Бизнес & FM
22 февраля 2006, 12:55
Свободноконвертируемый Boeing для Ульяновска
Ульяновский завод "Авиастар-СП" может принять решение о том, чтобы стать одной из площадок корпорации Boeing, на которой пассажирские самолеты переоборудуются в грузовые
Мировая индустрия грузоперевозок воздушным транспортом растет опережающими темпами в сравнении с пассажирскими перевозками. И хотя, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, в 2005 году прирост объема грузоперевозок авиационным транспортом составил лишь 3-4% (против прироста в 16% в 2004 году), прогнозы экспертов и участников рынка на ближайшие годы весьма оптимистичны. Ожидается, что ежегодные темпы роста пассажирского трафика составят в период с 2005 по 2009 годы 5,6%, в то время как грузоперевозки будут расти на 6,3% ежегодно. По подсчетам президента группы компаний "Волга-Днепр" Алексея Исайкина, в денежном выражении суммарный ежегодный оборот рынка грузоперевозок воздушным транспортом оценивается приблизительно в $60 млрд, а к 2015 году, как ожидается, он вырастет без малого в два раза - до $105 млрд.
Доминируют на этом рынке машины производства американской авиастроительной компании Boeing (модели 747, 767, 757), а также DC-10 и MD11. При этом более половины всех грузоперевозок воздушным транспортом приходится на Boeing 747. Но в отличие от пассажирских, основу парка грузовых авиакомпаний составляют самолеты, приобретенные на вторичном рынке и переоборудованные в грузовую версию. На рынке наблюдается дефицит подержанных грузовых самолетов при довольно высокой стоимости новых образцов. В то же время пассажирская комплектация 747-й модели оказалась невостребованной из-за спада объемов перевозок, произошедшего после 11 сентября 2001 года.
Таким образом, согласно прогнозу Boeing, до 2023 года авиакомпании во всем мире пополнят свой парк 2950 грузовыми самолетами, из которых 75% придется на конвертированные из пассажирской версии машины.
Это означает, что конвертация пассажирских самолетов в грузовые становится одним из самых интересных сегментов рынка технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Технически эта операция не представляет больших проблем: в ходе конвертации демонтируется пассажирский салон, производится установка усиленных полов и погрузочно-разгрузочного оборудования, а для облегчения загрузки контейнеров и палет в фюзеляже прорезается большой грузовой люк. Правда сама американская компания не осуществляет конвертацию, предоставляя права различным компаниям. Лидерами на этом рынке длительное время оставался Израиль, но в будущем ситуация может измениться. Российские авиазаводы, испытывающие острый дефицит заказов, могут побороться за долю этого перспективного рынка.
Если прогноз Boeing сбудется, то до 2023 года конвертации подвергнутся 2200 самолетов.
С учетом того что стоимость переоборудования самолета из пассажирского в грузовой колеблется в пределах $10-15млн в зависимости от типа воздушного судна, объем этого сегмента рынка ТОиР составляет минимум $22 млрд, а максимум- $33 млрд. На часть этих денег претендует ульяновский завод "Авиастар-СП", в стратегии развития которого предусмотрена подготовка мощностей для конвертации самолетов. По сведениям "Бизнеса", окончательное решение должно быть принято до конца февраля текущего года. И если оно будет положительным, то уже в 2006 году первые машины могут прибыть на завод для конвертации.
Впервые интерес к этому бизнесу был озвучен ульяновскими авиастроителями в 2004 году, а в 2005 году проект прошел достаточно детальную экспертизу. По мнению Исайкина, участие в международной кооперации с ведущими мировыми производителями позволит диверсифицировать производственную программу предприятия и сделает положение завода более устойчивым. Напомним, что сейчас "Авиастар-СП" специализируется на серийном выпуске самолетов семейства Ту-204, а также пытается восстановить выпуск грузовых Ан-124 "Руслан".
Стартовым заказчиком выступит "Волга-Днепр", рассчитывающая к 2010 году довести свой парк грузовых Boeing 747 до десяти машин. Некоторые из них будут новыми, а другие - конвертированными.
Алексей Исайкин предполагает, что, разместив заказ на ульяновском заводе, авиакомпания получит самолеты быстрее. А с учетом стоимости переоборудования самолета из пассажирского в грузовой (примерно $10 млн) и остаточной стоимости лайнера-донора приобретение конвертированного грузового самолета оказывается существенно дешевле, чем покупка новой машины. Так, например, самолет Boeing 747-200- в зависимости от налета и наработки двигателей, а также от комплектации - может стоить от $4 млн. Стоимость самолета с достаточным количеством ресурса начинается от $10 млн, а переоборудованный "грузовик", который получила российская авиакомпания AirBridge Cargo ("дочка" "Волги-Днепра"), оценен экспертами примерно в $30 млн. В то же время каталожная стоимость нового Boeing 747-200F превышает $220 млн.
Завод же, по подсчетам Исайкина, за счет конвертации пассажирских самолетов в грузовые будет иметь бизнес с годовым оборотом в $100 млн. То есть в год он должен переоборудовать десять пассажирских самолетов в грузовые.
Впрочем, для этого одних только заказов от "Волги-Днепра" будет недостаточно. Потенциально заказчиком грузовых Boeing 747 может стать "Аэрофлот". В 2005 году заместитель генерального директора "Аэрофлота" по управлению сетью маршрутов и грузовым перевозкам Игорь Десятниченко высказывал мнение, что "семьсот сорок седьмые" могут стать альтернативой MD-11F, на которые в настоящее время рассчитывает авиакомпания. Национального перевозчика вполне могут привлечь конвертированные машины. Проявляют осторожный интерес к этому проекту и в авиакомпании "Атлант-Союз". Представитель столичного перевозчика Георгий Баутин напомнил, что его компания уже заказала два самолета Ил96-400Т для проекта регулярных грузовых перевозок и в будущем парк компании может быть пополнен за счет дальнемагистральных грузовых лайнеров. Однако, по его словам, принятие такого решения - дело не завтрашнего дня....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции