Овод / Легкий многоцелевой самолет

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
Легкий многоцелевой самолет "Овод"

Самолет "Овод" предназначен для первоначального обучения, патрулирования, сельхозработ и туристических полетов в простых метеоусловиях.

МОДИФИКАЦИИ. По сведениям на октябрь 2000 года, ко второй половине 2001 года планировалось осуществить постройку на базе "Овода" нового самолета, пока не получившего обозначения или названия. Он по схеме будет повторять "Овод", но при этом, например, деревянное крыло будет заменено на металлическое. Однако информации о постройке такого самолет нет и можно предположить, что в настоящее время он есть только в виде проекта.

РАЗМЕРЫ.
  • Длина самолета 6,11 м;
  • Размах крыла 9,8 м;
  • Площадь крыла 12,4 кв. м;
  • Колея шасси 2,42 м.

    ЧИСЛО МЕСТ.
  • Экипаж 2 человека.

    ДВИГАТЕЛЬ. Силовая установка самолета состоит из 4-х тактного, 4-х цилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения ВАЗ-21213 с рабочим объемом 1,7л, клиноременного редуктора с демпфером крутильных колебаний и моноблочного деревянного воздушного винта.

    Основные данные двигателя, установленного на уже изготовленные самолеты:
  • Двигатель ВАЗ 21213;
  • Рабочий объем 1700 куб. см;
  • Мощность 96 л.с. при 5600 об/мин;
  • Расход топлива 12 л/час (что соответствует 8,5 л/100 км), расход масла практически отсутствует;
  • Топливо - бензин АИ-92;
  • Заправка 60 л;
  • Диаметр винта 2,0 м.

    В принципе, силовая установка самолета многовариантна - от автомобильного "Жигули" или Subaru. до авиадвигателей фирмы Valter Minor чешского производства мощностью 100 или 160 л.с. или австрийского Rotax по требованию покупателей.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ.
  • Взлетный вес 670 кг;
  • Вес пустого 433 кг;
  • Вес багажа 25 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
  • Максимальная скорость 170 км/ч;
  • Крейсерская скорость 150 км/ч;
  • Скороподъемность 3 м/с;
  • Дальность полета 650 км;
  • Потолок 3500 м;
  • Разбег 110 м;
  • Пробег 70 м.

    ОБОРУДОВАНИЕ. На самолете установлены следующие пилотажные приборы:
  • указатель скорости УС-250;
  • высотомер ВД-10;
  • вариометр ВАР-10;
  • указатель поворота и скольжения ЭУП.

    Самолет оснащен УКВ радиостанцией.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Схема самолета - классический подкосный высокоплан с расположением пилотов рядом.

    Конструкция самолета - смешанная. Лонжероны крыла деревянные и не подвержены усталостным повреждениям. В металлических ответственных элементах конструкции эксплутационные напряжения меньше предела выносливости. Это позволяет эксплуатировать планер самолета "по состоянию", без ограничения налета, при условии своевременного и правильного выполнения регламентных работ.

    Крыло - двухлонжеронное, прямоугольное, с V-обраным подкосом из профилированных труб. Каркас крыла деревянный. Механизация состоит из щелевых дифференциальных элеронов и шарнирных щелевых закрылков, отклоняемых на 15 градусов при взлете, и 45 градусов на посадке. Каркас элеронов и закрылков металлический (Д16Т) с трубчатым лонжероном. Крыло, закрылки и элероны обтянуты тканью АСТ-100.

    Фюзеляж - ферменный. Ферма сварена из труб ст.20, опескоструена и грунтована. Обшивка от шпангоута ?1 до кабины пилотов и гаргрота из листов Д16Т, хвостовая часть обтянута полотном. Кабина пилотов отделена от двигателя противопожарной перегородкой. Двери кабины размером 930х870мм имеют систему аварийного сброса. За спинками сидений может быть размещен багаж весом до 25 кг. Обогрев кабины осуществляется воздухом, подогретым в отопительном радиаторе, который подключен к системе охлаждения двигателя. Кабина - очень удобная и просторная (шире, чем на Cessna-172 и Як-18Т). Уровень шума в кабине, как в автомобиле. Учитывая суровый климат, в котором может эксплуатироваться самолет, используется эффективная вентиляция кабины летом и мощный обогрев зимой. При температуре за бортом -25°C в кабине поддерживается температура +25°С. Удобные мягкие сиденья автомобильного типа делают длительные перелеты не утомительными.

    Оперение имеет плоский профиль. Каркас стабилизатора сварной стальной (ст.20) образован трубчатыми передним ободом и лонжероном, а так же штампованными из листа нервюрами. Конструкция киля и рулей аналогична стабилизатору. Стабилизатор расчален к килю и фюзеляжу. Левая половина руля высоты имеет управляемый триммер. Оперенье обтянуто тканью АСТ-100.

    Шасси - с носовой стойкой. Основные стойки шасси пирамидального типа. Амортизатор стойки представляет собой пакет резиновых пластин, работающих на сжатие. Основные колеса размером 400х150 имеют раздельное торможение. Носовая стойка с рычажной подвеской колеса 300х125 самоориентирующаяся. Амортизация - резиновая, шнуровая. Прочное шасси с носовой опорой позволяет производить безопасную посадку на неподготовленные грунтовые площади.

    Управление самолетом - спаренное. Проводка управления к рулям и элеронам - тросовая, к тормозам колес и триммеру руля высоты - тросом в боудене. Управление дроссельной заслонкой и закрылками - жесткое, тягами. Управление триммером руля высоты и закрылками - только с места курсанта (левого).

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Первый самолет был изготовлен в августе 1999 года и был выставлен на авиасалоне МАКС-99, а свой первый полет совершил 12 октября того же года.
    В настоящее время самолет прошел регистрацию во ФЛА, т.е. освидетельствован технической и лётной комиссией на предмет допуска к полетам.
    Сейчас в ОКБ "Истра" есть 2 самолета типа "Овод". Один используется для первоначального обучения, второй ждет своего покупателя.

    СТОИМОСТЬ. Стоимость самолета $25 000.
    Считается, что при стоимости самолета $25 тысяч, потенциальный спрос на него составит до 1000 машин в России и за рубежом.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Самолет "Овод" был спроектирован и начал строится на рубеже 1980-90-х годов в дельтаклубе МАИ, под руководством Эдуарда Бабенко. В группу энтузиастов входило еще несколько человек: Алексей Рязин, Александр Левин, финансовую помощь на определенном этапе стал оказывать Юрий Баженов.

    Основная идея, заложенная в конструкцию - создать массовый, дешевый самолет из отечественных материалов и с использованием дешевого отечественного автомобильного двигателя (ВАЗ 21213) - полностью себя оправдала. За исключением радиостанции ICOM, катушек и свечей зажигания фирмы Bosch на самолете нет ни одной импортной детали.

    Первый полет самолета "Овод" состоялся 12 октября 1999 года. Летчики испытатели: Игорь Севбо, Петр Бромберг и хозяин аэродрома "Алферьево" г-н Кожевников Евгений Владимирович отметили его хорошую управляемость и поведение в воздухе. Особо отмечались отличные планирующие качества самолета.

    Есть сведения, что после МАКСа-99 был заказ на этот самолет из двух различных географических точек бывшего Союза, однако из-за отсутствия информации о каких-либо поставках можно предположить, что поставки не состоялись.

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ "Истра" (компания "Витэк").

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
  • Сайт компании "Витэк" (апрель 2002 года);
  • "АКН" (29.10.99, 14.09.00).

    Мониторинг:

    29.07.2004 "Овод" привлек внимание одной из силовых структур

    АвиаПорт.Ru: Одна из силовых структур РФ заинтересовалась самолетом "Овод" разработки и постр…

    25.05.2004 Через месяц взлетит "Овод"

    АвиаПорт.Ru: По словам Главного инженера ООО "Витек" Эдуарда Бабенко, приблизительно через ме…

  •