Гудок
19 апреля 2006, 09:51
Проект последней надежды
На фоне успехов американцев и стран ЕС в области авиадвигателестроения позиция руководителей отечественного авиапрома выглядит вызывающе беспечной
По его словам, этот отрыв особенно заметен при сопоставлении с двигателями военных самолетов F-22 и F-35, отличающихся от российских аналогов более высокой лобовой тягой, меньшим числом деталей и более высокими эксплуатационными характеристиками. Двигатели для этих самолетов обеспечивают крейсерский полет со сверхзвуковой скоростью на нефорсированном режиме, высокую маневренность, а также низкий уровень заметности, считает он.
Главная причина отставания, по мнению Владимира Скибина, в отсутствии надлежащего финансирования НИОКР. В Америке на создание базовых двигателей нового поколения для гражданских самолетов расходуется ежегодно 1-3 млрд. долларов, а на нужды военных двигателей тратится примерно в 1, 5 раза больше средств. В России за последние 15 лет не создано ни одного нового двигателя. Резкое сокращение расходов на НИОКР и закупок авиационной техники привело к вытеснению отечественной авитехники с традиционных зарубежных рынков, включая государства СНГ, считает Владимир Скибин.
Недостаток финансирования стал, например, главной причиной того, что пермский авиадвигатель ПС-90А2, разработанный еще в советское время, поступил для нужд гражданской авиации с большим опозданием. "В 2002 году у ПС-90А2 выявилось несколько "детских болезней", и нам понадобилось четыре года испытаний, чтобы "вылечить" его. Если бы мы могли позволить себе такой же объем финансирования, как у наших партнеров Pratt & Whitney, то двигатель был бы готов к эксплуатации гораздо раньше", - заявил генеральный директор ЗАО "УК "ПМК" Александр Иноземцев.
По его словам, производство двигателя ПС-90А2 с увеличенным ресурсом и улучшенными авиационными характеристиками ведется с опозданием по срокам. По мнению первого заместителя генерального директора ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" Валентина Солонина, разработанный ОАО "Сатурн" в кооперации с фирмой SNECMA (Франция) двигатель SaM 146 для регионального самолета RRJ не решает проблемы. Основная его часть - газогенератор и автоматическая система управления - поставляется французской стороной. "Такая кооперация не способствует технологической независимости в создании конкурентоспособного двигателя", - констатировал он. Не лучше обстоит дело с разработкой перспективных двигателей для военной техники. Работы по модернизации АЛ-31Ф и РД-33 ведутся недостаточными темпами, с финансированием в основном за счет собственных средств предприятий, сказал Валентин Солонин.
Однако и этот финансовый ресурс, пополнившийся в конце девяностых годов за счет экспортных поставок, истощается. "В России практически не выпускается высокотехнологичное оборудование, необходимое для развития производства двигателей. Для закупки оборудования за рубежом надо брать кредит под 10-15 процентов, платить таможенную пошлину в размере 15 процентов и 18 процентов НДС. Все эти расходы приводят к тому, что нам приходится платить за оборудование на 43 процента больше, что ставит нас в гораздо худшие условия по сравнению с нашими конкурентами за рубежом", - считает директор по науке ФГУП "Салют" Валентин Крымов.
Надежды на приход западных инвесторов не оправдывают себя. Boeing предложил российскому авиапрому 2 млрд. долларов и украинскому - 600 млн. долларов на производство деталей для своих нужд. "Если мы примем эти средства, российский авиапром превратится в провинциальное вспомогательное производство для крупных западных авиаконцернов", - заявил Виктор Чуйко.
Руководитель ЦИАМ Владимир Скибин предложил программу действий по сокращению отставания от лидеров авиадвигателестроения. В качестве прорывного продукта для гражданской авиации необходимо сосредоточить усилия на создании базового двигателя для среднего транспортного самолета. На его основе создать семейство конкурентоспособных двигателей тягой 7-20 тс. Для военной авиации таким приоритетным проектом является создание двигателя для ПАК ФА - перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, считает он.
По мнению президента Союза авиационного двигателестроения Виктора Чуйко, чрезвычайная ситуация, в которой оказалась отрасль, требует применения чрезвычайных мер. По его мнению, "повышение конкурентоспособности отрасли возможно только при государственной поддержке, которой мы должны учиться у американцев и европейцев". Там государства берут на себя расходы по финансированию НИОКР либо предоставляют долгосрочные государственные кредиты и возможное государственное финансирование.
В нашем случае в портфель антикризисных мер нужно еще добавить отмену пошлин, НДС на ввозимое оборудование, а также беспроцентные кредиты, считает Виктор Чуйко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 6, 2024
В ЦАГИ создан комплекс технологий неразрушающего контроля композиционных материалов
Май 6, 2024
Более трех тысяч человек посетили предприятия "Вертолетов России" во время "Недели без турникетов"
Май 6, 2024
"Уральские авиалинии" подали иск на ₽25,5 млн к аэропорту Симферополя