

    25.05.2016 Самолет Як-130 и вертолет "Ансат" поучатсвуют в летной программе KADEX-2016 в Астане

    Газета.Ru: Российский учебно-боевой самолет Як-130, транспортно-боевой вертолет Ми-35М и ле…

    18.05.2016 Авиапоказ Як-130 пройдет в Камышине к столетию летчика Маресьева

    ТАСС: Акция по набору контрактников в армию и авиашоу пройдут в городе Камышин Волгогр…

    26.04.2016 ЦАМТО: прорыв Як-130 на рынок Мьянмы доказал его высочайшие характеристики

    РИА "Новости": Заключение контракта на поставку Мьянме российских учебно-боевых самолетов Як-13…

  •