АвиаПорт.Ru
27 апреля 2006, 12:23
Борьба с шумом вертолетов
В начале 70-х годов ведущие вертолетостроители мира поставили перед собой задачу существенно понизить уровень шума вертолетов. Самые амбициозные даже установили планку на 10dB ниже норм ИКАО
В стремлении выполнить свое предназначение - оказание помощи, сегодня вертолеты все увереннее и глубже входят во все сферы жизнедеятельности человека, выполняя задачи в непосредственной близости к людям. Использование вертолетов в различных аварийно-спасательных службах, скорой медицинской помощи, поисково-спасательном обеспечении, борьбе с правонарушителями и т.п. - пока единственное эффективное решение. Кроме того, вертолеты одинаково успешно работают и в удаленных районах, и крупных населенных городах, при чем им совершенно не нужна специальная инфраструктура.
Однако всеми этими и другими преимуществами винтокрылых машин можно воспользоваться при одном условии - получения признания у населения. В течение трех десятилетий ведущие вертолетостроители мира трудились над тем, чтобы добиться это признания. В итоге, были достигнуты серьезные успехи, особенно, в области борьбы с шумом.
Первые усилия по борьбе с шумом были предприняты в начале 1970-х целым рядом совместных НИОКР, в которых вертолетстроители объединились с двигателестроителями и НИИ. Работы разделились по нескольким основным направлениям.
Первое - замена металлических лопастей на лопасти из композиционных материалов. Второе направление - исследования несущей системы, которые привели к увеличению числа лопастей несущего винта с 3-х до 5-ти. Преимущества от использования композитов позволило изменять аэродинамический профиль лопастей и тип крепления. По сравнению с вертолетами 1-го поколения (Alouette), это позволило наряду с уменьшением уровня шума на 7dB у вертолетов 2 поколения (AS332, AS365N2 и др.), повысить характеристики, в том числе воздушную скорость.
Третье направление НИОКР было сосредоточено на создании тихого рулевого винта. Первые фенестроны создавали высокочастотный шум в диапазоне частот 1000-3000 Гц., который особенно неприятен для человеческого уха. И тем не менее, вертолетостроителям удалось решить эту проблему - неравномерным расположением рабочих лопастей, тонкими управляемыми лопастями статора и уменьшением частоты вращения ротора (ЕС120В, ЕС130 и ЕЕС135). Например, при тех же летно-технических характеристиках, ЕС130В4 на 3dB тише, чем AS350.
Четвертое направление. Программа активного управления двигателем, которая успешно завершилась летом 2004 года реализацией новых законов управления в цифровых САУ двигателя типа FADEC, что позволило в определенных условиях эксплуатации понижать обороты вращения двигателя на 10%. Это обеспечивает снижение уровня шума на 3dB при полетах на малых скоростях в непосредственной близости к людям.
Необходимо отметить, в области борьбы с шумом компания Eurocopter на шаг опережает своих конкурентов. Вертолеты нового поколения ЕС120, ЕС130, ЕС135, ЕС145 и ЕС225 соответствуют самым жестким нормам по шуму. Если уровень шума ЕС225 существенно ниже требований ИКАО, то ЕС120, ЕС130 и ЕС135 удовлетворяют стандартам национального парка "Большой каньон".
Результаты впечатляют, при полете на высоте 300 м шум вертолетов нового поколения не превышает 68dB, что ниже уровня шума потока автомобилей (72dB) и мотоциклов (73dB). В обычной жизни Вы не услышите вертолеты нового поколения в полете.
Необходимо отметить, что в одиночку производители вертолетов не смогли бы справиться с проблемой шума вертолетов. Для эффективной борьбы с шумом потребовалось кооперация всех сил и средств, включая эксплуатантов, ассоциаций горожан и властей городов.
Сегодня борьба с шумом вышла на международную арену. Одна из основных программ в этой сфере получила название Friendcopter. Это полномасштабный европейский проект, в котором кроме вертолетостроителей Eurocopter и Agusta/Westland, принимают участие европейские университеты и научно-исследовательские центры. Главная цель программы - выработка единой европейской методологии по снижению до минимума раздражения от шума, развитие малошумных полетов современных вертолетов и разработка инструментария для расчета "следов" шума. В программе предусмотрены летные испытания трех типов вертолетов: ЕС130, ЕС135 и А109. На следующем этапе, ЕС планирует стать партнером FAA и ИКАО в разработке новых режимов полета.
Вместе с заокеанскими вертолетостроителями европейцы принимают участие в программе международного вертолетного общества Fly Neighborly Workshop, а также в рамках ICCAIA (ассоциация аэрокосмических производителей), работают по программе планирования наземного применения.
Несмотря на ощутимые успехи, вертолетстроители ставят перед собой еще более высокие цели: "когда люди спят, вертолеты должны работать бесшумно!" Шум является решающим фактором для расширения применения вертолетов. Отталкиваясь от этого принципа и в тесной кооперации с операторами вертолетостроители будут продолжать свои усилия в области борьбы с шумом добиваясь повышения признания вертолетов у населения....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции