АвиаПорт.Ru
5 марта 2001, 13:09
Хроника пикирующего авиапрома
Некогда полторы тысячи заводов по всей стране производили авиатехнику, запчасти, комплектующие. Теперь число тех, кто еще реально работает, сократилось до трех сотен, причем часть этих производств банкроты. Они должны всем уровням бюджета, на них действует конкурсное управление и отсутствует финансовая самостоятельность. В Центральном авиационном государственном институте (ЦАГИ) десять лет назад работало 13,5 тысячи сотрудников, сейчас их осталось около 3 тысяч. А именно эти люди следили за безопасностью военных и гражданских полетов.
С тех пор, как десять лет назад была свернута практика обязательных государственных военных заказов, отрасль попала в сложное положение. Настроенная на советскую концепцию подготовки к третьей мировой войне и создание мощных военных авиамашин, авиапромышленность не смогла перестроиться так, как более подвижные производства. К тому же она оказалась без гарантированных государственных денег.
Стихийная приватизация десять лет назад привела к тому, что сегодня такие важные для государства структуры, как конструкторское бюро завода имени Миля, конструирующее знаменитые боевые вертолеты серии "Ми", оказалось в частных руках. А вокруг КБ "Сухой" разгорелись страсти: кому принадлежат его акции - Инкомбанку или Гутабанку. Интерес финансовых структур к разработчикам боевой техники понятен. Современное оружие - выгодный товар на международном рынке.
Евгений Федосов, генеральный директор ГосНИИ "Авиационные системы", член инвестиционной комиссии при президенте России, член Совета безопасности по военной авиации, видит выход из нынешнего тяжелого положения отрасли в консолидации сил всех участников производства. По его информации, Америка продает военных самолетов и вертолетов в год на 42 млрд. долларов и имеет только две крупные компании, занимающиеся разработкой и совершенствованием боевых машин. Объединенная Европа продает на 25 млрд. и имеет одну фирму, мы же продаем только на 5 млрд., но у нас, автономно конкурируя друг с другом, работают и бюро Миля, и "Сухой", и конструкторы Микояна. А им надо не между собой конкурировать, а с Америкой.
Как заявил Евгений Федосов, наибольшую озабоченность у него вызывает именно состояние авиационной науки, потому что производство еще можно наладить по чужим технологиям. Но если мы потеряем фундаментальную науку, создающую новые критические технологии, проводящую прикладные исследования, то мы потеряем собственную военную авиацию.
Сегодня только три структуры в мире владеют своей научной инфраструктурой для авиации - США, объединенная Европа и Россия.
"Авиационную науку не перенять, не перекупить, она должна переходить от одной генерации к другой, в ней действует преемственность идей и поколений, - считает Евгений Федосов. - Есть опасность, что мы потеряем эту преемственность. Слишком мало вложений за последние 10 лет делало правительство в наши конструкторские бюро, мы мало работали в задел, на будущее".
Сегодня стратегия правительства по отношению к авиационной промышленности поменялась. Интересы переместились с внутреннего рынка на внешний, а значит, осуществляется только модернизация уже действующих моделей, для того, чтобы они лучше продавались. В такой ситуации разработки военной техники нового века отходят на второй план, так как не дают мгновенных денег....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2024 года
Ноябрь 12, 2024
Разработать документы для капремонта липецкого аэропорта выбрали опытного господрядчика
Ноябрь 12, 2024
Пятое поколение: что демонстрирует Россия на выставке Airshow China 2024
Ноябрь 12, 2024
Кыргызстанская авиация ждет финальный аудит для выхода из черного списка ЕС