О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиаторы подровняют шланги

Представители авиационной отрасли и Ростехрегулирования приступили к комплексной модернизации нормативной базы, которая должна регулировать процесс заправки топливом авиатехники

Представители авиационной отрасли и Ростехрегулирования приступили к комплексной модернизации нормативной базы, которая должна регулировать процесс заправки топливом авиационной техники.

Авиаторы начали работу над двумя национальными стандартами, а Ростехрегулирование сегодня проведет тендер среди научных организаций на разработку проекта технического регламента "О требованиях к обеспечению безопасной эксплуатации авиационной техники и связанной с ней инфраструктурой".

Как отметил Олег Осипов, директор НПФ "Агрегат", один из инициаторов и разработчиков национальных стандартов, сегодня существует парадоксальная ситуация в отрасли. В старых нормативных документах, которые регулируют заправку топливом авиационной техники, прямо прописано название оборудования, которое необходимо для этих целей использовать. Такого оборудования давно уже нет, но правила существуют, и формально их нужно выполнять.

Другой парадокс: до административной реформы сертификацию объектов гражданской авиации проводило Министерство транспорта. Позже эта функция была разделена на части между разными ведомствами. Теперь одни объекты сертифицирует Федеральная авиационная служба по надзору в сфере транспорта (ФАСНТ), а другие - Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ). Но при написании положения об этих ведомствах ни в одном документе не было сказано о правах на сертификацию. Федеральные авиационные правила никто не отменял, а в них указано, что наземная авиационная техника должна сертифицироваться. Вот только государственный орган, который бы этим вопросом занимался, правительством до сих пор не определен. Итогом этого стало непонимание, по каким правилам нужно работать топливозаправщикам, чтобы обеспечить безопасность эксплуатации авиационной техники.

По мнению экспертов, авиапредприятия при модернизации или строительстве аэропортов постоянно сталкиваются с рядом вопросов, которые в итоге, конечно же, решаются. Но в каждом конкретном случае, вместо того чтобы взять и открыть определенный стандарт и просто следовать ему, приходится разбираться и ломать голову: а можно ли покрывать цистерны топливозаправщиков антикоррозийным покрытием? Или использовать только нержавеющую сталь? Можно ли использовать в качестве покрытия не эпоксидные смолы, а другие материалы, например, металлическое напыление? Можно ли ставить отечественные рукава на зарубежные средства заправки и так далее...

Понятно, что нужны стандарты по каждому частному вопросу, чтобы упростить работу авиапредприятий. Но пока проблемы решаются абы как, доходит до того, что в некоторых аэропортах заправку самолетов до сих пор производят с помощью ведра и фетровой шляпы. Говорят, что так лучше происходит отделение воды от топлива. Шутки шутками, но сейчас государство сертифицирует и предприятия с таким уровнем технологии, так как нормативная база позволяет это делать. В итоге иностранные компании просто не понимают, по каким стандартам мы работаем, какую технику используем, какие у нее должны быть параметры. До сих пор нет даже переводного коэффициента - сантиметр-дюйм. Поэтому при любой возможности иностранцы стараются избегать отечественный топливозаправочный комплекс, предпочитая летать через Азию.

Вот недавний пример отсутствия ясных правил отечественного производства. В аэропорту Казани построили немецкую систему автоматизации заправки, а у нее ограничения по условиям эксплуатации. Система работает при температуре воздуха не ниже минус 27 градусов. В правилах и требованиях к технике международные и отечественные нормы никак между собой не пересекаются. По действующим документам, устанавливать эту систему было разрешено. Однако когда температура опустилась до минус 30, аэропорт встал. Вся автоматика заблокировала работу.

Чтобы не возникало подобных ситуаций, было решено выработать свои национальные стандарты, проведя ревизию уже имеющихся документов и написав новые, которые бы соответствовали не только последним достижениям техники, но и были ориентированы на будущее - лет на 30 - 40 вперед. На это необходимо 4 млн. рублей, и ассоциация "Аэропорт ГА" сейчас занимается поиском этих средств. Рабочее название стандартов - "Технология авиатопливообеспечения. Общие технические требования" и "Оборудование авиатопливообеспечения".

Как заявил Олег Осипов, "мы пытаемся с помощью этих документов регламентировать требования к тому оборудованию, которое сегодня выпускается. Эксплуатанты получат понятные технические характеристики: какой длины должен быть шланг для заправки топливом, какое покрытие будет у топливозаправщика безопасным. В национальные стандарты войдут требования к зданиям, сооружениям и оборудованию, к структуре управления, к информационному и документальному обеспечению, требования к технологии, промышленной, экологической безопасности, подготовки персонала и т.д.

Однако в отличие от техрегламента, который вырабатывает государство, национальные стандарты являются документами, которые формирует общественность. Регламент - это закон и содержит, как правило, общие требования по безопасности. Национальный стандарт утверждается Ростехрегулированием.

Но главное - на его основе отрасли может быть создан институт добровольной сертификации.

Как сказал "Гудку" Семен Вольфзон, председатель комитета по авиа ГСМ ассоциации "Аэропорт", добровольная сертификация - механизм, который давно используется за рубежом. "Он разрешен отечественным законодательством. Никто не будет заставлять ту или иную организацию помимо государственного сертификата получать еще и общественный. Однако параметры, которые мы заложим в национальный стандарт, будут более четкими и понятными для всех участников рынка. Кроме того, стандарт будет скоординирован с международными требованиями и даже с военными.

В группу разработчиков этого документа входят представители таких организаций, как ИЦ "Агрегат-Тест", НПФ "Агрегат", ассоциация "Аэропорт ГА", ТД "Топливное обеспечение аэропортов", и других.

Те представители отрасли, кто согласится пройти процедуру добровольной сертификации, получат конкурентное преимущество перед своими коллегами. Зная, что эта организация прошла сертификацию по ясным и понятным для рынка стандартам, доверие у перевозчиков к ним будет значительно выше".

Как отмечали на прошлой неделе представители ассоциации "Аэропорт ГА" во время проведения "круглого стола" в рамках выставки "РосАвиаЭкспо", проекты национальных стандартов появятся примерно через месяц....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка