М-101 / Легкий многоцелевой самолет

  • Дата изменения данных: 21.12.2015
Легкий скоростной многоцелевой самолет М-101Т "Гжель"

Легкий скоростной многоцелевой самолет М-101Т "Гжель" разработки ЭМЗ им. В.М. Мясищева рассчитан на семь пассажиров и может быть использован в качестве бизнес-самолета, а также предназначен для деловых полетов, пассажирских и грузовых перевозок на малозагруженных авиалиниях, оказания экстренной медицинской помощи и других авиаработ. Самолет оснащен турбовинтовым двигателем M-601F чешской фирмы "Моторлет".
Герметический салон и большая высота полета позволяют создать пассажирам весьма комфортабельные условия. М-101 до настоящего времени остается единственным российским деловым самолетом с гермокабиной и ТВД.

Отличительной чертой самолёта является высокий уровень комфорта в полёте, который достигается за счёт:
- герметичного салона с системой кондиционирования, позволяющей автоматически поддерживать заданные температуру и давление воздуха в салоне;
- возможности полёта на высотах полёта 7000 - 8000 м, вне зоны "болтанки";
- применения малошумного пятилопастного винта и звукоизоляции, которые обеспечивают уровень шума в слоне, позволяющий разговаривать не повышая голоса;
- использования удобных и эргономичных кресел пассажиров и комплектации самолёта специальным вариантом VIP салона с учётом самого взыскательного вкуса заказчика.

Исключительная надежность самолёта и безопасность эксплуатации гарантируются за счёт:
- соответствия нормам лётной годности АП - 23 и FAR - 23, подтвержденного в ходе сертификационных испытаний;
- простоты и надежности конструкции, разработанной с учётом богатого опыта проектирования известного во всём мире конструкторского бюро им. Мясищева;
- применения надёжного двигателя M 601F-32 компании Walter, сертифицированного как в России, так и за рубежом;
- применения состава оборудования известных фирм и использования противообледенительной системы, позволяющих выполнять полёты правилам полетов по приборам (ППП), днем и ночью, в сложных метеоусловиях, в условиях обледенения и обеспечивающих практически всепогодную, круглогодичную эксплуатацию при температуре воздуха на земле от -50 до +50С;
- высокой культуры производства самолётов на Нижегородском авиационном заводе "Сокол" с использованием лучших традиций военно - промышленного комплекса;
- заводской системой контроля качества выпускаемой продукции и обязательной приёмкой всех узлов, агрегатов и готовых самолётов Военной Приёмкой.

Высокие показатели экономической эффективности М-101Т и простота обслуживания достигаются путём:
- принятия стратегии эксплуатации по состоянию;
- использования экономичного ТВД и доступного топлива;
- возможности автономного базирования на грунтовых аэродромах;
- минимизации эксплуатационных расходов.

Самолет незаменим в качестве:
  • транспортного средства региона, обеспечивающего деловые полеты администрации,
  • средства перевозки пассажиров и грузов на регулярных малозагруженных и чартерных рейсах,
  • аэротакси для перевозки пассажиров и грузов,
  • средства оказания экстренной медицинской помощи,
  • воздушного средства для туризма.
  • частного воздушного судна;
  • учебный самолет;
  • самолета специального применения:
    - санитарный/медицинский самолет,
    - штабной самолет/координационный центр,
    - самолет - воздушная платформа для мониторинга атмосферы и поверхности земли и проведения работ по лесоохране, аэрофотосъемке, геологоразведке и т.д.
    - гидросамолёт с базированием на речных и озёрных водоёмах;
    - комбинированная модификация.

    МОДИФИКАЦИИ. В разработке находятся модификации:
  • базовый вариант - административный на 4 места;
  • пассажирский на 6 мест;
  • учебно-тренировочный;
  • грузовой;
  • санитарный;
  • на лыжном шасси;
  • на поплавках;
  • штабной;
  • М-101Т -базовый вариант самолета с турбовинтовым двигателем;
  • М-101П -вариант с поршневым двигателем фирмы Lycoming;
  • М-101Д -вариант с итальянским дизелем.

    Кроме того, самолет может поставляться в вариантах:
    - для аэрофотосъемки;
    - для геофизических работ;
    - специального применения.

    Возможна также разработка и производство модификаций самолета по специальным техническим заданиям заказчика.

    Самолет легко переоборудуется в аэродромных условиях в различные варианты применения.

    РАЗМЕРЫ САМОЛЕТА.
  • Длина 9,975 м;
  • размах крыла 13,00 м;
  • высота на стоянке 3,72 м.
  • Площадь крыла 17,04 кв. м
  • Размах горизонтального оперения 4,32 м
  • Диаметр пропеллера 2,30 м
  • Шасси:
    - Колея стояночная 3,0 м,
    - База стояночная 2,883 м;
  • Размеры колес шасси:
    - Переднее 400х150 мм,
    - Основное 500х150 мм.

    РАЗМЕРЫ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ.
  • Длина 4,56 м,
  • Ширина 1,32 м,
  • Высота салона по проходу 1,26 м,
  • Объем салона 7,5 куб. м,
  • Дверь пилотов:
    - Ширина 0,9 м,
    - Высота 0,976 м;
  • Дверь пассажиров:
    - Ширина 1,15 м,
    - Высота 1,23 м
  • Размеры аварийного люка 0,667х0,405 м

    ЧИСЛО МЕСТ.
  • Численность экипажа 1 пилот (в учебном варианте - 2 человека).
  • Максимальное количество пассажиров 7 человек.

    ДВИГАТЕЛЬ. Самолет оснащен одним ТВД М-601F-32 чешского производства фирмы Walter мощностью 760 л.с., мощность на крейсерском режиме составляет 665 л.с. Двигатель имеет международный сертификат. Воздушный винт - сертифицированный пятилопастный металлический реверсивно-флюгируемый V-510 производства фирмы Hamilton Standart (Словакия).

  • Ресурс двигателя 9000 часов.
  • Часовой расход топлива 75-95 кг/ч.
  • Двигатель - реверсивный.
  • Марки топлива - Т-1, ТС-1.
  • Межремонтный ресурс двигателя М-601F-32 - 3000 часов.
  • Мощность на крейсерской высоте 350 л.с.
  • Удельная нагрузка на мощность 4,21 кг/л.с.
  • Удельный расход топлива (Н=0,М=0) 0.31 кг/л.с.*ч.
  • Вместимость маслобака 11 л,
  • Минимальное количество масла для работы 5,5 л,
  • Расход масла 0,1 кг/час.

    В производстве чешского двигателя участвуют 8 заводов Чехии. В производстве двигателя участвуют 8 заводов Чехии. В рамках программы М-101 чешская фирма Motorlet поставляет в Нижний Новгород двигатели М-601F, воздушные винты и ряд комплектующих.
    Двигатель и воздушный винт сертифицированы во многих странах мира.
    Стоимость одного двигателя М-601F составляет около $170 тысяч.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ.
  • Максимальная взлетная масса 3270 кг;
  • Максимальная посадочная масса 3270 кг;
  • Максимальная коммерческая нагрузка:
    - с 4 пассажирами 450 кг;
    - с 6 пассажирами 630 кг;
    - в грузовом варианте 700 кг;
  • Максимальная масса топлива 450 кг,
  • Минимальная масса топливо 100 кг,
  • Резервный запас топлива 48 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
    Основные летно-технические и взлетно-посадочные данные приведены к условиям МСА, для взлетной массы 3270 кг.

  • Максимальная эксплуатационная скорость полета Н=7600 м - 400 км/ч
  • Предельная маневренная скорость полета 260 км/ч
  • Максимальная скорость при выпуске-уборке шасси 220 км/ч
  • Время набора высоты 7600 м, не более 25 мин
  • Дальность полета (с крейсерской скоростью 380 км/ч, на Н=7600 м, с максимальной заправкой топлива и АНЗ на 45 мин. полёта, 4 пассажира) 1200 км.
  • Высота крейсерского полета (эксплуатационный потолок) 7600 м;

    Взлетные данные:
  • Длина разбега (на твердой сухой грунтовой ВПП) 320 м
  • Скорость отрыва самолета от ВПП 147 км/ч
  • Взлетная дистанция 460 м,

    Посадочные данные:
  • Посадочная скорость(с закрылками на 45 градусов и при посадочной массе 2860 кг) 148 км/ч
  • Длина пробега 280 м
  • Посадочная дистанция (с реверсом) 400 м.

    Основные летные ограничения:
  • Предельно-допустимая эксплуатационная перегрузки +3.5/-1.40
  • Предельная скорость пикирования 422 км/ч;
  • Максимальные составляющие ветра на взлете, посадке и рулении:
    - боковая 8 м/с,
    - попутная 4 м/с,
    - встречная 20 м/с;
  • Прочность грунта для ВПП не менее 6 кгс/кв.см.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Бортовой комплекс состоит из российского и импортного (американской фирмы "Бендикс Кинг") оборудования, в том числе включает в себя систему спутниковой навигации.
    Бортовой комплекс и противообледенительная система позволяют эксплуатировать самолет днем и ночью в сложных метеоусловиях.
    Самолет оснащается оборудованием для ночных полетов и для полетов в сложных метеоусловиях - высота облачности до 80 м и видимость при взлете до 1200 м. Самолет может быть оснащен комплексом бортового оборудования фирмы Bendix King. B состав комплекса входит навигационно-связная система КХ 165. Она предназначена для решения навигационных задач в комплексе со всенаправленным маяком (РМ) по международной системе ближней навигации VOR, обеспечивает полет и заход на посадку с использованием РМ отечественной системы СП-70 или международной ILS; определяет магнитный пеленг РМ, положение самолета относительно линии заданного азимута, устанавливаемого на навигационно-плановом приборе KI 525A левого пилота. При использовании ILS определяет отклонение от равносигнальной зоны курсового и глиссадного РМ, обеспечивает связь в УКВ-диапазоне. Курсовая система KCS 55A определяет гиромагнитный курс и работает в режимах автоматической магнитной коррекции и свободного гироскопа. Вывод информации производится на индикаторы KI 525A, KI 227-01 и КХ 165. Двухсторонняя радиосвязь в УКВ-диапазоне осуществляется посредством станции KY 196A. Система KLN 89B - спутниковая система определения географических координат самолета GPS (система дальней навигации с базой данных о маяках, радиостанциях, погоде и т.д.). Она определяет боковое отклонение от маршрута, расстояние до промежуточных пунктов маршрута, путевую скорость, истинный путевой угол, время полета до поворотного пункта, азимутальный пеленг поворотного пункта. Точность позиционирования - 50 м. Система KR 87M представляет собой автоматический радиокомпас ADF c индикатором KI 227-01. Система КТ 76А - радиолокационный маяк-ответчик для работы со вторичным радиолокатором служб УВД по международному коду RBS/ICAO. Штормоскоп системы WX 900 обеспечивает обнаружение газообразований и регистрацию зарядов с круговым обзором на расстояние 185 км.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет имеет цельнометаллическую конструкцию из алюминиевых сплавов. Крыло большого удлинения кессонной конструкции - топливо размещается в баках, образованных двумя лонжеронами, нервюрами и обшивкой крыла.
    В особо ответственных местах конструкции планера применяются сталь и титановые сплавы. Выполнение салона герметичным и большая высота полета позволяют создать на самолете весьма комфортабельные условия.
    Низкоплан нормальной схемы. Шасси трехопорное с носовым колесом обеспечивает эксплуатацию самолета с грунтовых аэродромов. Возможна установка поплавкового или лыжного шасси.
    Самолет оснащается сдвоенным управлением, что позволяет использовать его в учебно-тренировочном варианте.
    Две двери: передняя пилотская и основная грузопассажирская, имеющая размер 1,15х1,23м позволяют быстро конвертировать самолет в различные варианты применения, обеспечивая широкий круг функциональных возможностей нового самолета бизнес-класса.
    Пассажирский салон самолета М-101Т "Гжель" и кабина экипажа представляют собой единый отсек, снабженный современной системой кондиционирования, обеспечивающей в салоне постоянную температуру в пределах 17-25 градусов. На борту имеется система индивидуальной подачи кислорода.
    Сдвоенная система управления существенно расширяет эксплуатационный диапазон нового воздушного судна, при этом кресло второго пилота легко переоборудуется в пассажирское место.

    ОБЩИЙ ВИД И КОМПОНОВКА.
    Самолет представляет собой однодвигательный, цельнометаллический моноплан со свободнонесущим низкорасположенным крылом и хвостовым оперением нормальной схемы.
    Крыло самолета трапецевидной формы в плане, кесонного типа, оборудовано пневматической системой противообледенения.
    Оперение обычного типа установлено в хвостовой части фюзеляжа.
    В нижней части фюзеляжа установлен аэродинамический подфюзеляжный гребень.
    На вертикальном и горизонтальном оперениях установлены органы управления самолетом - руль направления и руль высоты. Рули снабжены триммерами.
    Оперение оборудовано пневматической противообледенительной системой.
    Шасси самолета трехопорное, убирающееся в полете.
    Самолет оснащен пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, обеспечивающим возможность выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
    М-101Т имеет системы: гидравлическую, пневматическую, топливную, противообледенительную, систему электроснабжения, обогрева и вентиляции, а также противопожарное, кислородное, аварийно-спасательное и бытовое оборудование.

    Фюзеляж.
    Фюзеляж представляет собой полумонококовую конструкцию. Основной материал для деталей фюзеляжа - алюминиевые сплавы. Изготавливается фюзеляж методом герметичной клепки с герметизацией швов. В особо ответственных местах применяется нержавеющая сталь и титановые сплавы.
    В носовом отсеке фюзеляжа располагается двигатель, его системы и элементы крепления. Носовой отсек отделен от салона стеночным шпангоутом, выполняющим роль противопожарной перегородки.
    Центральный отсек представляет собой пассажирский салон, в котором размещаются пилотские и пассажирский кресла. Каждое пассажирское кресло имеет откидывающуюся спинку и обеспечено индивидуальным прибором вентиляции.
    Кресла пилотов имеют откидную регулируемую спинку и могут быть отрегулированы по высоте и положению в продольном направлении. Кресла оборудованы привязными ремнями.
    Лобовое стекло для защиты от запотевания обдувается теплым воздухом.
    Лобовые панорамные стекла кабины, а также боковые иллюминаторы больших размеров 320х375 мм, обеспечивают хороший обзор экипажу и пассажирам.
    В конце центрального отсека предусмотрено место для размещения багажа пассажиров. Фиксация багажа осуществляется сетками с резиновыми амортизаторами.
    По левому борту самолета расположены две двери:
    - боковая пилотская дверь с габаритами 900х975 мм в свету. Дверь пилотов обеспечивает независимый от пассажиров доступ пилотов в кабину самолета.
    - задняя пассажирская дверь размером 1230х1150 мм. Дверь также используется при загрузке самолетов в грузовом или санитарном вариантах. Большие размеры пассажирской двери позволяют с максимальным удобством осуществлять посадку и высадку пассажиров, погрузку и выгрузку грузов.
    Для удобства посадки пассажиров в самолет предусмотрен съемный трап.
    По правому борту кабины предусмотрен аварийный быстросъемный люк.
    Cамолет имеет достаточно просторный и удобный салон.

    Крыло.
    На самолете используется низкорасположенное крыло трапецевидной формы в плане, кессоннного типа. В кессонах крыла размещен основной запас топлива.
    Конструктивно крыло выполнено по 2-х лонжеронной схеме с продольно-поперечным силовым набором и работающей обшивкой.
    По задней кромке крыла установлены двухщелевые закрылки, отклоняемые гидроприводом. На концах крыла установлены элероны, имеющие электромеханический триммер.
    Крыло оборудовано пневматической системой противооблединения.

    Оперение.
    Хвостовое оперение - нормальной схемы. На рулях высоты установлены электрические триммеры. Управление триммерами осуществляется переключателями, расположенными на штурвалах пилотов. Система управления - жесткая, из трубчатых тяг и качалок из алюминиевого сплава.
    В нижней части фюзеляжа установлен аэродинамический подфюзеляжный гребень

    СИСТЕМЫ САМОЛЕТА.

    Кабина пилотов.
    Компоновка кабины пилотов выполнена с учетом норм эргономики. Приборы сгруппированы на приборной доске по функциональному признаку.
    Для улучшения считывания показаний индикаторов приборная доска наклонена вперед, снабжена защитным козырьком, а в темное время суток освещается.
    На центральном пульте устанавливаются рычаги управления двигателем.
    Органы управления закрылками, уборкой и выпуском шасси установлены вблизи центрального пульта.
    Пост ручного и ножного управления - сдвоенный. Колонки штурвалов утоплены в приборную доску, педали имеют возможность регулировки по росту пилотов.
    Между пультами пилотов расположен центральный горизонтальный пульт, с которого осуществляется управление режимом работы двигателя и воздушного винта.
    Кресла пилотов имеют регулировку по высоте, росту и углу наклона спинки, оснащены ремнями безопасности.
    Пассажирский салон.
    Конструкция салона предоставляет возможность работы и отдыха во время полета. Кресла регулируются по углу наклона и оснащены ремнями безопасности. В хвостовой части салона предусмотрен отсек для багажа пассажиров. Легкий доступ к багажу позволяет сокращать время нахождения в аэропорту.

    Силовая установка.
    Самолет оснащен авиационным турбовинтовым двухвальным двигателем WALTER - M 601 F-32 с петлеобразной формой газовоздушного тракта. Двигатель состоит из двух основных частей - турбокомпрессора и приводной части. Турбокомпрессор состоит из двух осевых и одной центробежной ступеней компрессора, кольцевой камеры сгорания и одноступенчатой осевой турбины. В задней части входного корпуса компрессора находятся коробка приводов с агрегатами, обеспечивающими работу силовой установки и ее управление. Одновременно коробка приводов служит маслобаком. К передней части турбокомпрессора присоединена приводная часть. Приводная часть состоит из одноступенчатой свободной турбины, выходной системы и двухступенчатого редуктора, составной частью которого является измеритель крутящего момента и вал воздушного винта. Регулятор воздушного винта, расположенный на корпусе редуктора , обеспечивает гидравлическое управление винтом, включая установку реверсивных углов.
    Двигатель оснащен системой электронных ограничителей, защищающих от превышения допустимых параметров при запуске и реверсировании. На остальных режимах система ограничителей сигнализирует о превышении допустимых параметров.
    Запуск двигателя осуществляется электростартером и полупроводниковой системой зажигания низкого напряжения (28 V). Источником напряжения может служить аэродромный источник питания или бортовые аккумуляторы самолета. Благодаря наличию аккумуляторов возможна автономная эксплуатация самолета.
    Основные технические данные двигателя:
  • Мощность на взлетном режиме МСА 580 кВт;
  • Частота вращения воздушного винта 2080 об/мин;
  • Эквивалентный удельный расход топлива 385 г/кВт/ч;
  • Мощность на максимальном постоянном режиме МСА 500 кВт;
  • Частота вращения воздушного винта 1800-1900 об/мин;
  • Масса 202 кг;
  • Размеры (высота*ширина*длина) 605*590*1675 мм;
  • Ресурс до капремонта 3000 ч.

    Воздушный винт.
    На самолете установлен пятилопастной цельнометаллический воздушный винт изменяемого шага V-510 производства фирмы AVIA - PROPELLER. Он оснащен гидроприводом, автоматическим регулятором оборотов и системой обогрева кромок лопастей. Для обеспечения лучших взлетно-посадочных характеристик винт выполнен реверсивно-флюгируемым. Изменение шага винта в полете происходит в автоматическом режиме. Применение реверса в сочетании с отклонением закрылков на 450 позволяет сократить пробег до 280 м.

    Топливная система.
    Топливная система предназначена для размещения необходимого запаса и бесперебойной подачи топлива к двигателю на всех режимах полета, при любых эволюциях самолета.
    Топливо располагается в кессонах крыла.
    Максимальная заправка топливных баков 450 кг. Марки применяемого топлива: керосин Т-1, ТС-1.
    Топливо заправляется через заливные горловины, в основные баки, слив производится через сливной кран. Слив конденсата производится из каждого бака через клапаны слива конденсата.
    Система топливоподачи обеспечивает необходимый расход топлива в следующем диапазоне:
    - на максимальном режиме - 220 кг/ч;
    - на режиме малого газа - 60 кг/ч.
    Для выравнивания давления в баках с атмосферным, при изменении высоты полета имеется дренажная система. Дренаж баков на земле и в воздухе производится через воздухозаборник дренажа, расположенный на нижней поверхности крыла.
    Контроль над запасом топлива на борту самолета осуществляет система СИТ9-2. В состав системы входят:
    - датчик топливомера - 10 шт.;
    - датчик сигнализатора - 2 шт.;
    - индикатор запаса топлива - ИЗТ9 -1 шт.
    Питание системы измерения топлива осуществляется от сети постоянного тока 27 В.

    Система управления полетом.
    Управления самолетом осуществляется: рулями высоты и направления, элеронами, триммерами.
    Управление рулями и элеронами - двойное, может обеспечиваться с мест обоих пилотов.
    Механическая система управления рулями (РВ и РН) - жесткая, состоящая из системы трубчатых тяг и качалок.
    Механическая система управления элеронами - комбинированная:
    - жесткая проводка проложена в крыле от раздаточных качалок до элерона;
    - тросовая проводка - от штурвалов до раздаточных качалок по обоим бортам под полом кабины.
    Шасси.
    Шасси самолета - трехопорное, с носовой передней опорой. . Каждая опора снабжена масляно-пневматическими амортизаторами и цилиндром уборки и выпуска.
    На передней опоре установлено нетормозное колесо КН47А с бескамерной шиной 400x150-5, на основных опорах - по одному тормозному колесу КТ235 с бескамерной шиной 500х150-9.
    Передняя опора - самоориентирующаяся с демпфером "шимми".
    Разворот самолета при рулении и на ВПП осуществляется с помощью раздельного затормаживания колес основных опор. Торможение колес и выпуск-уборка опор шасси производится от гидросистемы.
    Носовое колесо убирается назад, основные колеса внутрь корневой части крыла и фюзеляжа.
    Применены стойки с рычажной подвеской. Конструкция шасси позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых ВПП.

    Тормозная система.
    Тормозная система самолета обеспечивает:
    - одновременное и раздельное торможение левого и правого колес от основной гидросистемы;
    - резервное торможение одновременно левого и правого колес от резервной гидросистемы;
    - стояночное торможение колес от резервной гидросистемы.
    Торможение колес основных опор шасси осуществляется от гидросистемы путем нажатия на соответствующую тормозную педаль.
    Контроль давления в системе торможения левого и правого колеса осуществляется по двухстрелочному манометру, расположенному на приборной доске.
    В случае отказа основной гидросистемы торможение колес осуществляется от резервной гидросистемы путем отклонения рукоятки резервного торможения. При этом происходит одновременное затормаживание левого и правого колеса и включается светосигнальное табло "РЕЗЕРВ ТОРМОЗ".

    Система жизнеобеспечения и кондиционирования.
    Система предназначена для:
    - поддержания устойчивой температуры воздуха в гермокабине самолета в диапазоне 17...25С;
    - вентиляции гермокабины воздухом в количестве не менее 24 кг/ч на одного члена экипажа и пассажира;
    - поддержания "высоты" в гермокабине не более 3050 м во всем диапазоне высот полета;
    - ограничения максимального избыточного (положительного и отрицательного) давления в гермокабине;
    - ограничения скорости изменения давления в гермокабине;
    - создания индивидуальной вентиляции для экипажа и пассажиров;
    - обдува лобового остекления с целью предотвращения его от запотевания;
    - принудительной разгерметизации гермокабины в аварийной ситуации.
    Нормальное функционирование системы кондиционирования воздуха обеспечивается при полетах до высоты 7600 м над уровнем моря во всем диапазоне эксплуатационных температур.
    На борту имеется система индивидуальной подачи кислорода, которая обеспечивает:
    - летчику и пассажирам - кислородное питание в случае разгерметизации кабины на высотах свыше 4.5 км с последующим снижением до безопасной высоты Н=2,4 км;
    - летчику - профилактическое питание кислородом и защиту органов дыхания от дыма в случае возникновения пожара в герметичной кабине.

    Противообледенительная защита.
    Противообледенительная система предназначена для удаления льда с защищаемых поверхностей крыла, хвостового оперения (киля и стабилизатора), для защиты от образования льда лобового стекла кабины, а также для защиты лопастей воздушного винта, воздухосборника двигателя и ПВД.
    В состав противообледенительной системы входят:
    - Пневматическая противообледенительная система - для защиты от обледенения передних кромок крыла, киля и стабилизатора.
    - Электротепловая противообледенительная система лобового стекла - для защиты от обледенения лопастей воздушного винта и воздухозаборника двигателя.
    - Электротепловая ПОС циклического действия винта и воздухозаборника - для защиты от обледенения лопастей воздушного винта и воздухозаборника двигателя.
    - Обогрев ПВД.

    Светотехническое оборудование.
    В состав светотехнического оборудования входят:
    - посадочно-рулежные фары АПРФ-2, установленные в носках левой и правой консолей крыла;
    - бортовые аэронавигационные огни БАНО-7М, с красным и зеленым светофильтрами, в передней зоне левой и правой законцовок крыла самолета;
    - хвостовой бесцветный аэронавигационный огонь АНОЗ-Бл, в задней оконечности фюзеляжа;
    - маяки сигнальные ламповые МСЛ-4, в хвостовой части фюзеляжа.

    Система электроснабжения.
    Система электроснабжения (СЭС) предназначена для питания приемников электроэнергии:
    - постоянным током 27 В;
    - переменным однофазным током напряжения 115 В, 400 Гц.
    В состав СЭС входят:
  • первичная СЭС постоянного тока напряжением 27 В;
  • вторичная СЭС переменного однофазного тока напряжением 115 В, 400 Гц;
  • аварийные источники питания.

    Приборное оборудование.
    Самолет оснащен пилотажно-навигационным и радиосвязным комплексом фирмы Bendix King.
    Навигационно-связная система КХ 165 решает навигационные задачи при совместной работе с всенаправленными радиомаяками по международной системе ближней навигации VOR, обеспечивает полет и заход на посадку с радиомаяком отечественной системы посадки типа СП-70 или международной ILS. КХ 165 определяет магнитный пеленг радиомаяка, положение самолета относительно линии заданного азимута, устанавливаемого на навигационно-плановом приборе KI 525A левого пилота. При использовании ILS определяется отклонение от равносигнальной зоны курсового и глиссадного РМ. C помощью системы обеспечивается также связь в УКВ-диапазоне.
    Спутниковая система определения геофизических координат самолета KLN 89B позволяет работать со спутниками глобальной системы позиционирования (GSP), что обеспечивает высокую точность определения летчиком своего местоположения (точность позиционирования - 50 м) и прямой доступ к данным путевых точек, относящихся к аэропортам, радиомаякам, через встречную базу данных. Обеспечивает полет по правилам приборного полета. Определяет боковое отклонение от маршрута, расстояние до промежуточного пункта маршрута, путевую скорость, истинный путевой угол, время полета до поворотного пункта маршрута, азимутальный пеленг поворотного пункта маршрута.
    Курсовая система KCS 55A определяет гиромагнитный курс и обеспечивает сигналами курса индикаторы KI 525A, KI 227-01 и KX 165. Работает в режимах автоматической магнитной коррекции и свободного гироскопа.
    Автоматический радиокомпас KR 87M выводит информацию на индикатор KI 227-01.
    Штормоскоп WX 900 обеспечивает обнаружение грозообразования и определение его степени, регистрацию разрядов с круговым обзором 3600 на расстоянии до 100 морских миль.
    Радиосвязное оборудование.
    Радиосвязное оборудование самолета состоит из:
  • устройства самолетного переговорного со встроенным маркерным приемником;
  • двухсторонней связной УКВ радиостанции KY 196A;
  • радиомаяка-ответчика KT 76A для работ со вторичным радиолокатором служб УВД по международному коду RBS/IKAO.

    ОБСЛУЖИВАНИЕ САМОЛЕТА

    Техническое обслуживание.
    Техническое обслуживание самолёта выполняется в соответствии с Регламентом технического обслуживания и Руководством по технической эксплуатации.
    Для удобства обслуживания и осмотров бортовых систем, агрегатов, узлов и деталей в конструкции планера предусмотрены эксплуатационные, технологические люки, съёмные и откидные панели, капоты.
    Принятая система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) обеспечивает эксплуатацию самолёта по состоянию с проведением контрольно - восстановительных работ периодичностью 6000 часов.
    Техническое обслуживание самолёта включает формы оперативного и периодического ТО, ТО при хранении и специальное ТО.
    Оперативное ТО выполняется непосредственно перед вылетом самолёта и после посадки, включает в себя работы по обслуживанию и вспомогательные работы.
    К периодическому ТО относятся регламентные работы, выполняемые по налёту или календарным срокам соответственно через 600 л.ч. (6 месяцев), 1200 л.ч. (12 месяцев) и 6000 л.ч. (5 лет).

    Ресурсы и гарантии.
    Для планера самолёта установлен следующий ресурс:
  • 15000 л. ч. или 20 лет, что наступит раньше;
  • эксплуатация осуществляется по состоянию.
    Для двигателя:
  • срок службы - 20 лет;
  • межремонтный ресурс - 3000 л. ч.;
  • количество ремонтов не ограничено.

    Гарантийное обслуживание самолета осуществляется в течение первого года эксплуатации, но не позднее 24 месяцев со дня заводской приемки.
    Сроки гарантийного обслуживания могут изменяться в соответствии с условиями договора на поставку самолёта.

    УРОВЕНЬ ШУМА. Экономичный чешский турбовинтовой двигатель М-601F с малошумным пятилопастным винтом V-510 обеспечивают уровень шума существенно ниже нормативных экологических требований.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Первый полет самолета состоялся 31 марта 1995 года.
    Первоначально получение сертификата типа планировалось на конец 1997 года.
    Но в настоящий момент "Сокол" совместно с разработчиком самолета ЭМЗ им. Мясищева еще продолжают сертификацию самолета, для завершения которой необходимо примерно $2,5 млн. (по другим, более поздним данным необходимы средства в размере около $3 млн, которые завод рассчитывает получить во второй половине 2000 года у инвесторов при содействии крупнейшего акционера предприятия - группы компаний "Каскол" (Москва), а также переговоры о возможном участии в финансировании программы "Гжель" проведены с компанией "Аэрофлот" и с рядом западных фирм.
    По состоянию на март 2000 года самолет планировалось сертифицировать к концу 2000 года.
    Однако в начале сентября 2000 года сообщалось, что сертификация самолета М-101 должна быть ускорена, что диктуется возможностью заключения контрактов как внутри России, например для программы "Авиалайн", так и с зарубежными покупателями, при этом планируется завершить сертификацию самолета в первой половине 2001 года. По экспертным оценкам компании "Авиалайн", при реализации программы местных воздушных линий потребуется не менее 100 самолетов М-101 "Гжель".
    Сертификация будет проводиться по отечественным нормам. Самолет создается в соответствии с нормами АП-23, в том числе в соответствии с поправкой #2 - с дополнительными требованиями к самолетам этого класса. Двигатель и воздушный винт уже имеют международный сертификат.
    К настоящему времени построены 2 машины для наземных испытаний (для статиспытаний и для повторных статиспытаний), 3 опытных и 5 (по другим данным 6) самолетов предсерийной партии. В запуске на нижегородском "Соколе" находится не менее 15 ( по другим данным 20) самолетов.
    Проведение летных и сертификационных испытаний осуществляется одновременно с использованием 2-3 самолетов. Во время испытаний самолет совершил аварийную посадку на брюхо (что позволило закрыть часть пунктов проведения сертификационных испытаний). На этом же самолете проведены значительные доработки (в том числе и конструктивного характера) в ходе выполнения восстановительных работ. Восстановленный самолет для продолжения проведения летных и сертификационных испытаний оборудован новейшей отечественной контрольно-записывающей аппаратурой. Система измерений снимаемых параметров самолета в ходе летных испытаний создана на основе наработок по испытаниям космической техники. Одновременно обрабатываются показатели по 400 параметрам.
    Третий самолет опытной партии принят к проведению сертификационных испытаний с комплектом пилотажно-навигационного бортового оборудования фирмы Allied Signal (Bendix King).Выпущенный в июле 1996 года 4-й опытный самолет, предназначенный для проведения сертификационных испытаний, прошел доработку по замечаниям проведенных летно-конструкторских испытаний. В августе 1996 года самолет был перегнан в г. Жуковский. По состоянию на ноябрь 1996 года, ожидалось, что временный сертификат на самолет может быть получен не ранее второй половины первого полугодия 1997 года, а постоянный - в конце 1997 года.
    Производство опытных самолетов осуществляется сразу на серийном Нижегородском авиационном заводе Сокол, что привело к значительной экономии средств. На заводе изготовлена вторая очередь технологической оснастки, что позволило увеличить мощность установленного основного оборудования до приблизительно 50 самолетов в год. Планами завода Сокол на 1997 год был предусмотрен выпуск не более 20 самолетов М-101. С 1998 года ожидалось достаточно резкое увеличение выпуска и поставок самолетов на рынок, что во многом связано с планировавшимся завершением в 1997 году сертификации самолета и получением на него постоянного сертификата типа. В некоторых СМИ говорилось, что производственные мощности, задействованные в серийном производстве позволяют довести выпуск самолетов до 500 машин в год. Это говорит только об огромных свободных мощностях завода, но не о реальной производственной мощности по выпуску самолета М-101.
    По данным на ноябрь 1996 года, велись переговоры о создании двух совместных предприятий за рубежом России по совместному серийному производству и реализации на мировом рынке авиационной техники самолетов М-101 Гжель. Об одном из них уже были сообщения в СМИ - авиационный завод Сокол планировал в течение ближайших 2 лет совместно с малайзийской стороной (СП Митцар) организовать в Малайзии авиасборочное предприятие по сборке до 50 самолетов М-101 Гжель в год (подписан Протокол о намерениях), однако, договоренности о производстве самолетов не могут быть достигнуты без участия разработчика (держателя авторских прав на самолет). По данным же ОКБ, действительно есть намерения создания СП по сборке М-101 в Малайзии, но подписание контракта - дело не завтрашнего дня.
    До августа 1998 года имелись заявки на приобретение около 300 самолетов М-101. В настоящее время число заявок уменьшилось, однако, в последнее время все большее внимание к самолету проявляют зарубежные покупатели.
    В пору "большого оптимизма" по перспективам отечественной легкой авиации середины 90-х гг., разработчик самолета М-101 пытался выйти с самолетом на международный авиарынок с планами создания ряда совместных предприятий. Так в частности, в Куала-Лумпуре (Малайзия) подписано предварительное соглашение, конечной целью которого является создание СП по производству самолетов М-101 "Гжель" и малазийская сторона проявила также интерес к самолету А-211 фирмы "Альфа-М". В США в штате Вирджиния было образовано СП, которое должно доукомплектовывать и собирать самолет для продажи на американском рынке. Пока речь шла всего о 25 самолетах по цене $ 1,3 млн. Соглашение между АО "ЭМЗ им. Мясищева" и General Aircraft USA o сборке в США самолетов с поршневым двигателем типа М-203PW и с ТВД типа М-101PW, M-201PW и М-202PW пока также не материлизовались. Официальные лица ожидали, что прототипы М-203PW и М-101PW начнут полеты в США в 1999 году.
    Авиазавод "Сокол" по состоянию на июнь 2000 года имеет портфель заказов на выпуск 100 самолетов бизнес-класса "Гжель". Предприятие готово начать их выпуск, но сдерживает отсутствие сертификации, без которой ни один самолет не выйдет на линию. По словам заместителя директора "Сокола" по производству В. Верховодова, на сертификацию перспективной

    Мониторинг:

    27.12.2012 Региональная авиация получит "Рысачок" и "Гжель"

    Lenta.Ru: Минпромторг и Минтранс определились с типами самолетов для региональной авиации,…

    27.07.2011 ЭМЗ им. Мясищева покажет на МАКС-2011 самолеты М-55 "Геофизика" и М-101 "Гжель"

    АвиаПорт.Ru: ОАО "Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева" продемонстрирует н…

    15.05.2009 "Гжель" закрывается

    Эксперт, статья: Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" намерен достроить 20 легких турбови…

    11.03.2005 Нижегородский авиазавод "Сокол" рассматривает возможность создания СП с польской "ANEX" по сборке самолетов М-101 "Сокол"

    НТА-Приволжье: НАЗ "Сокол" рассматривает возможность создания совместного предприятия с компани…

    12.08.2004 "Полярные авиалинии" присматриваются к М-101

    АвиаПорт.Ru: На авиасалоне малой авиации, проходящем в аэропорту Якутска, представлен ряд нов…

  •