Як-40 / Пассажирский самолет местных воздушных линий

  • Дата изменения данных: 03.09.2013
Пассажирский самолет местных воздушных линий Як-40


МОДИФИКАЦИИ Пассажирские самолеты строились в различных вариантах, отличавшихся взлетной массой и нагрузкой. Кроме того, имеются следующие варианты:
  • Як-40ДТС - десантно-транспортный и санитарный вариант;
  • Як-40К - грузопассажирский вариант с максимальной коммерческой нагрузкой в чисто грузовой конфигурации 3200 кг;
  • Як-40 "Калибровщик" - вариант для проверки работы наземных радиомаяков;
  • Як-40 "Аква", "Лирос", "Метео", "Фобос" и "Шторм" - самолеты-метеолаборатории;
  • Як-40 РЭО и Як-40-25 - летающие лаборатории для испытаний и проверки радиоэлектронного оборудования;
  • Як-40/М-602 - летающая лаборатория для испытаний чехословацкого двигателя М-602;
  • Як-40ТЛ-предлагаемый вариант с двигателями Текстрон Лайкоминг БР507-1М (2х31,1 кН, 2х3180 кгс) и авионикой фирмы Рокуэлл Коллинз;
  • Як-40"Административный" - вариант самолета на 11-14 мест.

    РАЗМЕРЫ.
  • Размах крыла 25,0 м;
  • длина самолета 20,36 м;
  • высота самолета 6,5 м;
  • площадь крыла 70,0 м2;
  • удлинение крыла 8,9;
  • максимальный диаметр фюзеляжа 2,4 м;
  • объем пассажирской кабины 43 м3.

    ЧИСЛО МЕСТ.
  • Экипаж 2 человека.
  • Пассажиров 24, 27 или 32 человек в зависимости от компоновки кресел на пассажирских вариантах самолета; 11, 16 или 20 человек в зависимости от компоновки кресел на административных вариантах самолета.

    Разработана и выполняется по спецзаказам пассажирская кабина на 36 мест.

    ДВИГАТЕЛИ. ТРДД Запорожского моторостроительного КБ "Прогресс" АИ-25 (3х14,7 кН, 3х1500 кгс).

    МАССЫ И НАГРУЗКИ. (пассажирский Як-40 последнего года выпуска):
  • максимальная взлетная 16 100 кг;
  • пустого самолета 8580 кг;
  • максимальная посадочная 16 100 кг;
  • запас топлива 4430 кг;
  • коммерческая нагрузка:

    - максимальная 2300 кг,

    - с полной заправкой топливом 1900 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. (пассажирский Як-40 последнего года выпуска).
  • Крейсерская скорость 510 км/ч;
  • посадочная скорость 180 км/ч;
  • время набора высоты 6000 м - 16,1 мин;
  • практический потолок 8100 м;
  • длина разбега 715 м;
  • длина пробега:

    - без реверса тяги среднего двигателя 750 м,

    - с реверсом тяги 550 м;
  • потребная длина ВПП 1000...1250 м;
  • дальность полета:

    - максимальная 1800 км,

    - с максимальной коммерческой нагрузкой 1350 км.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет осуществлять полет днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и включает автопилот АП-40, курсовую систему ГМ.К-1Г, авиагоризонт АГБ-ЗК, магнитный компас КИ-13, два автоматических радиокомпаса АРК-9, курсоглиссадную систему посадки СП-50, радиовысотомер малых высот РВ-ЗМ. В состав радиосвязного оборудования входят командные радиостанции "Перо-11" (Р-860-11) или радиостанции "Ландыш-5" и "Балкан-5". Установлен метеолокатор "Гроза". Экспортные самолеты отличаются по составу пилотажно-навигационного и бытового оборудования.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Схема с прямым крылом и кормовой установкой трех двигателей, средний из которых оснащен реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полет с одним из трех двигателей.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. По состоянию на 1992 г. эксплуатировался авиакомпаниями 16 стран мира.

    СТОИМОСТЬ. Цена переоборудованного Як-40ТЛ должна составить 4-5 млн. долл., поставки возможны в течение полутора лет после поступления заявки от заказчика.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Як-40 - первый в России и в мире реактивный самолет МВЛ и первый пассажирский самолет ОКБ им. Яковлева. Он стал первым российским самолетом, получившим сертификат летной годности в развитых капиталистических странах. Его разработка началась в 1965 г., новый самолет должен был заменить устаревшие винтовые Ли-2 (лицензионный вариант американского Douglas DC-3), Ил-12 и Ил-14; первый опытный самолет впервые поднялся в воздух 21 октября 1966 г., серийное производство было налажено на Саратовском авиационном заводе и продолжалось с 1968 по 1981 г.

    Всего построено 1011 самолетов, из которых 125 продано на экспорт в 18 стран (Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Замбия, Италия, Камбоджа, Куба, Лаос, Мальгашская Республика, Польша, Сирия, Чехословакия, ФРГ, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Югославия). В ноябре 2000 года камчатское авиапредприятие продало 1 самолет Як-40 в Гондурас.

    Проектируя Як-40, ОКБ заложило в его конструкцию избыточный запас прочности и приспособило самолет к полетам с грунтовых аэродромов. Як-40 был максимально простой машиной, рассчитанной на наземный и летный персонал средней квалификации (за прочность его прозвали железным окурком, а из-за высокого расхода топлива - истребителем керосина).

    Как сообщалось в апреле 1999 года, проведенные в ОКБ им Яковлева исследования и расчеты показали возможность увеличения в два раза ресурса эксплуатируемых самолетов Як-40 при доработке планера и усилении конструкции самолета. Программа продления срока их службы позволит авиакомпаниям отсрочить необходимость покупки новых самолетов, которая обходится во много раз дороже модернизации старых.

