О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

С "Пулково" взяли НДС

Авиакомпания "Пулково" пытается вернуть себе 100 млн руб. НДС, которые налоговики удержали с вознаграждений агентов - продавцов билетов

Авиакомпания "Пулково" пытается вернуть себе 100 млн руб. НДС, которые налоговики удержали с вознаграждений агентов - продавцов билетов. Для "Пулково" эти деньги сейчас важны - рост цен на авиатопливо заставляет авиаторов считать каждый рубль. Но эксперты говорят, что шансы вернуть НДС невелики.

ФГУП "Пулково" основано в 1932 г. С осени 2005 г. разделено на аэропорт "Пулково" и авиакомпанию, которая сейчас находится в процессе слияния с ГТК "Россия". В собственности авиакомпании находится около 40 самолетов Ту-154Б, Ту-154М, Ту-134 и Ил-86. Осуществляет регулярные и чартерные рейсы в 84 города дальнего зарубежья, в 46 городов России и СНГ. Выручка компании за 2004 г., по ее собственным данным, составила 12,3 млрд руб., прибыль - около 536 млн руб.

Межрегиональная инспекция № 6 по крупнейшим налогоплательщикам ФНС (МИФНС № 6) удержала с предприятия по итогам 2004 г. около 100 млн руб. НДС, сообщили "Ведомостям" в пресс-службе "Пулково". Налоговики потребовали, чтобы "Пулково" заплатило налог с комиссионного вознаграждения, которое выплачивает своим агентам по продаже билетов, утверждает сотрудник пресс-службы. По его словам, НДС с этих сумм платят сами агенты. Предприятие настаивает на возврате удержанных денег и оспаривает решения МНС в арбитражном суде Москвы.

В МИФНС № 6 подтвердили арбитражный спор с "Пулково", но от дальнейших комментариев отказались. Информация об исках "Пулково" есть и на сайте суда. Они находятся на разных стадиях рассмотрения, но окончательного решения по ним не принято.

Представитель одного из крупных агентов авиакомпании считает претензии к "Пулково" "странными", ведь НДС с комиссионных платят агенты. По его словам, размер вознаграждения агенту "Пулково" составляет 8% от тарифа на перевозку. У "Пулково" около десятка компаний - агентов по продаже билетов. Около половины всех билетов реализуют Центральное агентство воздушных сообщений и "Пулково-Экспресс".

По оценке исполнительного директора консультационной компании "Инфомост" Бориса Рыбака, налоговая удержала НДС с вознаграждения за все билеты, проданные в 2004 г. "Это беспрецедентный случай. Авиакомпании с таким подходом налоговой еще не сталкивались", - утверждает Рыбак.

С МИФНС № 6, в ведение которой компания перешла в прошлом году, "Пулково" вообще не везет. В середине 2005 г. представители компании на пресс-конференции рассказывали, что налоговая не вернула предприятию около 340 млн руб. НДС за билеты на зарубежные рейсы, совершенные в 2004 г. Раньше авиакомпании всегда удавалось найти общий язык с петербургскими налоговиками, говорил тогдашний финдиректор "Пулково" Борис Гудкович. Как утверждают в пресс-службе компании, большая часть суммы возвращена компании по мировым соглашениям, переговоры с ФНС продолжаются.

Авиакомпании часто сталкиваются со сложностями в возврате НДС. "Бюджет весьма неохотно компенсирует НДС за заграничные рейсы", - подтверждает руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Даненберг. По ее словам, "Аэрофлот" не сталкивался с проблемами выплаты НДС с агентских вознаграждений, но знает о неопределенностях налогового законодательства. Старший партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин согласен, что у налоговой службы часто возникают претензии к выплате НДС с агентских вознаграждений, которые можно считать выплатой или скидкой. Если рассматривать их как скидки, налог с них должна платить авиакомпания, объясняет юрист. Это решение компании - самой платить налог или перекладывать его на агентов, уверена Даненберг.

"Шансы у "Пулково" невелики. ФНС очень неохотно возвращает НДС", - говорит Тутыхин. По его мнению, "Пулково" пострадало после того, как в 2005 г. налоговые органы пережили реформу и ужесточили работу с плательщиками. "Госпредприятие попало под их пресс первым, поскольку на его решения можно влиять политическими методами", - говорит Тутыхин.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что 100 млн руб. - небольшая сумма для "Пулково", но сейчас российские авиаторы бьются за каждый рубль. За прошлый год из-за роста цен на авиатопливо его доля в себестоимости авиаперевозок возросла почти вдвое - до 40%, рассказывает аналитик. Кроме того, говорит она, в 2005 г. объем пассажирских перевозок у российских авиакомпаний увеличился всего на 3%, тогда как в прежние годы он рос на 10-15%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка