Труд
28 апреля 2006, 14:08
В российском небе лихачей не меньше, чем на дорогах
Силы ПВО на Дальнем Востоке обнаружили две неизвестные воздушные цели, которые летели на предельно малой высоте. Нарушителями оказались вертолеты Ми-2, принадлежащие частным лицам
Впрочем, это лишь эпизод в том беззаконном разгуле, который обладатели и пилоты так называемых воздушных судов нашей малой авиации творят в небе Отечества. Один из недавних таких полетов над Ставропольем завершился большой трагедией.
Несколько дней назад знакомые упросили пилота "кукурузника" Ан-2 Романа Локтева покатать их. Четверо пассажиров сели в самолет. "Кукурузник" оторвался от земли и пошел над полями. А потом вдруг машина резко сорвалась вниз... Самолет ткнулся носом в землю и развалился. Удар был настолько силен, что четыре человека, включая пилота, погибли сразу. Пассажирку-женщину успели довезти до больницы.
Компетентные органы расследуют это ЧП. Известно, что Ан-2, несмотря на солидный возраст, машина надежная. Окончательные выводы будут значительно позднее. А первичные, увы, выглядят довольно удручающе. Во-первых, взлет никто не разрешал. Во-вторых, самолет не был предназначен для перевозки пассажиров. И наконец, в-третьих: судя по всему, летчик сел за штурвал, крепко выпив.
Что происходит в нашем небе? По данным Минтранса, на сегодняшний день в России официально зарегистрировано более 6 тысяч судов гражданской авиации. О том, что значительная часть этого авиапарка и морально, и физически устарела, известно давно. Однако, как выясняется, не только эта напасть представляет угрозу для жизни и здоровья пассажиров. После развала Союза все чаще стали поговаривать об упадке авиадисциплины. Из единой всесоюзной авиакомпании отпочковались сотни компаний-"деток". О том, что в российской гражданской авиации происходило в первые годы, специалисты вспоминают с дрожью в голосе. В последние годы ситуация несколько улучшилась. Однако проблема авиадисциплины осталась по-прежнему актуальной.
В Управлении инспекции по безопасности полетов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта мне пожаловались: "Знаете, что особенно тревожит? Неопознанные летающие объекты". Позже выяснилось, что так в инспекции называют частные авиасуда, нигде официально не зарегистрированные. Об их полетах ходят прямо-таки страшноватые легенды. Взлетают, когда хотят, и садятся без спроса, где пожелают.
Посчитать, сколько сейчас в России этих самых частных "НЛО" невозможно. Говорят, речь идет как минимум о сотнях. Откуда же появляются эти "летающие объекты"? В Минтрансе пояснили: "Как правило, речь идет о списанных самолетах. Или о собранных из старых запчастей".
О надежности такой техники говорить не приходится. Но даже не это главное. Самое страшное, что за штурвал "НЛО" садится кто угодно. Без летной подготовки. Без документов и всякой ответственности. И в полет они отправляются, конечно же, без всяких разрешений на взлеты и посадки и при отсутствии других формальностей, принятых в цивилизованном авиамире.
Словом, в воздух взмывают подлинные авиапираты.
В любой авиашколе курсантам первым делом сообщают: "Летные наставления и инструкции - это не формальность. Они написаны кровью участников авиакатастроф". А полеты "в самоволку" - это всегда огромный риск для жизни и пилотов, и пассажиров. Вот еще один - недавний - трагический пример. В Башкирии на днях завершено расследование причин авиакатастрофы частного вертолета. Погибли глава Балтачевского района и начальник управления по строительству мостовых переходов ГУ "Главтатдортранса". Пилотировал судно житель того же района. Летели на охоту за волками. Никаких разрешений, естественно, не спрашивали. Машина рухнула в глухой тайге.
Когда началось расследование, оказалось, что пилотское свидетельство человека за штурвалом было поддельным. Отсутствовали и все остальные официальные бумаги. А кроме того, командир воздушного судна... был пьян. По классификации авиаинспекторов, типичный случай "НЛО".
Выявлять "НЛО" особенно сложно, поскольку базируются они в глухих углах. Кстати, один такой "левый" аэродром недавно был выявлен в Подмосковье. Но самое удивительное: даже если такое "НЛО" будет обнаружено на земле, конфисковать его у хозяина-"пирата" невозможно. По действующему законодательству ему грозит всего лишь небольшой штраф. Заплатит - и вновь полетит.
В инспекции по безопасности полетов уверены: нужны срочные действенные меры. Какие? "Привлекать самовольщиков к уголовной ответственности. Сейчас такой статьи в Уголовном кодексе нет. Но необходимость давно назрела. Ведь ситуация осложняется с каждым годом".
Кстати, с ужесточением наказания для подобных летунов согласны и в других официальных инстанциях. Вот что заявил "Труду" прокурор Московской авиатранспортной прокуратуры Евгений Коломеев: "Сегодня в действующем Уголовном кодексе имеются нормы права, по которым уголовная ответственность наступает лишь в результате наступления тяжких последствий. То есть только после ЧП. А вот в прежнем УК уголовная ответственность предусматривалась и за возможное наступление этих последствий. И это очень дисциплинировало летный состав".
Речь вот о чем. По нынешним временам если пилот сел пьяным за штурвал, полетал и ему чудом удалось безаварийно приземлиться - его, в лучшем случае, накажут дисциплинарно. А в былые времена, если летчика только "застукают" с запахом алкоголя даже до полета, ответ он держал по УК. За возможные тяжкие последствия! Может быть, это и правильно? Ведь если ГАИ поймает нетрезвого автолюбителя - накажут его по полной программе. А тут речь идет о воздушном судне.
Мнение эксперта: Павел Власов, Герой Российской Федерации, летчик-испытатель 1 -го класса:
- Подобные факты, на мой взгляд, тоже отражение нынешних проблем в нашем обществе. У нас, испытателей, дисциплина и чувство ответственности, можно сказать, важнейшие составляющие профессии. У кого-то из людей, садящихся за штурвал летательного аппарата, они утеряны. Наверное, необходим целый комплекс мер, чтобы исправить положение: от ужесточения спроса до налаживания эффективной системы воспитания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 21, 2024
Аэрофлот открыл продажи билетов в Гавану и Варадеро на зимнее расписание
Май 22, 2024
Власти рассматривают возможность строительства дополнительного терминала в международном аэропорту Липецка
Май 22, 2024
Петрозаводский аэропорт попросил пассажиров приезжать заблаговременно
Май 22, 2024
Трех медвежат из далекого Сургута отправили в Тверскую область на самолете