Як-54 / Учебно-тренировочный самолет

  • Дата изменения данных: 23.12.2015
Учебно-тренировочный спортивно-пилотажный самолет Як-54


НАЗНАЧЕНИЕСамолет Як-54 является двухместным спортивно-пилотажным самолетом и предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолетному спорту.

Як-54 разработан на базе отработанных систем и агрегатов одноместного спортивно-акробатического самолета Як-55М.

Самолет прост в управлении. Его пилотирование вполне доступно и начинающему летчику. Большой запас прочности, высокая энерговооруженность и отличная управляемость дают возможность опытному спортсмену выполнять на Як-54 сложнейшие комплексы фигур высшего пилотажа.

РАЗМЕРЫ:
  • Длина самолета 6,91 м ;
  • Размах крыла 8,16 м ;
  • Высота 1,65 м ;
  • Объем кабины 0,62 м3 ;
  • Площадь крыла 12,89 м2 ;
  • Угол отклонения элеронов от +25╟ до +1╟ ;
  • Размах горизонтального оперения 3,15 м ;
  • Площадь горизонтального оперения 3,15 м2 ;
  • Угол отклонения руля высоты ╠25╟ ;
  • Площадь вертикального оперения 1,42 м2 ;
  • Угол отклонения руля направления ╠30╟ ;
  • База шасси 5,1 м ;
  • Колея шасси (на стоянке) 2,6 м .

    ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1-2 человека



    СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.

    Двигатель - М-14П (М-14Х) , четырехтактный , воздушного охлаждения :
  • Мощность двигателя - 360 л. с. ;
  • Число цилиндров - 9 ;
  • Длина - 0,924 м ;
  • Диаметр - 0,985 м ;
  • Сухая масса двигателя - 214 кг ;
  • Способ запуска - сжатым воздухом.

    Винт MTV-Propeller , тянущий , изменяемого шага :
  • Число лопастей - 3 ;
  • Направление вращения - против часовой стрелки ;
  • Диаметр - 2,5 ;

    Тип применяемого топлива - бензин Б-95/115 , ГОСТ 1012-72 ;

  • Его заменители:

    - 100/130 по спецификации Mil-5572F(США) ;

    - AVGAS 100 по спецификации DERD-2485 (Англия) ;

    - 91/96 по спецификации 3-GP-25D (Канада) ;

    Тип применяемого масла - МС-20 ГОСТ 21743-76 ;

  • Его заменители:

    - Oil-100 по спецификации Mil-L-6082 (США) ;

    - В/О по спецификации DERD-2472 (Англия) или Oil-100 по спецификации DERD-2450 (Англия) ;

    - DE-100 по спецификации AIR-3560/C (Франция) .

    МАССЫ И НАГРУЗКИ. Данные приведены для вариантов : 2 летчика / 1 летчик во второй кабине / перегоночный:

  • Максимальная взлетная масса 990 / 856 / 1087 кг ;
  • Полная нагрузка 236 / 132 / 333 кг ;
  • Снаряжение 186 / 97 / 193 кг , в том числе :

    - экипаж 178 / 89 / 178 кг ;

    - масло 8 / 8/ 15 кг .
  • Топливо 50 / 35 / 140 кг ;
  • Масса пустого самолета 754 / 754 / 754 кг ;
  • Центровка, % САХ:

    - на взлете 33.3 / 31,6 / 31,5 ;

    - на посадке 34,5 / 32,4 / 34,1 ;
  • Диапазон допустимых эксплуатационных центровок 29-35 % .

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ:
  • диапазон высот применения 0-4000 м ;
  • максимальная скорость горизонтального полета у земли на взлетном режиме 320 км/ч ;
  • скорость пилотирования 360 км/ч ;
  • максимальная скороподъемность у земли на взлетном режиме 15 м/с ;
  • максимальная скорость пилотирования 450 км/ч ;
  • взлетная скорость 130 км/ч ;
  • посадочная скорость 135 км/ч ;
  • скорость сваливания 110 км/ч ;
  • максимальная скорость углового вращения по оси Х (по крену) 6 рад/с ;
  • максимальная дальность полета на высоте 500 м и скорости 220 км/ч с АНЗ=7% от массы топлива 700 км ;
  • длина разбега 170 м ;
  • длина пробега 400 м ;
  • диапазон эксплуатационных перегрузок +9g/-7g .

    ОБОРУДОВАНИЕ. Радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование обеспечивают эксплуатацию самолета днем в простых метеорологических условиях.

    Приборы контроля работы силовой установки :
  • Тахометр ИТЭ-1 - 2 шт. ;
  • Термометр ТУЭ-48 - 1 шт. ;
  • Термометр П-1 - 2 шт. ;
  • Трехстрелочный индикатор УКЗ-1 - 2 шт. ;
  • Светосигнализатор "Стружка в масле" - 2 шт. .

    Пилотажно-навигационное оборудование :
  • Компас КИ-13 - 2 шт. ;
  • Высотомер ВД-10К - 2 шт. ;
  • Указатель скорости УС-450К - 2 шт. ;
  • Акселерометр АМ-9С - 2 шт. ;
  • Указатель скольжения 1273-59 - 4 шт. .

    Радиосвязное оборудование :
  • Радиостанция "Бриз" - 1 комплект .

    Система электроснабжения :
  • Основной источник постоянного тока - генератор ГСР-3000М напряжением 27V IV серия ;
  • Резервно-аварийный источник - аккумуляторная батарея 21НКБН-3,5 .

    Система регистрации режимов полета БУР-4М :

    Устанавливается на самолете по желанию и за счет Заказчика для обеспечения записи на ленту легкосъемной кассеты БК-4 основных параметров полета и сохранения записанной информации в случае летного происшествия.

    Обрабатывается с помощью системы оперативной дешифровки НУВ-4 или комплекса наземной обработки на базе IBM/PC.

    Включение системы БУР-4М осуществляется как вручную, так и автоматически.

    По требованию Заказчика можем устанавливаться следующее оборудование :
  • Кодирующий высотомер KEA 130A ;
  • Самолетный ответчик КТ 76А ;
  • Система GPS/comm KLX 135 (спутниковая навигация/связь) ;
  • Указатель скорости P/N 8025 ;
  • Замена генератора ;
  • Замена аккумулятора .

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет Як-54 представляет собой цельнометаллический моноплан с фюзеля-жем типа полумонокок, со среднерасположенным крылом, неубирающимся шасси рессорного типа с хвостовой опорой, консольным крылом и оперением трапецевидной формы.

    Самолет оборудован двумя кабинами: первая для летчика-инструктора, вторая - для обучаемого летчика ( курсанта ). В кабине установлены два кресла летчиков по схеме "тандем". Кресло в первой кабине нерегулируемое, во второй -регулируемое по высоте. Кресла укомплектованы наспинными спасательными парашютными системами.

    УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ. Самолет предназначен для выполнения полетов по правилам визуального полета (VFR) днем, по правилам полета по приборам (IFR) днем с обеспечением радиосвязью в МВ-диапазоне волн.
  • Диапазон температур окружающего воздуха -35C - +45С ;
  • Барометрическое давление - 462-787 мм рт. ст. ;
  • Боковая составляющая ветра - 7 м/с ;
  • Попутная составляющая ветра - 5 м/с ;
  • Встречная составляющая ветра - 15 м/с ;
  • Самолет не эксплуатируется в условиях грозовой деятельности и обледенения.

    Ресурс самолета :
  • Ресурс до списания - 3000 летных часов, 12000 посадок, 20 лет .
  • Ресурс до первой ремонтной формы и межремонтный - 500 летных часов , 2000 посадок , 10 лет .

    Ресурс двигателя :
  • Назначенный ресурс - 2000 летных часов .
  • Срок службы двигателя до списания - 20 лет .
  • Ресурс двигателя до первого ремонта и межремонтный - 500 летных часов , 5 лет.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Производится серийно . К началу 1999 г на Саратовском авиационном заводе (САЗ) построено восемь машин. Заключен контракт с фирмой Northwest Acrobatic Center и авиашоу Dancing Bear на поставку в США 48 самолетов Як-54.

    ИЗГОТОВИТЕЛЬ: АО "Саратовский авиационный завод". Производственные мощности САЗ позволяют выпускать более 100 самолетов Як-54 в год.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Двухместный спортивно-пилотажный самолет Як-54 разработки ОКБ имени А.С. Яковлева предназначен для замены Як-52

    РАЗРАБОТЧИК. ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева", Москва.

    Мониторинг:

    26.03.2014 Под Калининградом упал учебный легкомоторный самолет С-2 Синтал, а не Як-54

    ТАСС: По уточненным данным, в Калининградской области потерпел катастрофу учебный само…

    26.03.2014 Под Калининградом упал учебный самолет Як-54, два человека погибли

    ТАСС: В Гвардейском районе Калининградской области потерпел катастрофу учебный самолет…

    18.11.2011 Арсеньевский авиазавод в начале 2012 года выпустит два самолета Як-54

    АвиаПорт.Ru: ААК "Прогресс" в начале 2012 года планирует поставить два самолета Як-54 отечест…

    21.07.2011 Посетители МАКС-2011 увидят высший пилотаж на Як-52 и Як-54

    АвиаПорт.Ru: Группа из трех учебно-тренировочных самолетов Як-52 продемонстрирует высший пило…

    25.11.2010 В 2011 году спортивные самолеты Як-54 поступят в региональные отделения ДОСААФ Дальнего Востока

    Интерфакс: Спортивные самолеты Як-54 в 2011 году планирует закупить Добровольное общество с…

  •