О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Согласуясь с Концепцией "Электрический самолет"

Особое место в практике ОАО "ОМКБ" занимают работы по созданию новых видов регуляторов расхода топлива, насосов и агрегатов на базе струйной техники

Агрегаты ОАО "Омское машиностроительное конструкторское бюро" обеспечивают работу маршевых двигателей на многих самолетах, на вертолетах Ми-26 и других, управляют вспомогательными силовыми установками (ВСУ) практически на всех отечественных самолетах.

Особое место в практике ОАО "ОМКБ" занимают работы по созданию новых видов регуляторов расхода топлива, насосов и агрегатов на базе струйной техники.

Рассматривая процесс изменения облика агрегатов для САУ ГТД, следует отметить, что в последнее время происходит интенсивное внедрение электронных регуляторов с полной ответственностью, которые выполняют большинство задач управления подачей топлива и механизацией компрессора. Как следствие, наблюдается значительное упрощение гидромеханических регуляторов и сокращение количества выполняемых ими функций.

Для САУ двигателей Д-27 и АИ-22 дозаторы топлива выполнены на базе линейного гидравлического датчика расхода топлива, выходным сигналом которого служит командный перепад давления топлива, пропорциональный его расходу. Дозирование топлива производится за счет слива его избытков с помощью клапана, управляемого золотником сравнения, на который действует усилие от перепада давлений. Управление сервомотором задатчика производится от электронного регулятора через электропреобразователь. А заданный расход топлива обеспечивается с помощью обратной связи через датчик положения.

Высокие надежность и чувствительность устройства подтверждены многолетней безотказной эксплуатацией такого датчика расхода топлива в САУ двигателей Д-36, Д-18Т, Д-136, в составе самолетов Як-42, Ан-124 и вертолета Ми-26. Суммарная наработка его в эксплуатации - более 7 млн. часов только на самолете Як-42. Для САУ малорасходных двигателей (с максимальным расходом до 500 кг/ч) разработан максимально упрощенный тип дозатора расхода топлива в виде высокооборотного электроприводного насоса с регулируемой частотой вращения. Максимальная частота вращения электропривода - 12 000 об/мин, мощность 1*2 кВт.

Изменение расхода производится за счет регулирования частоты вращения насоса в пределах от 10% до 100%. В электропривод встроен датчик частоты вращения, который вырабатывает сигнал, пропорциональный расходу топлива. При этом обеспечивается стабилизация и минимизация утечек.

Для ВСУ ТА14 и ТА18 дозаторы выполнены в виде золотника, который перемещается непосредственно пропорциональным линейным электроприводом с усилием до 1 кг. Сигналы обратной связи по расходу топлива для электронного регулятора и датчика усилия формируются непосредственно в этом электроприводе.

Данная система не имеет резервного гидромеханического регулятора и управляется от электронной САУ с полной ответственностью. Используется для регулирования двигателя с потребным расходом топлива до 1000 кг/ч.

В порядке работ по НИР нами изготовлен и проверен цифровой дозатор с максимальным расходом -300 кг/ч из четырех электромагнитных клапанов с дросселями. Для обеспечения высокой точности дозирования топлива выбран клапан, работающий в режиме переменной скважности, что позволило при малом количестве элементов (разрядов) получить практически аналоговый дозатор.

Наряду с оригинальными типами дозаторов применяются и традиционные дозирующие иглы с усилительным поршнем. Такие дозаторы, управляемые ЭСУ через исполнительные электромеханизмы, используются в агрегатах для таких новых двигателей, как АИ-222-25, Д-436-148, ВК-800, ТВ-500С и ряд других.

Наряду с гидромеханическими САУ в "ОМКБ" продолжает развиваться струйная техника, отличающаяся высокой пожаробезопасностью и надежностью при температурах рабочей среды до 600°С. Рабочим телом в таких регуляторах служит воздух за компрессором, который используется как в счетно-решающих устройствах, так и для перемещения сервопоршней.

Такие регуляторы эксплуатируются в составе двигателей Д-36, Д-136, Д-436, Д-18Т, Д-27, ВСУ-10, ТВД-20. Последними нашими разработками являются клапаны перепуска и регуляторы направляющих аппаратов КНД и КВД для САУ двигателя АИ-22 (самолет Ту-324), САУ двигателя АИ-222-25 (самолет Як-130), АЛ-55И (самолет HJT-36).

Суммарная наработка агрегатов, на базе струйной техники составляет более 20-Ю6 часов. Отказов в полете не отмечено.

В разработках ОАО "ОМКБ" топливные насосы высокого давления в основном объединены с подкачивающими ступенями и имеют один привод от двигателя. Предприятие работает над совершенствованием качающих узлов. Мы считаем, что поставленная задача по увеличению назначенного ресурса до 20 000 - 30 000 часов вполне выполнима.

Управление современными самолетами уже не представляется возможным без применения различных электроустройств. С ростом электрической мощности наблюдается и устойчивая тенденция к увеличению их доли в управлении. Очевидно, что и будущие системы топливопитания и регулирования должны развиваться с учетом этой тенденции.

Работы ЦИАМ по стендовой САУ с полной ответственностью для двигателя АИ-25 и ОМКБ для двигателя с расходом топлива до 500 кг/ч, в которых применен насос с регулируемым электроприводом, показали принципиальную возможность управления и регулирования авиационных ГТД таким способом. Новые подходы к системе топливоподачи и регулирования хорошо согласуются с концепцией "электрический самолет", предполагающей наличие значительных электрических мощностей.

Омское машиностроительное КБ открыто для сотрудничества с заинтересованными партнерами. Мы с большим вниманием рассмотрит любые предложения по разработке и изготовлению агрегатов и изделий на базе приобретенного многолетнего опыта и новых современных технических решений....
Авторские права на данный материал принадлежат «Индустрия-Инженерная газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка