Т-101 / Многоцелевой транспортный самолет

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
Многоцелевой самолет Т-101 "Грач" разработки АО "РОКС-АЭРО" предназначен для эксплуатации с грунтовых аэродромов. На самолете установлен турбовинтовой двигатель ТВД-10Б мощностью 960=л.с. В базовой модификации самолет Т-101 способен перевозить 9 пассажиров и 600 кг груза на дальность до 1500...2000 км. Производство самолета ведется на МАПО МиГ.Многоцелевой самолет

МОДИФИКАЦИИ.
  • Т-101В - вариант на поплавках, разработан рабочий проект самолета;
  • Т-101П - противопожарный на поплавках, забор воды производится на режиме глиссирования в поплавки до 1500-2000 кг; пожарными службами РФ летом 1995 года разрабатывались технические требования к самолету;
  • Т-101С - военного назначения (С - серийный), может применяться в сложных метеоусловиях днем и ночью, оснащается автопилотом АП-93, комбинированной навигационной системой воздушных данных ПНП-72-14 с цифровой индикацией скорости и высоты, спутниковой системой навигации Гном; вооружение самолета: 2-4 блока с КУРС от вертолета Ми-8, пулеметы 7,62 и 12,7 мм в грузовом (десантном) отсеке, подвесные пушечные и пулеметные контейнеры;
  • Т-101Л - вариант на лыжах;
  • Т-101с/х Росток - сельскохозяйственный вариант с оборудованием для сельхозработ от самолета Ан-2; самолет оснащен автоматическими предкрылками, установлен реверсивный винт АВ-24АИ;
  • Т-102 - модификация с носовой стойкой шасси; планировался летом 1995 года к постройке в декабре того же года, но построен не был;
  • Т-103 - вариант с трапециевидными крылом и оперением;
  • Т-104 - модификация со спаркой из двух двигателей фирмы Pratt&Whitney мощностью по 700 л.с.; работы проводились совместно с фирмой Saloy, которой в 1995 году были направлены некоторые чертежи самолета; планировалась сборка опытного самолета с пятилопастным воздушным винтом в конце 1995 года, но самолет построен не был;
  • Т-105 - вариант с носовой стойкой шасси;
  • Т-202ДП (ДЮПЕК) - модификация с силовой установкой из двух двигателей и с приводом на один воздушный винт;
Конструкция самолета, отдельные его элементы и системы широко применяются во многих проектах фирмы.

РАЗМЕРЫ.
  • Длина 15,06 м;
  • размах крыла 18,20 м;
  • высота 4,86 м;
  • площадь крыла 43,63 кв. м;
  • размах ГО 5,82 м;
  • база шасси 8,30 м;
  • колея шасси 3,36 м;
  • салона: длина 4,5 м, ширина 1,6 м, высота 1,85 м;
  • грузовой двери: ширина 1,63 м, высота 1,46 м;
  • диаметр воздушного винта 2,8 м.
ЧИСЛО МЕСТ.Экипажа - 1-2; пассажиров - до 15.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. 1 х ТВД ТВД-10Б х 960 л.с. Воздушный винт АВ-24АН, трехлопастный.

МАССА.Максимальная взлетная 5250 кг; максимальная коммерческой нагрузки 1400 кг; пустого 3330 кг; максимальная запаса топлива 960 кг.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
  • максимальная скорость 300 км/ч;
  • крейсерская скорость 250 км/ч;
  • экономическая скорость 235 км/ч;
  • скорость сваливания 90 км/ч;
  • практический потолок 4000 м;
  • дальность полета на высоте 3000 м:
    • с максимальной коммерческой нагрузкой 700 км,
    • с максимальным запасом топлива 1400 км;
  • длина разбега/пробега 350/200 м;
  • максимальная скороподъемность 4,7 м/с;
  • время набора высоты 3000 м - 10,5 мин.;
  • перегрузки до +3,8/-1,5.
ОБОРУДОВАНИЕ. Устанавливаемое на самолете приборное и РЭО, включая бортовую РЛС в контейнере, обеспечивают качественное и безопасное (преимущественно в автономном режиме) решение пилотажно-навигационных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, над водной поверхностью и безориентирной местностью. Основу пилотажно-навигационного оборудования самолета составляют канал спутниковой навигации, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, система курса и вертикали, метеолокатор. Самолет снабжен современными радиостанциями УКВ, ДМВ и КВ-диапазонами.

КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ.Самолет имеет цельнометаллическую конструкцию планера, выполненную из алюминиевых сплавов. Крыло состоит из двух консолей, крепящихся шарнирно к двум горизонтальным верхним узлам фюзеляжа. Крыло - двухлонжеронное с топливными баками между лонжеронов в корневой части. Моторама - ферменной конструкции сварена из труб. Двигатель крепится к ней через амортизационные шайбы и втулки.

СТОИМОСТЬ И ФИНАНСИРОВАНИЕ.Стоимость самолета в зависимости от комплектации (стоимость готовых изделий с 1993 года увеличилась примерно в 30 раз) и условий заказа составляет $0,95-1,0 млн. (в середине 1993 года стоимость самолета оценивалась в $480 тысяч, в 1995 году - в $650-800 тысяч). Первые выпущенные экземпляры самолетов стоили порядка $900 тысяч. МАПО МиГ ведет работы по удержанию стоимости самолета в пределах до $1,0 млн. (в соответствии с ранее проведенными расчетами, стоимость самолета при темпе выпуска 40-50 самолетов в год должна составить $600-650 тысяч).
По данным на май 1997 года, на продолжение сертификационных испытаний самолета необходимы примерно $2,0 млн. (по данным на декабрь 1996 года - $3,0 млн. На выпуск серии самолетов Т-101 в количестве 5 экземпляров и полную их комплектации, некоторого технологического дооснащения производства и доработку технической документации необходимо произвести затраты в размере $7,0 млн. (по данным на май 1997 года, - $7-9 млн. [2]). Таким образом на проведение сертификационных испытаний, запуск в производство и выпуск 5 самолетов требуются затраты примерно $10 млн.
В финансировании разработки и производстве первого экземпляра самолета (как и абсолютного большинства других разработок фирмы) активно участвовал банк Аэрофлот, должником которого долгое время оставался АО Аэропрогресс. МАПО МиГ инвестировало в программу подготовки производства и запуска самолета в серию несколько десятков млрд. рублей. В общем объеме выпуска продукции на МАПО МиГ производство самолета Т-101 составляет по стоимости порядка около 5 процентов.

СЕРТИФИКАЦИЯ И ИСПЫТАНИЯ. В связи с нерешенными разногласиями между разработчиком (бывшим АО Аэропрогресс) и заводом - изготовителем самолета (МАПО МиГ) по юридическим правам на производимый самолет, все испытания самолета в 1996 году, в которых задействованы 2 самолета, были практически приостановлены. Считается, что при определенных обстоятельствах, сертификат типа на самолет может быть получен в конце 1997 года.

ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК. На МАПО МиГ запущена в производство серия самолетов Т-101 Грач. По состоянию на январь 1997 года выпущены (в 1996 году выпуск самолетов практически отсутствовал) 4 летных самолетов Т-101, 2 самолета - для проведения статических испытаний и примерно еще 24 самолета находились на различных стадиях производства. МАПО МиГ имеет установленные мощности по выпуску самолета Т-101, позволяющие выпускать по 40-50 самолетов в год.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Проектирование самолета началось в сентябре 1991 года. Между разработчиком (АО Аэропрогресс) и заводом - изготовителем самолета (МАПО МиГ) имеются существенные разногласия по юридическим правам на производимый самолет. В 1996 году продолжался процесс решения вопросов юридического и финансового характера между МАПО МиГ и АО Аэропрогресс. В силу нерешенности указанных вопросов, практически были приостановлены все работы по самолету на МАПО МиГ.
В 1996 году в Китае изучались предложения АОКБ РКЗ ГКНПЦ им. Хруничева по организации серийного производства самолета Т-101 в Китае или на совместным с ним предприятии. Результаты рассмотрения предложений российской стороны Китаю не известны. К самолету проявляют значительный интерес многие страны Южной Америки, Африки, Юго-Восточной Азии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
Создание самолета Т-101 Грач и целого ряда его модификаций - большая заслуга небольшого КБ и пример создания небольшим КБ самолета, по своему техническому уровню, находящемся на уровне ведущих самолетостроительных фирм России.

РАЗРАБОТЧИК: АО "РОКС-АЭРО"

Мониторинг:

26.04.2016 Дело "Грачей"

Военно-промышленный курьер, статья: Штурмовик Су-25 уже более тридцати лет - одна из самых воюющих машин

28.03.2016 "Грач" против "Бородавочника": чем российские штурмовики превосходят американские

Телеканал "Звезда", статья: Су-25 - легендарный самолет, по ряду позиций не имеющий аналогов в мире

28.03.2016 Пилоты штурмовиков Су-25СМ "Грач" выполнили практическое бомбометание в Бурятии

ТАСС: Летчики штурмовой авиации Восточного военного округа (ВВО) уничтожили колонны бр…

24.02.2015 Все "Грачи" будут на одно лицо

Военно-промышленный курьер: Находящиеся на вооружении российских ВВС Су-25 модернизируются в модификацию Су-…

02.08.2012 Самолет Т-101 "Грач" приобретает облик Viscount V100

АвиаПорт.Ru, интервью: Легкий многоцелевой одномоторный самолет Т-101 "Грач" планируется в ближайшее вр…