СМ-92 / Легкий многоцелевой самолет

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
СМ-92 "Финист"

Легкий многоцелевой самолет "Финист" разработан НКФ (научно-коммерческой фирмой) "Техноавиа" Может использоваться в качестве пассажирского, десантного, санитарного, сельскохозяйственного и учебно-тренировочного самолета. Самолет СМ-92 "Финист" может эксплуатироваться на площадках с низкой прочностью грунта. Выпускается на Смоленском авиационном заводе с 1993 года.

МОДИФИКАЦИИ. Возможна поставка самолетов в следующих модификациях:

  • СМ-92П - модификация по заказу ФПС;
  • пассажирский на 6 пассажирских мест с багажом;
  • транспортный на 600 кг груза;
  • десантный для тренировки парашютистов или выброски 4 парашютистов-пожарных со снаряжением;
  • санитарный для перевозки 2 лежачих больных и 1 сопровождающего;
  • сельскохозяйственный с баком на 600 кг химикатов;
  • учебно-тренировочный для подготовки к полетам на самолетах этого же типа или для первоначального обучения;
  • поплавковый (разрабатывался для одной из фирм в Канаде);
  • для аэрофотосъемки;
  • для поиска и патрулирования объектов;
  • на лыжном шасси и др.


РАЗМЕРЫ.

  • Длина 9,13 м;
  • размах крыла 14,60 м;
  • колея шасси 3,20 м;
  • ширина пассажирского салона 1,27 м;
  • грузовой двери: 1,35 х 1,12 м;
  • диаметр воздушного винта 2,40 м.




ЧИСЛО МЕСТ.

Экипажа - 1 (в варианте СМ-92П - 3);

пассажиров - 6 (в варианте СМ-92П - до 8 человек).

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. 1 х ПД х М-14П х 360 л.с.
Воздушный винт - трехлопастный автоматически изменяемого шага MTV-9, разработан немецкой фирмой "MT-Propeller" (президент Герд Мюльбауэр).
Такие же воздушные винты устанавливаются на спортивные самолеты ОКБ Сухого Cу-29 и Су-31. Производит винты московский завод "Вперед" (по лицензии от "MT-Propeller").

Возможна установка турбовинтового двигателя.

МАССА.

  • Максимальная взлетная 2350 кг;
  • максимальная посадочная 2350 кг;
  • нормальная взлетная 2350 кг;
  • снаряженного 1500 кг;
  • максимальная коммерческой нагрузки 600 кг;
  • максимальный запас топлива 380 л.


ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Максимальная скорость 280 км/ч (250 км/ч);
  • Максимальная крейсерская скорость 230 км/час;
  • Рекомендуемая крейсерская скорость 200-210 км/час;
  • Крейсерская высота полета 300-3000 м;
  • Практическая дальность: с максимальным запасом топлива 1500 км, с 6 пассажирами 1000 км, с максимальной коммерческой нагрузкой 615 км;
  • Потребная длина ВПП 300 м;
  • Максимальная продолжительность патрулированная 7,5 час.;
  • Ресурс самолета 10.000 часов или 20.000 посадок.


ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет самолету совершать полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

В модификации СМ-92П на правой консоли крыла может быть установлена поисковая РЛС. Кроме того, летчик имеет простейший оптический прицел, обеспечивающий бомбометание, стрельбу из пулеметов и пуск НУРС.

ВООРУЖЕНИЕ. В случае заказа достаточно крупной партии самолетов СМ-92 со стороны ФПС РФ, на самолетах СМ-92П на 6 узлах подвески вооружения могут быть установлены: до 2 блоков Б-8В-7 с НУРС калибра 80 мм; свободнопадающие авиабомбы; пулеметы ПКТ; 1 пулемет устанавливается на вертлюге в двери левого борта фюзеляжа.

КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ. Самолет имеет цельнометаллическую конструкцию из алюминиевых сплавов. При необходимости самолет может быть оборудован вторым постом управления (к настоящему моменту вторым постом управления были оборудованы все проданные самолеты, т.к. все заказчики были готовы заплатить за спаренное управление).

Системы отопления и вентиляции являются штатным оборудованием самолета.

СТОИМОСТЬ И ФИНАНСИРОВАНИЕ. Стоимость самолета в базовой комплектации составляет $160 тысяч.

К концу 1995 года была оплачена поставка примерно 30 самолетов, в том числе 16 самолетов для ФПС и 5 - для заказчиков из Бельгии.

Разработка самолета СМ-92 и организация его производства проведены без привлечения государственных средств.

Расчетная стоимость самолета СМ-92 первых серий воронежской сборки оценивается (по состоянию на 1999 год) в $203-206 тысяч, т.е. выше чем стоимость ранее собранных в Смоленске этих же самолетов. Планируется до 80% деталей узлов, агрегатов и систем планировалось получать со Смоленского авиационного завода, который в свою очередь установил высокие цены на изделия своего производства для поставок в Воронеж. Кроме того на цену самолета влияет и стоимость импортных комплектующих, общим числом в 13 наименовании общей стоимостью $37 тысяч. Импортными должны быть бортовое оборудование самолета и германский воздушный винт. Двигатель М-14 производства УМЗ стоимостью примерно $20 тысяч. Считается, что по мере роста числа продаж и увеличения серийности производства цена самолета будет снижаться.

По состоянию на 1999 год все затраты на организацию производства и выпуска СМ-92 в Воронеже несет ВМЗ. Он подготовил бизнес план и рассчитывает на обещанные местные налоговые послабления. Общая стоимость проведения технологической подготовки производства, проведения сертификации самолета и комплектация первых самолетов оценивалась в сумму не менее $2-3 млн.

СЕРТИФИКАЦИЯ И ИСПЫТАНИЯ. Первый полет самолета состоялся 29 декабря 1993 года. СМ-92 спроектирован в соответствии с нормами и требованиями АП-23.

В начале 1995 года планировалось начать проведение сертификационных испытаний в 1 квартале и завершить их в 4 квартале 1995 года, но сертификация самолета в России была остановлена фирмой "Техноавиа" в связи с неоправданно завышенной стоимостью сертификационных работ.

ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК. По состоянию на начало декабря 1996 года построены 8 самолетов СМ-92Финист (кроме 8 летных самолетов был построен один самолет для статиспытаний). На МАКС-95 был представлен самолет ?6 в модификации СМ-92П. В течение 1995 года были построены всего 3 самолета, а за период с января по ноябрь 1996 года -ни одного: к началу 1996 года серийное производство самолета практически приостановлено вследствие тяжелого финансового положения завода-изготовителя.

Совместное производство легкого многоцелевого самолета СМ-92, было начато Воронежским механическим, Смоленским и Воронежским авиационными заводами.

Руководство Воронежского авиационного самолетостронтельного общества (ВАСО) предоставило Воронежскому механическому заводу [ВМЗ] "режим наибольшего благоприятствования" в подготовке производства (сборки), подборе кадров и летных испытаниях СМ-92 на ВАСО.

Изготавливая дапьнемагистральные самолеты типа Ил-96, ВАСО хочет посмотреть на реализацию программы СМ-92, но сейчас не участвует в ней, создавая однако все условия для использования ВМЗ площадей, оборудования и кадров ВАСО. ВАСО может подключиться к программе после её первых реальных успехов. Сейчас ВАСО выделило 2 корпуса для сборки СМ-92, имеется договоренность об использовании летно-испытательном станции ВАСО для испытании собранных СМ-92. Собирать и облетывать СМ-92 планируется на территории ВАСО. Головной организацией по программе СМ-92 является ВМЗ и продажи будут осуществляться им. В перспективе, в случае удачной реализации сборки СМ-92 в Воронеже, не исключается создание совместного предприятия ВМЭ и ВАСО. В 1999 году по "оптимистическому варианту" планировалось собрать в Воронеже до 10 самолетов СМ-92, по "пессимистическому варианту" не менее 4-х. По ранее проведенным исследованиям и расчетам, спрос на СМ-92 составит от 1300 до 1500 экземпляров.

В соответствии с контрактом, подписанным в декабре 1994 года между Смоленским авиазаводом и ФПС РФ, пограничникам до августа 1995 года должны были быть поставлены 16 самолетов СМ-92 с темпом поставок 4 самолета в месяц, однако такие темпы поставок из-за тяжелого материального положения авиазавода выдержаны не были и производство самолетов для ФПС фактически заморожено. В перспективе заказ ФПС мог быть увеличен до 150 машин. Общие потребности ФПС в самолетах типа СМ-92 оцениваются в 300-500 экземпляров.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Серийное производство самолета ведется с 1993 года на Смоленском авиационном заводе. Тяжелое положение, сложившееся на заводе в 1995 году, негативно повлияло на темпы производства самолета.
Первый самолет Финист был куплен Майклом Кримблом - шеф-пилотом Английской Королевы для личных нужд. Второй самолет приобрел аэроклуб г. Брюсселя.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Создание самолета СМ-92 Финист является большим достижением коллектива фирмы Техноавиа.
Разработка самолета началась в 1992 году, поэтому самолет получил обозначение СМ-92 ("Самолет многоцелевой, 92 год").

Создание модификации самолета для пограничников обусловлено необходимостью плотного контроля госграницы РФ, для чего планируется каждой заставе или отряду пограничников придать авиаотряд в составе 4 самолетов. Для создания основы авиационного (воздушного) контроля границы и проведения войсковых испытаний и сделан первый заказ на 16 самолетов СМ-92.

Один из самолетов СМ-92 13 февраля 1999 года под Орлом потерпел катастрофу. Погибли два пилота Воронежской фирмы "Трансавиа" и два инженера. Воронежского механического завода. Старший штурман Сергеи Касьянов, пилот-инструктор Владимир Лапин, руководитель проекта "Малая авиация Черноземья" Юрии Юровский и его зам Александр Мосиец вылетели из Смоленска в Воронеж. Самолет перестал отвечать на вызовы орловских диспетчеров не долетев километров сто до города. Спасатели МЧС, прибывшие на место аварии, обнаружили лишь обломки, погибших пилотов и двух главных специалистов проекта, которым помощь уже была не нужна. Вероятная причина катастрофы, по словам главного инженера ВАСО Михаила Шушпанова, - резкое ухудшение метеоусловий на участке полета: самолет попал в циклон, туман, изморозь, видимость ноль, вероятно, произошло обледенение.

В 1999 году самолет СМ-92 был продемонстрирован губернаторам Центрально-Черноземного региона России.

РАЗРАБОТЧИК: НКФ "Техноавиа".

Мониторинг:

14.02.2012 Линии по производству самолетов Як-18Т и СМ-92 сохраняются в Смоленске

АвиаПорт.Ru: Линии по производству легких гражданских самолетов Як-18Т и СМ-92 "Финист" на ОА…

19.12.2008 МАК выдал сертификат типа на легкий многоцелевой самолет СМ-92Т "Турбо Финист"

Межгосударственный авиационный комитет, пресс-релиз: 19 декабря 2008 года в Межгосударственном авиационном комитете состоялось вручен…

05.09.2005 Пограничники проявляют интерес к самолету СМ-92 "Финист"

АвиаПорт.Ru: Федеральная пограничная служба проявляет интерес к использованию легких многоцел…

27.12.2004 Основные покупатели самолета СМ-92 "Финист" находятся за рубежом

АвиаПорт.Ru: Выпущено более 15 легких многоцелевых семиместных самолетов СМ-92 "Финист". Осно…

24.03.2004 В Смоленске запустили в серийное производство еще одну партию самолетов СМ-92

АвиаПорт.Ru: В настоящее время в серийное производство на Смоленском авиационном заводе запущ…