    Модернизацию Як-40 также предлагает Тбилисское авиационное объединение. Проект модернизации совместно с тбилисским предприятием разрабатывает канадская фирма "Келоун", которая уже подготовила бизнес-план, как сообщил генеральный директор авиационного объединения Важа Тордия в начале сентября 1999 года.. По его словам, проектом заинтересовалось конструкторское бюро Яковлева, которое подготовит рабочие чертежи самолета. Модернизированный Як-40 будет собираться на Тбилисском авиационном объединении. Как отмечается, Як-40 по своим аэродинамическим и конструкторским показателями является прекрасной машиной, но потребляет много топлива. На встрече с представителями канадской фирмы в июне 1999 года в США шла речь об установке на Як-40 двигателей американского производства, сообщил Важа Тордия. У настоящей модификации самолета - 3 двигателя, после модернизации их количество сократится до двух. Стоимость модернизированного Як-40, ориентировочно, составит 3 миллиона долларов.

    12 июня 2000 года открылся регулярный рейс Москва - Минск, выполняемый на самолетах Як-40 Орловского авиапредприятия совместно с авиакомпанией "Трансаэро" на основании соглашения о совместной деятельности между авиакомпанией "Трансаэро" и Орловским авиапредприятием.

    В рамках инвестиционной программы "Развитие гражданской авиации и авиапредприятий Орловской области", действующей с 1998 года, самолеты Як-40 Орловского авиапредприятия прошли необходимую техническую подготовку и были заново окрашены, обновлен интерьер салонов. Персонал экипажа пассажирской кабины (стюардессы) прошли стажировку и обучение в Центре обучения авиакомпании "Трансаэро". Согласованы стандарты обслуживания в полете, рационы бортового питания соответствуют принятым международным нормам и зависят от продолжительности полета.

    В середине 2000 года начала полеты на самолетах Як-40"VIP" авиакомпания "Авиалайн" по программе "Воздушное такси", в рамках которой самолеты Як-40 и Ил-103, а также вертолеты Ми-34 будут осуществлять пассажирские авиаперевозки между областными центрами Центральной России.

    9 марта 2000 года при взлете в московском аэропорту "Шереметьево" разбился самолет Як-40, в котором погибли 9 человек в том числе президент холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик и глава компании "Группа "Альянс" Зия Бажаев.

    В ходе расследования основными стали следующие причины: неполное открытие закрылков самолета, отсутствие антиобледенительной жидкости и ошибка в техники пилотирования, версии о перегрузе или теракте не подтвердились

    До катастрофы 9 марта 2000 года в "Шереметьево" в катастрофах было потеряно 13 машин, но ни одна из них не разбилась из-за технических неисправностей - почти все они погибли в "горячих точках". Як-40 широко использовался в Афганистане и силами ООН в Африке. Сейчас в России летает около 180 Як-40. Большинство из них переоборудованы для перевозки VIP-пассажиров. Такие самолеты обслуживают высших менеджеров "Газпрома", ЛУКОЙЛа, ЮКОСа и "АвтоВАЗа".

    Разбившийся в Шереметьево Як-40 принадлежал Вологодскому авиаотряду. Он был арендован компанией "Аэротекс", три года занимающейся VIP-авиаперевозками.


    ХРОНОЛОГИЯ АВИАКАТАСТРОФ САМОЛЕТОВ ЯК-40
  • 28 августа 1993 года в Таджикистане при взлете потерпел катастрофу пассажирский самолет Як-40, выполнявший рейс по маршруту Хорог - Душанбе. Погибли 82 человека.
  • 26 сентября 1994 года в Красноярском крае потерпел катастрофу Як-40, совершавший рейс по маршруту Красноярск-Тура. Погибли 28 человек.
  • 26 октября 1996 года в аэропорту г. Ханты-Мансийска потерпел катастрофу Як-40. Погибли 5 человек.
  • 15 мая 1997 года в Азербайджане потерпел аварию Як-40. Погибли 6 человек.
  • 3 июня 1999 года в Тюменской области при совершении учебно-тренировочного полета разбился Як-40 Ишимского авиаспортклуба РОСТО. Погиб один человек.
  • 26 августа 1999 года потерпел аварию Як-40 национальной авиакомпании Узбекистана. Погибли 2 человека, 4 госпитализированы.
  • 9 марта 2000 года на взлете в московском аэропорту "Шереметьево" разбился Як-40, погибли 9 человек.

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. А. С. Яковлева.

    Мониторинг:

    25.05.2016 В Новосибирске выпустят самолет на смену Як-40

    Российская газета: В Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина гото…

    16.12.2015 На Камчатке самолет Як-40 вернулся в аэропорт из-за задымления в салоне

    Аргументы и факты: В результате инцидента никто не пострадал, причины нештатной ситуации выясняют с…

    29.09.2015 В Екатеринбурге появится самолет-музей Як-40

    ТАСС: Музей в салоне настоящего самолета Як-40 откроют в Академическом районе Екатерин…

    23.07.2015 Машиностроитель предложил летать в райцентры на Як-40

    СаратовБизнесКонсалтинг: Развитие промышленности в ближайшие годы будет зависеть от курса валют. Такое мн…

    13.11.2013 В Воронеже совершил аварийную посадку Як-40, совершавший рейс из Грозного в Москву

    ТАСС: Аварийную посадку в 18:26 мск совершил сегодня в аэропорту Воронежа самолет Як-4…

  •