Военно-промышленный курьер
19 апреля 2006, 09:57
Ан-70 толкают на вылет
Разработанный и уже запускаемый в серийное производство российско-украинский самолет Ан-70, похоже, продолжает обрастать ненужными скандалами
"ВПК" уже приводил заявление главнокомандующего ВВС генерала армии Владимира Михайлова о том, что Военно-воздушные силы РФ не планируют принимать на вооружение военно-транспортный самолет Ан-70. Столь прямое и резкое суждение главкома прозвучало впервые. Ранее, как известно, он более мягко прогнозировал перспективы по серийной доводке российско-украинского авиационного детища. Что побудило авиационного военачальника сделать столь решительное заявление?
Вот как это объясняет сам генерал: "Зачем нам еще один тяжелый самолет, когда их у нас и так вполне достаточно? Он просто не нужен". Михайлов при этом ссылается на вице-премьера - министра обороны Сергея Иванова, который якобы сказал, что "Ан-70 вышел за рамки среднего самолета, стал тяжелым". "Вместе с тем, - продолжал главком, - эффективность его как тяжелой машины в сравнении с Ил-76 в 2,8 раза ниже - по дальности полета, грузоподъемности, скорости и многим другим параметрам. Просто уже даже несерьезно говорить об этом самолете. Тем более если учесть намерение Украины вступить в НАТО". Кроме того, подчеркнул Михайлов, окончание российско-украинской программы по созданию Ан-70 возможно лишь при достаточно мощном ее финансировании, но здесь, по мнению главкома, возникают трудности.
Итак, главный довод главнокомандующего таков: "Самолет Ан-70 достаточно дорогая и ненужная для нас вещь". "К этой программе многие пытались присоединиться, но все, разобравшись в сути проекта, отходили: самолет был явно сырой. Кроме того, под него надо было менять всю наземную систему обслуживания, а это тоже очень дорогая часть проекта", - пояснил генерал. Но здесь все-таки требуются другие пояснения. Во-первых, никто не слышал официального заявления Сергея Иванова об отказе разрабатывать Ан-70. Во-вторых, известна позиция президента Владимира Путина, который несколько лет назад сказал, что Россия будет участвовать в совместном с Украиной проекте по созданию самолета Ан-70. И, в-третьих, в отличие от Владимира Михайлова, многие в России считают, что у Ан-70 есть неплохое будущее.
Как известно, в настоящее время киевский завод "Авиант" в соответствии с заключенным в 2001 г. контрактом ведет сборку первых пяти серийных Ан-70 для Минобороны Украины. Интерес к новой версии самолета, утверждают в Киеве, уже подтвердили некоторые страны СНГ и Ближнего Востока. Ведь базовый вариант Ан-70 способен перевозить до 35 т груза на расстояние до 5 тыс. км. Емкость рынка самолета оценивается экспертами более чем в тысячу единиц. Следует отметить и тот факт, что значительные средства на этот проект истратила наша страна. По экспертным оценкам, в разработку программы Ан-70, которая реализуется Россией и Украиной на основании межправительственных соглашений от 1993 и 1999 гг., уже вложено около 5 млрд. долларов. Более 70% от этой суммы - доля России. И что, дело следует бросать на полпути?
Главком ВВС настаивает на том, что Ан-70 тяжелый. И в том, что Россия якобы отказывается от него, он видит в первую очередь технические причины, отметая личностный фактор. "Многие связывают судьбу Ан-70 с моей судьбой, - говорит Михайлов. - А я просто предъявил к самолету технические претензии, которые, к сожалению, не устранены до сих пор". "На днях представитель "Мотор Сич" сказал мне, что сейчас, наверное, они нашли пути, чтобы двигатель Д-27 заработал нормально. Но теперь все эти решения надо исполнить "в железе" и потом выдать на-гора. Это еще несколько лет. Но в конечном итоге получаем тяжелый самолет, который, повторяю, нам не нужен", - такова позиция нашего главкома.
Украинские власти на самолет смотрят с оптимизмом. Министр промышленной политики Владимир Шандра заявил журналистам, что Украина в состоянии без России завершить проект Ан-70, однако в этом вопросе должна появиться определенность. А министр экономики Украины Арсений Яценюк отмечает, что его страна уже самостоятельно готовит на 2008 г. вывод на рынок коммерческой версии Ан-70 - среднего транспортного Ан-70-100. Напомним, в 2004 г. на Украине принят закон "Об Общегосударственной программе создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупки по государственным оборонным заказам".
Как считает действительный член Академии военных наук Владимир Попов, скандалы вокруг этого самолета инициированы во многом конкурентами России и Украины на самолетостроительном рынке. По мнению эксперта, самолет Ан-70 - это очень удачный проект военно-технического сотрудничества и его надо развивать. "Нужно прекратить все разговоры о ненужности Ан-70 и начать его доработку. Осталось совсем немного", - считает Попов. В любом случае будущее у этого воздушного транспортника есть. А по утверждению Арсения Яценюка, украинская сторона обязательно поднимет вопрос по Ан-70 на заседании экономического комитета комиссии Ющенко-Путин. Хотя уже ясно, что Путин согласится на доводку Ан-70, как это уже было несколько лет назад. Ведь это будет продиктовано не только интересами практической целесообразности самолета для наших ВВС и оружейного бизнеса, но и политическими мотивами, связанными с интересами Кремля не потерять интеграционных связей с Украиной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции