Бизнес & FM
28 марта 2006, 09:59
Конкурентное русло
ФАС намерена создать конкуренцию среди топливозаправочных компаний в российских аэропортах. Эксперты считают, что искоренение монополии может привести к снижению цен на авиатопливо
Начальник управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи ФАС Константин Сеничкин подтвердил "Бизнесу", что в ФАС периодически поступают жалобы от авиакомпаний по поводу того, что топливозаправочные компании в аэропортах навязывают свои услуги. Как правило, у аэропортов есть одна топливная компания (она может быть и не аффилированной с аэропортом), которая закупает ГСМ у единственного поставщика, отмечает чиновник.
В связи с этим ФАС предлагает учитывать интересы авиакомпаний, которые заключают договоры с собственным поставщиком, если у топливозаправочного комплекса аэропорта есть возможность принимать и хранить это топливо. По словам Сеничкина, в случае отказа аэропорт ожидает проверка, по итогам которой нарушители могут быть оштрафованы на сумму до 5 тыс. МРОТ (500 тыс. руб.). ВФАС, впрочем, отказались уточнить, какой именно аэропорт нарушает антимонопольное законодательство. Известно лишь, что речь идет об аэропорте на юге страны.
С подобными проблемами перевозчики сталкиваются во многих аэропортах. По словам пресс-секретаря авиакомпании "Сибирь" Ильи Новохатского, только в трех российских аэропортах, куда летает "Сибирь" (Томск, Владивосток и Домодедово), есть возможность использовать и складировать свое топливо: в остальных компания вынуждена пользоваться услугами монополистов - топливозаправочных комплексов (ТЗК).
"Мы заинтересованы, чтобы было много поставщиков, и мы могли выбирать между ними",- говорит Новохатский.
Эти проблемы в меньшей степени характерны для московских аэропортов. В частности, в Домодедове авиакомпании имеют право выбора, сообщили в пресс-службе "Ист Лайна". Помимо собственного ТЗК "Домодедово Джет сервис" здесь работает компания Shell Aviation Limited, а также есть возможность хранения топлива, закупленного у сторонних компаний. Отсутствие монополии подтвердил и источник во Внукове.
В то же время монополисты не спешат допускать конкурентов. "Мы не всегда можем получить право на завоз топлива для авиакомпаний, которые хотят с нами работать",- сетует генеральный директор "Аэрофьюэлз-Инк" (работает с 60 авиакомпаниями в 16 аэропортах России) Александр Спиридонов. По его словам, чтобы "войти" в аэропорт нужно три-четыре года - это время уходит на разбирательства в судах и ФАС.
Участники рынка уверены в необходимости демонополизации сектора. Генеральный директор торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский предлагает устроить в каждом ТЗК "мини-рынок": позволить авиакомпании выбирать между несколькими топливными операторами, а ТЗК полностью переориентировать на оказание услуг. "Так работает весь мир",- поясняет Островский. По его словам, ликвидация монополии позволит несколько снизить цены на авиационное топливо. А гендиректор Infomost Борис Рыбак уверен, что цена на авиатопливо зависит не только от конкуренции ТЗК, но и от нефтяников.
"Существует подозрение, что производители топлива либо находятся в такой экономической ситуации, что им невыгодно продавать керосин дешевле, либо вступают в картельный сговор",- говорит Рыбак.
Впрочем, считает Островский, конкуренция среди ТЗК может перекинуться и на нефтяников, что также повлияет на конечную цену....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 2, 2025
Аэропорт Владивостока рассматривает варианты запуска рейсов в Макао и Циндао
