МиГ-25РБ / Разведчик-бомбардировщик

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ


НАЗНАЧЕНИЕ. МиГ-25РБ предназначен для оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот, а также нанесения бомбовых ударов по стационарным целям.

РАЗМЕРЫ.
  • Размах крыла 13,42 м,
  • длина самолета 21,55 м,
  • площадь крыла 62,40 м2.



    ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек, в учебном варианте 2 человека.

    СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен двумя ТРДФ Р-15БД-300 (2х11200 кгс) или двумя Р-15Б-300 (2х11200 кгс). Регулируемые воздухозаборники - боковые, совкового типа, с горизонтальным расположением клина торможения.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ:
  • Максимальная взлетная 41.200 кг,
  • Нормальная взлетная 37 000 кг,
  • Топлива во внутренних баках 15 245 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
  • Максимальная скорость 3000 км/ч (М=2,83);
  • практический потолок 23 000 м;
  • дальность полета:

    - со сверхзвуковой скоростью без ГТТБ 1635 км,

    - с дозвуковой скоростью без ПТБ 1865 км,

    - со сверхзвуковой скоростью с ПТБ (1 х 5300 л) 2130 км,

    - с дозвуковой скоростью с ПТБ (1 х 5300 л) 2400 км;
  • время набора высоты 19.000 м - 6,6 мин;
  • время набора высоты 19.000 м с 2000 кг бомб - 8,2 мин;
  • максимальная эксплуатационная перегрузка 3,8.

    ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен системой автоматического управления САУ-155Р, а также цифровым прицельно-навигационным комплексом "Пеленг-Д", "Пеленг-ДА", или "Пеленг-ДМ", включающим ИНС с коррекцией от доплеровского измерителя ДИСС-3 (на поздних модификациях - ДИСС-7) и цифровую ЭВМ ЦВМ-10-155 "Орбита 155".

    Имеется различное взаимозаменяемое разведывательное оборудование, обеспечивающее ведение фото-, радиотехнической и радиолокационной разведки.

    На самолете МиГ-25РБМ в более длинной, чем у остальных разведчиков-бомбардировщиков, носовой части фюзеляжа размещена аппаратура РЭБ.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Конструкция планера самолета типа МиГ-25РБ в основном подобна конструкции планера перехватчика типа МиГ-25П.

    ВООРУЖЕНИЕ. На четырех держателях (двух под крылом и двух под фюзеляжем) самолет может нести четыре ФОТАБ-100-80 (под крылом), восемь ФОТАБ-100-80 (под крылом и фюзеляжем), 8-10 бомб ФАБ-500М62 (в том числе и ФАБ-500М62Т со специальным термостойким покрытием, обеспечивающим возможность полета в течение 45 мин на скорости 2500 км/ч на высоте 18000 м).

    Самолеты МиГ-25РБМ несут две противорадиолокационные УР Х-58У с дальностью пуска до 40 км.

    БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Впервые самолеты МиГ-25Р и МиГ-25РБ были применены в боевых условиях в Египте в 1971 году. Весной 1971 года на аэродром "КаирВест" на самолетах АН-22 было переброшено два самолета МиГ-25Р и два МиГ-25РБ. Был образован отдельный 63 авиационный отряд, куда вошли летчики В. Гордиенко, Ю. Марченко, Н. Стогов, В. Уваров и Н. Борщов. Командиром 63 ОАО был назначен полковник А. Бежевец. С конца мая 1971 г по июль 1972 г. отряд выполнил ряд разведывательных полетов над территорией Синайского полуострова и Израиля. Попытки израильтян перехватить самолеты при помощи истребителей-перехватчиков "Мираж"III и F-4Е, а также ЗРК "Хоук" успехом не увенчались. При помощи МиГ-25 была отснята большая часть территории Израиля.

    В дальнейшем самолеты МиГ-25РБ ВВС Сирии выполнили ряд успешных разведывательных полетов над территорией Израиля и Южного Ливана. При этом попытки перехвата также оказались безуспешными (сообщения израильтян об уничтожении над г. Бейрутом одного из МиГ-25РБ не соответствуют действительности).

    Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. восемь МиГ-25РБ ВВС Ирака выполняли не только разведывательные полеты, но и наносили бомбовые удары по объектам в тылу противника. В частности, они выполнили успешные бомбометания по нефтяным терминалам в Персидском заливе, а также подвергали бомбардировке аэродром в Тегеране. В ходе боевых действий было потеряно два самолета этого типа (один потерян в 1985 году из-за разрушения двигателя, другой в 1987 году разбился при заходе на посадку). Боевых потерь иракские МиГ-25РБ не имели.

    Советские МиГ-25РБ использовались для ведения воздушной разведки на территории Афганистана (также без боевых потерь).

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Разведчики-бомбардировщики типа МиГ-25 состоят на вооружении ВВС России, а также ряда стран СНГ. Они имеются, также, в ВВС Алжира (поставлено более 30 самолетов), Индии (6), Сирии (8), Ирака (8) и Ливии (5). Кроме того, четыре самолета этого типа некоторое время находились на вооружении ВВС Болгарии, но в дальнейшем были возвращены в СССР.

    В настоящее время несколько десятков самолетов типа МиГ-25РБ и РМ продолжают вести службу в российских ВВС. Однако моральное старение самолетов, высокая стоимость их эксплуатации, а также отсутствие на территории России ремонтных предприятий ВВС, обслуживающих эти самолеты (в СССР ремонт МиГ-25 осуществлялся на ремзаводах в Азербайджане и на Украине), должны привести в ближайшее время к снятию этих самолетов с вооружения. На смену машины типа МиГ-25РБ пришел разведчика Су-24РМ. В обозримом будущем их дополнят разведчики, выполненные на базе самолета Су-27ИБ (Су-34).

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. В ответ на появление в США высотных разведчиков Локхид U-2 и Мартин/Дженерал Дайнэмикс RB-57F во второй половине 50-х годов в ряде советских ОКБ начались исследования аналогичных высотных разведывательных самолетов с крылом большого удлинения. Однако в 1959 году усилия конструкторов были переключены на создание сверхзвукового самолета Е-155 в варианте как истребителя перехватчика (Е-155П),так и высотного разведчика (Е-155Р). Кроме того, рассматривалась возможность создания самолета-носителя аэробаллистической ракеты Е-155Н.

    В мае 1960 г. ВВС выработали требования к составу разведывательного оборудования самолета Е-155Р. Было предложено восемь комплектов для ведения фотографической, радиотехнической, топографической и инфракрасной разведки. На Е-155Р возлагалось ведение разведки позиций тактических баллистических ракет, центров ПВО, мест дислокации боевой техники сухопутных войск, аэродромов, военно-морских баз, портов, крупных складов, кораблей и т.п. Был уточнен и состав специального оборудования, которое должно было иметь три комплекта.

    Первоначально предполагалось оснащение Е-155Р лишь серийной или уже заказанной промышленности (для других самолетов) разведывательной фото- и радиоаппаратурой. Позже состав аппаратуры был пересмотрен. Так, для ведения разведки в сложных погодных условиях началась разработка подвесного беспилотного самолета-"доразведчика", подвешиваемого под фюзеляжем Е-155Р. За 150-200 км от цели осуществлялся сброс БПЛА, который снижался под нижнюю кромку облаков и осуществлял съемку объекта, а затем выходил в заданную точку, где, после выполнения разворота, оказывался и самолет Е-155Р, на который по радиолинии "сбрасывалась" информация с борта "доразведчика". В дальнейшем от применения подвесного БПЛА отказались, а для расширения круга выполняемых задач было решено создать несколько комплектов модульной разведывательной аппаратуры, устанавливаемых на унифицированный планер.

    Для самолета была создана система автоматизированного управления САУ-155Р, а также комплексная навигационная цифровая система "Пеленг".

    6 марта 1964 г. состоялся первый полет опытного разведчика Е-155Р-1 с двигателями Р-15Б-300 (2 х 7500/10210 кгс). Машину пилотировал летчик-испытатель А.В. Федотов. В 1965 году к прототипу присоединился второй опытный самолет Е-155Р-2, а также первый из четырех самолетов установочной серии, построенный на серийном заводе в Горьком и оснащенный полным комплектом целевого оборудования.

    Параллельно с основным вариантом Е-155Р некоторое время прорабатывался и альтернативный вариант самолета-разведчика с крылом изменяемой стреловидности (машина должна была иметь экипаж из двух человек и улучшенные взлетно-посадочные характеристики), однако эта линия не получила дальнейшего развития.

    В конце 1969 года завершились государственные испытания и на Горьковском авиазаводе был начат серийный выпуск разведчика, получившего обозначение МиГ-25Р и оснащенного модульным фотооборудованием трех взаимозаменяемых комплектаций (оно включало, в частности, два-четыре разведывательных АФА А-70М и топографический АФА-Е/10). Оно размещалось в пяти отсеках в нижней носовой части фюзеляжа.

    В 1969 году, на основе опыта боевого применения авиации на Ближнем Востоке, было принято решение о расширении функций самолета путем оснащения его бомбардировочным вооружением: низкая уязвимость и наличие высокоточной навигационной системы позволили МиГ-25 с высокой точностью поражать наземные цели бомбами с больших высот и на скоростях, приближающихся к М=2. Большая скорость самолета уменьшала время реакции при действиях по целям, выявленным в ходе разведывательных полетов.

    На модификации МиГ-25РБ, выпуск которой начался в 1970 году, в дополнение к фоторазведывательному оборудованию установили станцию радиотехнической разведки СПС-4А или СПС-4Б, а также станцию активных помех СПС-141 "Сирень".

    Бомбовое вооружение (включая и ядерное) массой до 2000 кг размещалось под крылом и фюзеляжем. В дальнейшем масса боевой нагрузки была увеличена до 4000 кг.

    С 1971 по 1980гг. серийно строился разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБК, специализированный для радиотехнической разведки при помощи комплекта аппаратуры "Куб-3М" (при этом с самолета сняли АФА). На самолете установлена станция постановки помех СПС-143.

    Одновременно с МиГ-25РБК было начато серийное производство МиГ-25РБС с РЛС бокового обзора "Сабля" и станцией активных радиолокационных помех СПС-142 (проектирование этого самолета началось в 1965 году, а серийный выпуск завершился в 1977 году). Самолеты МиГ-25РБ, РБК и РБС приняты на вооружение постановлением СМ СССР от 1972 года.

    В 1978 году начался выпуск самолетов МиГ-25РБВ, являющихся модификацией МиГ-25РБ с новой станцией радиотехнической разведки СПС-9 "Вираж". В дальнейшем в вариант БВ на авиаремонтных предприятиях ВВС были доработаны и самолеты МиГ-25РБ, модернизированные для ведения ночной фоторазведки, получили обозначение МиГ-25РБН. На них установили ночные АФА НА-75 и станции "Вираж".

    В 1978 году начат выпуск варианта самолета МиГ-25РБТ со станцией радиотехнической разведки "Тангаж", заменившей станцию "Вираж".

    В 1981 году часть МиГ-25РБС получила новую РЛС бокового обзора "Шомпол", в результате чего появилась модификация МиГ-25РБШ.

    В том же году самолеты МиГ-25РБК были доработаны в вариант МиГ-25РБФ с новой станцией радиотехнической разведки и другим усовершенствованным БРЭО, а также панорамными АФА.

    Параллельно с созданием разведчиков и разведчиков-бомбардировщиков типа МиГ-25 велись работы и над специализированной машиной, предназначенной для борьбы со средствами ПВО противника. В начале 70-х годов разрабатывался проект противорадиолокационного самолета Е-155К, оснащенного двумя ракетами класса "воздух-РЛС" Х-58У, специальным поисково-прицельным оборудованием и двумя станциями шумовых помех "Ландыш". В 1972 году началось создание противорадиолокационного самолета МиГ-25РБМ с ПРНК "Ягуар". Машина имела удлиненную на 0,72 м носовую часть фюзеляжа. В комплекс вооружения этой машины были включены ракеты Х-58У, а также свободнопадающие бомбы. Летные испытания МиГ-25РБМ начались в 1976 году, а серийный выпуск осуществлялся в 1982-1985 гг. (в Горьком было построено несколько десятков самолетов этого типа).

    Для поставок на экспорт, начавшихся в 1979 году, был создан вариант самолета МиГ- 25РБ с упрощенным БРЭО.

    Несколько самолетов МиГ-25РБ и МиГ-25Р в рамках программы "Высота" были оснащены оборудованием для взятия высотных проб воздуха на радиоактивность. Модернизированные самолеты получили обозначение МиГ-25РР. В дальнейшем они получили более совершенное оборудование.

    С 1972 года в небольших количествах выпускался учебно-тренировочный вариант самолета МиГ-25РБ - МиГ-25РУ.

    В конце 80-х годов была предпринята попытка оснастить самолеты типа МиГ 25РБ системой дозаправки в воздухе. Неубираемой штангой топливоприемника были оснащены два опытных самолета МиГ-25РБВ и МиГ-25РБШ, получившие новое обозначение - МиГ-25РБВДЗ и МиГ 25РБШДЗ. Однако в дальнейшем, после резкого снижения оборонных расходов, эти работы были прекращены.

    Предпринимались попытки создания и чисто бомбардировочных вариантов самолета МиГ-25. В начале 70-х гг. прорабатывался проект Е-155Б, оснащенный ударным вооружением. Несколько позже был предложен проект бомбардировщика Е-155МФ, отличающегося расширенным фюзеляжем, экипажем, состоящим из двух человек с поперечным размещением кресел, а также усиленным вооружением "воздух-поверхность", включающим, в частности, до 12 свободнопадающих авиабомб калибром 500 кг, подвешенных на конформных узлах в три ряда под фюзеляжем, а также четыре УР типа Х-58 на подкрыльевых узлах подвески. Е-155МФ рассматривался в качестве альтернативы фронтовому бомбардировщику Су-24.

    В 1977 году рассматривался проест скоростного ударного самолета МиГ-25Б, способного также решать разведывательные задачи. Бомбардировщик-разведчик предполагалось оснастить комплексом вооружения "Эскадрон" (работы не получили дальнейшего развития).
    В конце 80-х годов ОКБ были проработаны варианты модернизации самолета МиГ-25, обеспечивающие рост его боевой эффективности за счет введения дозаправки в воздухе, нового управляемого вооружения, а также перспективного БРЭО и систем РЭБ. Однако распад СССР и резкое сокращение оборонных расходов России привели к прекращению работ по дальнейшему совершенствованию самолета.

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. А. Микояна.

    Мониторинг:

  •