Як-58 / Легкий многоцелевой самолет

  • Дата изменения данных: 25.12.2015
Легкий многоцелевой самолет Як-58 оснащен поршневым двигателем М-14 (360 л.с.) Возможна установка двигателя на 500 л.с. На самолете установлена авионика Allied Signal. Для производства Як-58 создано СП между ОКБ имени А.С.Яковлева, Тбилисским авиационным государственным объединением (ТАГО) и казахстанской фирмой Алакон. В производство запущены 20 самолетов, десять из которых находятся в цехе окончательной сборки ТАГО. В настоящее время ведутся работы по подготовке сертификации типа и производства.

МОДИФИКАЦИИ.
Як-58М -грузовой вариант для перевозки не менее 600 кг груза;

Як-58З ( З -западный, обозначение условное)═- прорабатываются варианты с двигателем фирмы Allison мощностью 400 л.с. и с импортным оборудованием.
На конец 1996 года прорабатывались 3 варианта силовой установки самолета, но окончательный вариант еще не был выбран.

Проектом предусматривается широкое многоцелевое применение самолета, в том числе в качестве санитарного, учебно-тренировочного, грузового и др.

РАЗМЕРЫ. Длина 8,55 м; размах крыла 12,7 м; высота 3,16 м; площадь крыла 20 кв. м.



ЧИСЛО МЕСТ. Экипажа -1; пассажиров - 6.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. 1 х ПД х М-14ПТ х 360 л.с.
В обозначении М-14ПТ индекс Т означает толкающий воздушный винт. Воздушный винт═- трехлопастный изменяемого шага немецкой фирмы МТ-пропеллер.

МАССА. Максимальная взлетная 2125 кг; пустого 1360 кг; максимальная коммерческой нагрузки 450 кг (в грузовом варианте -до 600 кг).

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 280 км/ч; крейсерская скорость 250 км/ч; посадочная скорость 125 км/ч; практический потолок 4000 м; дальность полета с АНЗ на 45 минут полета и с максимальной коммерческой нагрузкой св. 1000 км; длина взлетной /посадочной дистанций 610/600 м.

ОБОРУДОВАНИЕ. На модификации самолета Як-58З должно быть установлено импортное бортовое оборудование, которое кроме высоких технических характеристик, большого ресурса и надежности, позволит сократить массу устанавливаемого оборудования на самолет на 40 кг по сравнению с отечественным бортовым оборудованием.

КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ. Самолет имеет цельнометаллическую конструкцию планера из алюминиевых сплавов. Фюзеляж выполнен по схеме полумонокок с работающей обшивкой. Крыло═- двухлонжеронное, разъемное. В корневой части крыла расположены 2 топливных бака по 250 л. Законцовки крыла выполнены из стеклопластика. Оперение самолета═- П-образное. Обтекатели на стыках килей и стабилизатора выполнены из стеклопластика. Кабина негерметичная и вентилируется забортным воздухом. Кресло пилота═- регулируемое, по заднему шпангоуту установлен диван. При проектировании самолета особое место уделяется вопросам эргономики и комфорта салона для пассажиров в целях более успешной конкуренции с самолетами зарубежных фирм, в частности, с самолетами фирмы Cessna.

СТОИМОСТЬ И ФИНАНСИРОВАНИЕ. Предварительно стоимость самолета в стандартном исполнении с отечественными силовой установкой и бортовым оборудованием оценивается в $220-250 тысяч (минимальная стоимость самолета оценивается в $170 тысяч).
По желанию заказчика самолет может быть оборудован более совершенным бортовым комплексом оборудования, иметь салон повышенной комфортности и т.д., что приведет к росту цены само-лета, но тем не менее, Як-58 будет значительно дешевле, чем его зарубежные аналоги, стоимость которых составляет не менее $300.000. Стоимость самолета с импортными двигателем и оборудова-нием должна быть значительно больше стоимости самолета с отечественным оснащением, однако, стоимость жизненного 20-летнего цикла такого самолета будет значительно дешевле, что и является определяющим фактором создания такой модификации, ориентированной на экспорт.
Ранее целевое финансирование производства самолета Як-58 осуществлялось, в основном, ТАГО, но с примерно 1995 года основное бремя финансирования программы взяло на себя АО ОКБ им. Яковлева.

СЕРТИФИКАЦИЯ И ИСПЫТАНИЯ. Сертификационные и летные испытания самолета проводятся с использованием двух самолетов. Основной план сертификации самолета на 1997 год предусматривает проведение до 80 процентов объема проводимых сертификационных работ, с тем, что бы завершить сертификацию и получить сертификат типа на Як-58 в 1 квартале 1998 года.

ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК. На Тбилисском авиационном государственном объединении (ТАГО) запущена в производство первая серия самолетов Як-58 в количестве не менее 10 (по другим данным═- не менее 20) машин. По состоянию на начало декабря 1996 года, всего построено 5 летных экземпляров самолета, из них 2 самолета потеряны в ходе проводимых полетов (катастроф). В течение 1996 года построен 1 самолет Як-58, предназначенный для проведения эксплуатационных и демонстрационных полетов. В сборочном цехе ТАГО находятся на сборке еще порядка 10 планеров самолета, на летно-испытательной станции═- 4 самолета, из которых 1 самолет (5-й) практически можно считать уже выпущенным. Планами на 1997 год предусматривается выпуск 10 летных экземпляров самолета Як-58.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В производстве на ТАГО находится опытная и установочная серии самолета. Выпущенный в 1996 году 5-й самолет не оснащается контрольно-записывающей аппаратурой и должен иметь полностью оснащенный салон, он предназначен для проведения эксплуатационных и демонстрационных полетов (в том числе в 1997 году в Казахстане).

Проведенные маркетинговые исследования показали, что через 2-3 года после начала серийного выпуска самолетов, объем их продаж может составить до 250-300 самолетов. Получены заявки на поставку св. 100 самолетов.
Ведущие специалисты ОКБ отмечают, что постоянная пролонгация сроков получения сертификата типа на самолет (на Як-58 и любой другой самолет, проходящий сертификацию) самым негативным образом сказывается на его экспортном потенциале.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Самолет выполнен по редко встречающейся двухбалочной схеме с П-образным оперением и толкающей силовой установкой и отличается большой компактностью и рациональностью конструкции и компоновки.

Главный конструктор═- Дмитрий Драч.

РАЗРАБОТЧИК Авиационная корпорация "ЯК"

Мониторинг:

19.01.2016 Модернизированную версию Як-58 планируется строить в РК

Kapital.kz: Серийное производство глубоко модернизированного легкого многоцелевого самолета…

21.04.2015 Изготовление первых самолетов Як-58 в Казахстане начнется летом - руководитель СП

Интерфакс-АВН: Совместное казахстанско-российское предприятие "ЯК АЛАКОН" планирует начать пост…

24.01.2013 "Як АЛАКОН" в будущем планирует предложить два варианта Як-58

АвиаПорт.Ru: Казахско-российское совместное предприятие "Як АЛАКОН" во второй половине текуще…

28.02.2012 "Як Алакон" продолжает программу разработки и производства Як-58

АвиаПорт.Ru, статья: Российско-казахское совместное предприятие "Як Алакон" продолжает работы по сове…

30.10.2009 Як-58 получит новое техническое лицо

АвиаПорт.Ru: Легкий многоцелевой самолет Як-58 получит новое техническое лицо. В настоящее вр…