Московская правда
21 февраля 2006, 09:18
Небесный дебош
В России наблюдается лавинообразный рост хулиганских выходок на борту воздушных судов
По наблюдениям авиаперевозчиков, пик пассажирского буйства приходится на период "высокого сезона", что и неудивительно: зимние "каникулы", летние отпуска - когда ж и расслабляться, как не на заслуженном отдыхе? А расслабляться граждане начинают уже в аэропорту, продолжают на борту и на землю, как правило, выползают уже в полнейшую зюзю. При этом самыми "пьяными" традиционно считаются короткие рейсы. То ли потому, что у народа нет серьезной возможности отоспаться, то ли потому, что процесс поглощения горячительного приходится подстегивать из-за скорого приземления.
Так или иначе, дебоширам приходится оказывать особый прием, а иногда и менять расписание полетов. Например, в январе прошлого года из-за такого вот поддавшего гражданина, "своими действиями угрожавшего безопасности полета", в аэропорту Кефлавик вынужденную посадку совершил лайнер, следовавший по маршруту Москва - Торонто - специально для передачи товарища в мускулистые полицейские руки. В марте на рейсе из Токио при подлете к "Шереметьеву" пассажир начал угрожать экипажу, требуя перенаправить лайнер в Чечню. В Чечню экипаж не свернул, сел в Москве, сдав дядьку сотрудникам ФСБ и ЛУВД. В июне за хулиганство с рейсов того же "Аэрофлота" сняли еще двоих пассажиров...
При всем при этом, если дебош на борту и наказывается, то довольно мягко - в России воздушное хулиганство и преступлением-то не считается: буян либо отделывается штрафом в 500 рублей, либо получает предупреждение, либо и вовсе отпускается с миром - возиться со сдачей милиции и составлением протокола не всякому экипажу захочется...
По мнению аэрофлотовских чиновников, пресекать все это безобразие лучше всего с помощью специально обученных сотрудников, которые уже сейчас сопровождают некоторые рейсы. Например, в прошлом году эти "воздушные маршалы" смогли предотвратить около 40% хулиганских выпадов со стороны не в меру раздухарившихся граждан. По словам заместителя начальника службы авиационной безопасности компании Азата Зарипова, позиция "Аэрофлота" в отношении к фактам хулиганства на борту самолетов и в аэропортах известна - ни один факт не должен оставаться безнаказанным.
Многие перевозчики, кстати, практикуют "черные списки", после занесения в которые человек навсегда лишается возможности летать самолетами компании, которой потрепал когда-то нервы.
- У нас пока "черных списков" нет, - поделился опытом с "МП" пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь" Илья Новохатский, - но мы над ним уже вовсю думаем. Всякое ведь случается. Благосостояние народа растет, все больше людей позволяют себе летать самолетами, и не всегда это самые культурные люди... Ну а если уж разбуянится кто не на шутку, приходится звать самого сильного члена экипажа -чтоб поговорил по душам и, если не поможет, прикрутил хулигана к креслу ремнями до приземления.
- Небольшой "черный список" у нас набрался, - признался начальник пресс-службы "Трансаэро" Сергей Быхун. - Хотя, конечно, такие выходки скорее исключение. Действия к таким "весельчакам" мы применяем вполне стандартные - сначала его пытается убедить бортпроводник, потом командир корабля. Если не удается (были случаи), мужчины из экипажа могут и физическую силу применить - например, утихомирить человека пластмассовыми наручниками, обездвижить... В прошлом году одного такого даже пришлось сдавать египетской полиции и отказать в обратной перевозке, аннулировав билет, благо что по Воздушному кодексу мы это можем делать.
Что же касается путешествия на борту специального человека с оружием, не думаю, что это выход. Если такой "охранник" промахнется и попадет на высоте 10 тысяч, скажем, в обшивку - уже и никакого террориста не потребуется. Да и оружие может спровоцировать - в 70-е годы был случай, когда террорист взорвал бомбу именно после того, как увидел у "специального человека" пистолет. 150 человек погибли зазря.
Хоть как-то изменить ситуацию обещают новые законы, над проектами которых работают авиационные власти и российские авиакомпании. А пока авиаперевозчики разрабатывают законы о воздушных хулиганах, другие "небожители" -в лице войск Командования специального назначения ВВС (бывшее ПВО) - придумали, как обезопасить Москву от самолетных террористов. При угрозе теракта самолеты с пассажирами надо просто сбивать. Об этом заявил на днях "Интерфаксу" командующий войсками генерал-полковник Юрий Соловьев. Уже не в первый раз подняв вопрос о принятии закона, который бы позволял сбивать при необходимости самолеты даже с пассажирами, Соловьев заявил: "Это будет сделано, несмотря на отсутствие соответствующих поправок. Я не допущу, чтобы на Москву что-то упало. Для себя я определился, какое решение буду принимать (...) Если идет самолет с пассажирами на борту, если я его не собью - на меня наденут наручники, если я его собью - на меня тоже наденут наручники. Мы стали заложниками ситуации".
По словам пресс-секретаря командующего Дмитрия Зенина, соответствующий приказ уже принят "на вооружение" войсками КСН. Сбивать, правда, будут не всех подряд, а выборочно:
- Решение об уничтожении самолета будет приниматься в том случае, если экипаж не отвечает на запросы земли и при этом есть точная информация о захвате террористом пустого самолета, - объяснил "МП" г-н Зенин. - А также, если самолет, где находятся террористы и экипаж, не идет на принудительную посадку. В том случае, когда в авиалайнере, помимо экипажа и террористов, находятся еще и пассажиры, в воздух поднимаются истребители, которые будут его принуждать к посадке, и в случае неподчинения уничтожат. Если же на борту "функции террориста" возьмет на себя перебравший дебошир, такой самолет к Москве тоже постараются не допустить -принудят к посадке где-нибудь по дороге.
Отличать же перебравших водки дебоширов от идейных или депрессивных камикадзе придется, как ни крути, экипажу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции