Военно-промышленный курьер
1 марта 2006, 08:36
Самый быстрый истребитель
Самолет МиГ-25 заслуживает особого разговора, так как его история непосредственно связана с развитием и динамикой локальных войн и вооруженных конфликтов. На нем многое делалось впервые
В конце 1950-х гг. перед нашими конструкторами и ПВО была поставлена задача обеспечить надежную защиту от высотных скоростных самолетов, которые разрабатывались в США и Великобритании - бомбардировщиков В-70 и В-58. Правда, к тому времени СССР уже располагал ЗРК, поражавшими цели на больших высотах, но они обладали небольшой дальностью стрельбы - до 40 км. К тому же всю территорию страны охватить ими было невозможно. Требовался высотный истребитель-перехватчик с радиусом сверхзвукового полета более 500 км, оснащенный мощной бортовой РЛС и дальнобойными ракетами класса "воздух-воздух".
К концу 60-х годов эту проблему решило микояновское ОКБ в соавторстве с Нижегородским авиационным объединением. Был спроектирован и поставлен на серийное производство высотный многоцелевой истребитель с практическим потолком 20 700 - 23 000 м и дальностью полета на сверхзвуке (с М=2,35) - 1250-2130 км. МиГ-25 для того времени (выпускался в двух вариантах: самолет-разведчик и истребитель-перехватчик) представлял собой высшее достижение в мировом военном самолетостроении. Ни в одной зарубежной армии не было самолета со скоростью, троекратно превышавшей скорость звука.
МиГ-25 (М-500, как его условно именовали советские военные специалисты) получил боевое крещение в ходе арабо-израильских войн: на египетском фронте в качестве самолета-разведчика, на сирийском - как истребитель-перехватчик ПВО. Экипажи самолета успешно справлялись со всеми боевыми задачами. Выполняя разведывательные задачи в зоне Суэцкого канала, МиГ-25 неоднократно подвергался атакам от двух-трех до нескольких десятков израильских "Фантомов", при этом всегда успешно уходя от погони. Не "доставали" самолет и американские зенитные ракетные комплексы типа "Хок".
После смерти Г. Насера машины данного типа на "Антеях" были эвакуированы из Египта в Советский Союз. Однако продолжалось их боевое применение в Сирии. В феврале 1981 г., когда на вооружение израильской армии поступили новые американские истребители F-15, материализовались замыслы нескольких отработанных на практике вариантов заманивания сирийских МиГ-25 в тактическую ловушку. Демонстративные действия - провокации на вызов - переместились в диапазон околостратосферных высот (10 000-12 000 м). Участились случаи преднамеренного нарушения воздушных границ Сирии со стороны моря.
В 1981 г. МиГи-25, пилотируемые сирийскими летчиками, неоднократно использовались в качестве перехватчиков израильских самолетов-разведчиков, а также самолетов F-15, нарушавших воздушное пространство Сирии. И всегда воздушные бои происходили "на равных". При этом следует отметить, что в большей степени успех определялся не боевыми возможностями машин, а профессиональным мастерством экипажей и наземных служб. Именно в этот период произошла первая в истории воздушных боев встречная ракетная атака.
Представляем выписку из журнала боевых действий: "...13 февраля 1981 г. над Ливаном появилась пара израильских разведчиков RF-4С, которые начали перемещаться вдоль рубежа подъема на перехват в северном направлении со скоростью 1000 км/ч на высоте 12 000 м. Навстречу нарушителям по команде с ЦКП из зоны дежурства в воздухе вышел одиночный МиГ-25.
В 13.25 на эшелоне 8000 м МиГ-25 начал разгон, затем занял одну с целью высоту на дистанции 110 км. В ответ "цель" развернулась на обратный курс и оставила за собой плотное облако дипольных отражателей, образовавшее пятно засветки на экране РЛС наведения. МиГ-25 продолжал преследование отходящих на юг разведчиков. Через минуту из "облака" помех вышла еще одна цель (наземный высотомер дал первую засечку на 3000 м). Это был израильский F-15, находившийся до этого в засаде за высоким горным хребтом.
В 13.27 расстояние между F-15 и МиГ-25 сократилось до 50 км. Сирийский летчик, полностью освоивший МиГ-25, обнаружить сближающегося снизу противника не мог из-за ограничения бортовой РЛС в обзоре нижней полусферы. Команда, поданная "с земли" на отворот, до летчика не дошла, так как в этот момент появились сильные шумовые помехи по радио.
В 13.28 на встречном сближении в наборе F-15 с дистанции 25 км произвел пуск ракеты и сбил МиГ-25. На месте падения самолета в Ливане в левой плоскости была обнаружена крупная дыра и найдены осколки ракеты, на одном из которых можно было различить надпись AIM-7F".
Командование сирийских ВВС разработало ответный план действий. 29 июля 1981 г. в бою сошлись две пары сирийских МиГ-21 и МиГ-25 против группы израильских истребителей. "Верхнего" F-15 стала вызывать на себя пара МиГ-21, а два самолета МиГ-25 отправились в засаду - затемненную зону в обзоре израильского самолета дальнего радиолокационного обнаружения "Хокай". F-15 "клюнул" на ложный вызов. На встречный курс с ним пункт наведения вывел один МиГ-25 из пары. Второй начал маневр для нанесения удара во фланг.
Однако F-15, не меняя курса, внезапно перешел на снижение, увлекая за собой МиГ-25. Сирийский летчик в процессе боя докладывал об обнаружении цели на 80 км, захвате на 40 км и о последующем срыве захвата на снижении. Метки противников на экране РЛС наведения слились, а затем пропали. Летчик МиГ-25 катапультировался, как он доложил, "после удара" и благополучно приземлился.
Второй МиГ-25 удар во фланг уже не наносил. К месту боя не успели и израильские ударные самолеты. В непредвиденной заранее ситуации быстрее разобрались на сирийском ЦКП. Посчитав позицию более выгодной, там решили перевести МиГ-25 на сближение. Цель летчик обнаружил на 40 км, захват произвел на 25 км, пуск первой ракеты - на 18 км, второй ракеты - на 11 км (бортовые средства контроля при дешифрировании подтвердили попадание первой ракеты). Израильский летчик катапультировался над морем. Сторожевые катера подобрали спасательный жилет и пакет с сигнальными средствами, хранящийся в катапультном сидении.
Однако вскоре после этого сирийское командование вывело самолет за рамки боевых действий: в стратосфере, где раскрывались характеристики МиГ-25 как перехватчика, израильтяне больше не летали.
После того как старший лейтенант В. Беленко угнал этот самолет в Японию, около 20 американских специалистов полностью демонтировали МиГ-25. Советской стороне пришлось полностью менять "начинку" боевой машины, в частности систему "свой-чужой", что обошлось в миллиарды тогдашних рублей. А в 1978 г. начался серийный выпуск МиГ-25ПД, оснащенного двигателями с увеличенным ресурсом, радиоприцелом "Сапфир-25" и усовершенствованным вооружением. В 1979 г. Нижегородский авиазавод освоил выпуск истребителя МиГ-25МП - первого в стране истребителя четвертого поколения. В 1991 г. после доработок, связанных с новыми реалиями, он был переименован в МиГ-31, который к середине 90-х годов приобрел мировую славу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции