АвиаПорт.Ru
3 марта 2006, 14:29
В ТПП прошло заседание "Основные итоги работы авиаотрасли в 2005 году"
Основной лейтмотив всех выступавших - авиапромышленность в глубоком кризисе, гражданское авиастроение подошло к опасной черте "точки невозврата". Нужна государственная помощь
Основной лейтмотив всех выступавших - авиапромышленность в глубоком кризисе, гражданское авиастроение подошло к опасной черте "точки невозврата". Нужна государственная помощь.
Евгений Горбунов, начальник департамента авиационной промышленности Роспрома, сообщил, что в 2005 г. было выпущено всего 8 гражданских самолетов, против 13 - в 2004 г., а гособоронзаказ незначителен. В результате практически все сборочные предприятия убыточны. Загрузка мощностей составляет 35-40%. За год на 6% сократилось количество занятых в отрасли. Средняя зарплата составила 9500 рублей в месяц.
С отрицательными финансовыми показателями закончили год 35 предприятий авиационного комплекса и 16 научных организаций. Резкое повышение цен на топливо заставляет авиакомпании закупать хотя и подержанные, но зарубежные машины - их топливная эффективность значительно выше. Как показала практика, политика предоставления преференций тем авиакомпаниям, которые закупают отечественную авиатехнику, положительных результатов не дала.
Появилась еще одна очень серьезная отрицательная составляющая, связанная с постоянным увеличением цены комплектующих. Так в среднем от подписания контракта на поставку самолета до его выпуска проходит 18-20 месяцев. За это время комплектующие дорожают на 50-70%. А в стоимостном выражении на них приходится до 70% конечной цены авиалайнера. Поэтому г-н Горбунов считает одной из важнейших задач создаваемой ОАК - найти инструменты, чтобы на ближайшие 3 года стабилизировать цена на комплектующие.
Основной вывод, который сделал г-н Горбунов: внутренний рынок узок, чтобы сделать экономически эффективным любой новый проект. Нужна широкая международная кооперация с выходом готовой продукции на мировой рынок. У государства мало рычагов воздействия, так как большинство предприятий комплекса находится в частных руках. Для этих предприятий основное - прибыль.
Николай Зеленко в своем выступлении показал на примере лизинга, что государство может пообещать деньги, даже заложить их в бюджет, но выделить их лизинговым компаниям в самом конце года. Так произошло в 2005 г., когда эти компании получили 500 млн. руб. только в декабре. В результате по этой схеме вместо 9 самолетов было построено только 6.
Депутат Госдумы Александр Белоусов сообщил, что в бюджете 2006 г. на поддержку авиапрома выделено 6 млрд. руб. Сколько будет получено реально, зависит от результатов деятельности в первом полугодии.
Что касается разработки "Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года", то над ней надо еще работать. Она не должна иметь чисто отраслевой характер и правительство не должно перекладывать решение всех проблем на ОАК. К положительным моментам депутат отнес создание рабочей группы в администрации Президента.
Вторая часть заседания была посвящена одному из узких мест, а это комплектующие. В связи с избыточными мощностями, малым заказом со стороны конечных потребителей, предприятиям "второго эшелона" надо быстрее объединяться, интегрироваться как между собой, так и с внешним миром. Необходимо также внесение изменений в законодательство, связанное с ВТС. Существующие законы поощряют монополизм в производстве комплектующих и не предусматривает сотрудничество с зарубежными странами в линейке создание - производство - продажа - эксплуатация.
Генеральный директор ОАО "Авиадвигатель" Александр Иноземцев посетовал, что цена на титан и никель в России выше, чем на Лондонской бирже. А в себестоимости авиадвигателя на долю материалов и комплектующих приходится 63% и только 7% - зарплата (на Западе всё наоборот). Сейчас ОАО создало проект семейства перспективных двигателей для гражданской авиации, принять участие в котором выразили и другие авиамоторостроители. Но нужна поддержка государства.
По мнению генерального директора ОАО "Оборонпромкомплекс" г-на Мозгалева, в связи с покупкой американцами металлургических предприятий в Самаре и Белой Калитве и не загруженностью производств на них заказами со стороны России (сплавы для авиа-космического комплекса), они имеют полное юридическое право перепрофилировать их под свои потребности.
Евгений Зарицкий, директор "Финансовой лизинговой компании", сообщил, что при существующих ценах на Ту-204, а это уже около 30 млн. долл., стоимости техобслуживания самолетов, в основном из-за низкого качества комплектующих, они стали абсолютно не конкурентоспособны. Его компания готова вкладывать средства в модернизацию некоторых критических производств, связанных с их выпуском. В связи с проектом "Ту-204 New Generation" впервые (!) у авиакомпаний спросили, а что они хотят. И сейчас создана рабочая группа, в которую входят представители нескольких КБ.
В связи с тем, что в проводимых авиакомпаниями тендерах участвуют иностранные производители, необходимо ввести практику "офсетных программ", в том числе для привлечения в Россию производителей западных комплектующих....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции