Военно-промышленный курьер
22 февраля 2006, 11:51
Дальнемагистральный закат авиапрома
Отказ России от производства широкофюзеляжных пассажирских самолетов чреват катастрофическими последствиями как для будущего авиационного производства, так и обеспечения национальной безопасностии
Во-первых, со сворачиванием производства дальнобойных "илов" Россия потеряет отличные платформы для специальных военных самолетов. Такие, как летающие командные пункты для управления нашими Вооруженными Силами в случае крупного военного конфликта, воздушные заправщики для стратегической авиации, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.
Во-вторых, производство и сбыт широкофюзеляжных пассажирских самолетов и грузовиков на их базе сегодня приносит мировой авиапромышленности большую половину ее доходов на гражданском рынке. Добровольный уход из данного сектора и полная ориентация на менее вместительные (и, как показывает мировая практика, менее прибыльные) самолеты повлекут за собой дальнейшее снижение экономической эффективности работы отечественных самолетостроителей, и без того достаточно низкой.
Попытаемся рассмотреть вопросы военного применения только одного самолета - Ил-96. Точнее, последствия, которые повлечет за собой скоропалительное решение по сворачиванию его производства. ВС США широко используют пассажирские самолеты в качестве базовых платформ для специальных военных машин. Вообще трудно найти какую-нибудь гражданскую модель Boeing, которая бы так или иначе не использовалась военными.
Воздушный командный пункт E-4B, созданный для высшего военно-политического руководства страны на случай масштабных боевых действий, разработан на базе широко распространенного авиалайнера Boeing 747. Кроме того, "слон" (как прозвали 747-й сами американцы) используется в качестве самолета-носителя лазерной системы поражения космических целей (спутники, баллистические ракеты).
Большое применение в американских Вооруженных Силах нашел и Boeing 707. На его базе делали воздушные заправщики, самолеты AWACS типа E-3 Sentry и самолеты управления E-6. Широко использовались и военные варианты близкого по размерности самолета DC-10 фирмы McDonnell Douglas. На его базе разработали и построили большой серией заправщик КС-135.
Американские военачальники не обошли вниманием и популярный у авиакомпаний всего мира дальнемагистральный Boeing 767. В числе самых последних вариантов его использования предлагается E-10A Multi-sensor Command and Control Aircraft ("Мульти-сенсорный самолет командования и управления"). Он также известен как MC-2A. Это серийный 767-400ER, напичканный дорогостоящей разведывательной аппаратурой, в частности радиолокатором обзора воздушного пространства и земной поверхности, а также мощными компьютерами для обработки информации, поступающей как с бортовых сенсоров, так и аппаратуры, размещенной на других носителях. ВВС США намерено закупить не менее 50 MC-2A.
В настоящее время ВС США и их союзников закупают дополнительные самолеты-заправщики типа КС-767 на базе пассажирского лайнера Boeing 767. Только американские военные планируют приобрести порядка ста новых самолетов-заправщиков данного класса.
На рынке современных воздушных танкеров серьезную конкуренцию КС-767A составляет европейский Airbus A-330MRT, созданный на базе пассажирского A330-200. Европейские широкофюзеляжные самолеты семейства А300/310 также используются военными десятка стран мира как военно-транспортные, заправщики и летающие госпитали.
В Советском Союзе также широко использовали удачные гражданские машины для создания специальной военной техники. В частности, четырехмоторный пассажирский Ил-18 применялся, после соответствующего переоборудования, как разведчик (Ил-20) и базовый патрульный самолет флота (Ил-38). Еще один пример "двойного использования" - самолет Ил-86. Одна машина была построена в варианте "Россия" для президентского авиаотряда. Еще три - летающего командного пункта Ил-80 для управления ВС в случае ядерного конфликта (см. "Пассажирские самолеты мира", В. Беляев, "АСПОЛ АРГУС", 1997г.).
Сегодня бывшему "вероятному противнику" (и не только ему) известно, в каком техническом состоянии находятся самолеты Ил-80. Это следствие пренебрежения предыдущим руководством страны задач обеспечения обороноспособности государства в дальнесрочной перспективе. А ведь Ил-80 задумывался как важнейший элемент системы управления Вооруженными Силами. Сегодня, принимая во внимание состояние этих "илов", их физическое и моральное старение, пора задуматься над полноценной заменой. Тем более что Россия уже определилась по будущему составу национальных ядерных сил сдерживания. А им нужна адекватная, современная система управления.
Кроме летающего командного пункта ВС, России необходимы воздушные заправщики, способные обеспечить эффективное применение стратегических ракетоносцев Ту-160, Ту-95МС и бомбардировщиков Ту-22М3. Наверное, небольшой государственной тайной является тот факт, что имеющиеся сегодня в ВВС России заправщики Ил-78 и Ил-78М по своим тактико-технических данным не полностью соответствуют возможностям модернизированных самолетов Ту-160 и Ту-95МС. В частности, по дальности полета, количеству передаваемого на дальнем рубеже топлива, скорости перекачки и прочим показателям. Очевидно, что сравнительно небольшой Ил-78 просто не в состоянии обеспечить глобальное применение модернизированных российских бомбардировщиков при действии с внутренних баз страны.
Предварительные расчеты возможностей танкера на базе Ил-96-400 показывают, что на характерной дальности он сможет передать заправляемым самолетам как минимум в полтора раза больше топлива, чем Ил-78М.
Кроме Ил-78, на базе рампового транспортного самолета Ил-76 создан и "летающий радар" А-50. С момента постановки Ил-78 и А-50 на вооружение прошли десятки лет. В настоящее время отчетливо вырисовывается необходимость замены устаревшей техники.
Сегодня в России просто нет другой подходящей платформы для создания самолетов для управления ВС и дозаправки стратегической авиации, кроме Ил-96. Просто-напросто нет. Производство Ил-76 после развала СССР "оказалось" в независимом Узбекистане. А разработчик стратегического военно-транспортного самолета Ан-124 "Руслан" - на "незалежней" Украине.
Узкофюзеляжный магистральный Ту-204 слишком мал в качестве заправщика прожорливых стратегических ракетоносцев. Как, впрочем, и "прорывной" RRJ. Не подойдут эти машины и на роль самолетов управления СЯС: слишком малы внутренние объемы, чтобы разместить аппаратуру, операторов и "людей, принимающих решения".
Важно отметить, что операторы дорогостоящей аппаратуры самолетов разведки и управления набираются из числа хорошо подготовленных офицеров, на обучение которых страна затратила колоссальные средства. Эти офицеры тоже люди. Если им не обеспечить комфортных условий для работы и отдыха (а для этого на борту самолета требуется определенное - и не малое - пространство), то неизбежна "текучка кадров". А проще говоря - преждевременный уход высококлассных специалистов с военной службы.
Справедливости ради надо отметить, что на базе Ту-204, RRJ, Ан-148 и Ан-140 можно создать целый ряд самолетов специального назначения для силовых структур России и зарубежных стран. Но их технические характеристики и внутренние объемы ограничивают круг возможного военного применения задачами тактического и оперативно-тактического характера.
Исходя из существующего парка стратегической авиации и задач, стоящих перед ВС страны, им требуется как минимум три самолета управления и двадцать заправщиков дальнего радиуса действия. И еще 15-20 самолетов "электронной разведки" типа американских E-10 и E-3. Что будет, если таких самолетов не будет? Окончательно устареют и покинут строй Ил-78, Ил-80 и А-50. И замечательные, обладающие мощнейшим разрушительным потенциалом ядерные силы сдерживания (а это тысячи ракет с ядерными боеголовками на подводных крейсерах, стратегических бомбардировщиках и вкопанных в землю шахтах) останутся без "глаз", "ушей" и "связи". Подумали ли об этом те, кто поспешил "вычеркнуть" Ил-96 из будущего продуктового ряда отечественного авиапрома? Или, может быть, они думают предложить российским военным впредь закупать самолеты управления СЯС в США или Европе? Boeing, наверное, с удовольствием возьмется за подобный заказ!
Танкеры, летающие радары и самолеты радиоэлектронной разведки требуются традиционным импортерам российской военной техники - Индии и Китаю. Конечно, если Россия не создаст "товарные варианты" военных Ил-96 и не поставит определенное количество на вооружение собственных Вооруженных Сил, никаких индийских и китайских заказов не будет. Но это не значит, что потребности этих стран "испарятся". По данным российских и зарубежных военных экспертов, потенциально Индии и Китаю понадобится по тридцать заправщиков в классе Ил-96ВТ, А-330MRT и KC-767A.
Конечно, Дели и Пекину тоже можно предложить "отовариться" в США или Европе. Если цена вопроса - от 5 до 10 миллиардов долларов - это "маловато" для широко размахнувшихся "интеграторов" отечественного авиапрома.
При реальном темпе строительства Ил-96 (на уровне минимальной рентабельности производства) пять-шесть новых машин в год (а в последние несколько лет строили только по два самолета) потребности ВС России можно удовлетворить за 6-8 лет. А общие потребности ВС России, Китая и Индии - за двадцать. В случае же закрытия производства дальнемагистральных самолетов на ВАСО (Воронеж) работу потеряют многие из 11тыс. сотрудников. А вместе с ними и десятки тысяч работников смежных предприятий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции