Новые Известия
2 марта 2006, 11:56
Комфортный бастион бдительности
Авиационные службы Израиля считаются мировым эталоном безопасности. В этом немалая заслуга главного аэропорта страны, носящего имя ее первого премьер-министра Д. Бен-Гуриона
Аэропорт израильской столицы состоит из трех терминалов. Поскольку международные рейсы - в Россию, Европу и за океан - выполняются из третьего, самого крупного и красивого, речь пойдет именно о нем.
Терминал 3 был открыт в ноябре 2004 года. Он стал самым грандиозным национальным проектом Израиля за последнее десятилетие - строительство стоило 860 млн. долларов. Архитектурный проект здания сочетает в себе различные мотивы "Эрец Исраэль" (Земли Израиля) - характерные символы, камни, растительность. Белый и желтоватый иерусалимский камень, которым отделаны интерьеры, расслабляет, заставляет забыть о жарком (за исключением двух-трех зимних месяцев) израильском климате. Очевидно, с этой же целью на внутренней площади, в зоне Duty Free, был построен высокий фонтан, встречающий каждого, кто только что приземлился или собирается вылететь, - тонкие серебристые струйки падают откуда-то с потолка, создавая иллюзию дождя. В 2005 году аэропорт принял более 8,5 млн. пассажиров международных рейсов. Отсюда совершают свои рейсы 88 авиакомпаний.
Одно из главных преимуществ терминала для туристов - удобное сообщение с внешним миром, причем не только с Тель-Авивом, но и с другими городами страны. Бесплатный транспорт ходит между терминалами и автостоянками аэропорта; вблизи находится автостанция "Эгед", откуда осуществляются рейсы во все концы страны. Еще три автобусные линии - "Супербус", "Маргалит" и "Метрополин" - возят в Шоам, Ришон-ле-Цион и Беэр-Шеву, маршрут 222 - по гостиницам Тель-Авива, а в Хайфу и Иерусалим ходят маршрутные такси. Кроме того, на выходе из аэровокзала расположена железнодорожная станция. Поезда ходят с четырех утра до полдвенадцатого ночи по маршруту Тель-Авив - Хайфа - Акко - Нагария.
Как правило, больше времени в аэропорту проводишь на вылете - тем более что аэропортовые службы настоятельно рекомендуют прибыть сюда минимум за 3 часа до рейса, чтобы успеть пройти все досмотры и профайлинг. И если по прилете сотрудница паспортного контроля лишь мельком взглянула на мой документ, улыбнувшись: "Have a good time", - то на вылете задавать вопросы секьюрити начинают еще до регистрации, причем в разговоре могут участвовать и провожающие - спецслужбы не преминут поинтересоваться вашими израильскими друзьями или родственниками. Вопросы могут быть самыми неожиданными и совершенно не связанными логически: "Где вы жили в Израиле? Что у вас в этой сумке? Вы ездили на экскурсии? Как звали водителя вашего автобуса? Кто-нибудь в вашей семье говорил на иврите? А на идише?" Ну, конечно, этому смуглому офицеру-сефарду все равно, говорила ли моя бабушка на древнееврейском. Ему важно не то, что вы отвечаете, а гак отвечаете; его задача - вычислить по психоэмоциональному состоянию потенциального террориста.
После того как багаж просвечивается на рентгене, вас могут направить на более детальный досмотр и попросить расстегнуть чемодан. В моем случае внимание служб безопасности привлекли упаковки с целебными солями-грязями (наследие от поездки на Мертвое море) и... книги. Впоследствии выяснилось, что книги здесь почему-то всегда вызывают подозрение, и знающие пассажиры кладут их сверху, а не на дно, дабы не приходилось вытаскивать все содержимое багажа.
После регистрации пассажиры проходят в просторный зал - так называемый общий корпус. "Общий" - потому что сюда разрешен доступ провожающим. Это вызвало у меня недоумение: зачем так тщательно проверять ручную кладь, если после провожающие могут что-то передать пассажиру? Однако в отличие от других аэропортов в зале досмотра Бен-Гуриона за вами постоянно наблюдают - возле всех входов и выходов, у оградительных лент, стоит дополнительный контроль. Камеры камерами, но внимание живого человека, очевидно, эффективнее.
В общем корпусе расположены несколько ресторанов (кстати, в них можно курить) и торговый центр "Шхаким". Сразу бросается в глаза обилие американских марок типа Donna Karan, Nine West, Kenneth Cole и т.д. - сказываются прочные связи между двумя странами. Несмотря на то что здешние магазины не являются беспошлинными, игнорировать их не стоит: при предъявлении посадочного талона из стоимости вашей покупки вычтут сумму налога. Присмотрев здесь солнцезащитные очки, я поинтересовалась у продавщицы, не дешевле ли такие же в Duty Free. Та не поленилась позвонить своей "безналоговой" коллеге, и после недолгих подсчетов и конвертации выяснилось, что "брать надо здесь".
Удивительно, что десятилетиями привитая бдительность гармонично сочетается у израильтян с типичной средиземноморской легкостью бытия. Во время регистрации мне сообщили, что вылет откладывается на час. При этом на всех табло в строчке "Москва" значилось "вовремя", а потому, прежде чем торопиться в "стерильную" зону, я решила уточнить время вылета на стойке информации - благо в аэропорту их целых четыре. "У нас нет информации о задержке". - "Но позвольте, у меня в посадочном талоне значится другое время вылета". Сотрудница "Справки" долго и удивленно вглядывалась в бумажку, затем куда-то звонила, пожимала плечами; потом к ней подошел коллега, тоже всматривался в цифры и недоумевал... В общем, после десятиминутных ахов и вздохов мне сообщили, что никто ничего не знает, и посоветовали на всякий случай топать в сторону посадки. (Кстати, в аэропорту принимают письменные пожелания по обслуживанию - специальные ящики стоят возле все тех же инфостоек.)
И вот наконец паспортный контроль. Кудрявая красотка пограничница с полминуты пристально взирает на меня черными миндалевидными очами. Потом заглядывает в паспорт, затем - снова на меня... и так раз десять! Стараюсь сохранять олимпийское спокойствие. "Вы каким-то образом изменяли свое лицо?" Ну да, фото в паспорте уже почти пятилетней давности...
Конечно же наш рейс задержали, о чем сообщили, когда большинство пассажиров уже находились у выхода на посадку. Правда, инфраструктура аэропорта позволяет и здесь найти себе занятие - можно подкрепиться, сделать последние покупки, понаблюдать за приземляющимися и взлетающими самолетами сквозь стеклянные по всему периметру стены. А вот четко сфотографировать всю эту красочную перспективу не удастся: на стекло нанесены мельчайшие темные точки. И правда: ну зачем давать кому попало возможность составить подробный план летного поля?.....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции