Коммерсантъ
16 мая 2006, 09:16
Иностранным авиастроителям готовят мягкую посадку
Росту числа международных авиакосмических проектов мешают существующие таможенные пошлины и законодательные ограничения на владение иностранцами долями в авиастроительных компаниях России
Дружба с гигантами
Авиастроение и ряд связанных с ним областей (прежде всего двигателестроение) представляют собой те немногие сферы высокотехнологичной промышленности, в которых российские компании могут сотрудничать с зарубежными коллегами практически на равных. Зарубежным фирмам такое сотрудничество позволяет использовать российскую интеллектуальную собственность в своих разработках. Отечественные авиапроизводители идут на сотрудничество с иностранными предприятиями из-за нехватки внутреннего государственного или частного финансирования, а также ради продвижения своей продукции на мировой рынок.
Из двух крупнейших мировых самолетостроительных компаний, американской Boeing и европейской Airbus, пока отношения с российскими компаниями лучше складываются у второй. Так, уже сегодня на ILA-2006 должно быть подписано предварительное соглашение между EADS (этому европейскому консорциуму принадлежит 80% акций Airbus) и российскими корпорациями "Иркут" и МиГ о конвертации пассажирских лайнеров А320 в грузовые. Производство всех необходимых комплектующих (около 40% всех работ) выполнит "Иркут", а собственно переделку самолетов (60% работ) планируется осуществлять на основной производственной площадке МиГа в Луховицах. Конвертацию пассажирских А320 в грузовой вариант будут проходить лайнеры, у которых истекает 15-летний срок гарантийной эксплуатации. По словам Вадима Власова, гендиректора российского подразделения EADS, конвертацию самолетов можно будет совместить с их плановым ремонтом (он называется D-check), который проводится по истечении примерно 15 лет эксплуатации. Стоимость проведения D-check составляет около $1 млн за одну машину. Однако по словам господина Власова, если к тому моменту не изменятся ввозные пошлины на авиационные комплектующие, EADS придется проводить конвертацию А320 и D-check в странах с более льготным таможенным режимом.
Кроме того, еще 16 декабря 2005 года при подписании договора покупки EADS 10% акций "Иркута" господин Власов объявил о планах привлечения российских предприятий к реализации трех программ компании Airbus. Помимо конвертации А320 планируется, что корпорация "Иркут" будет участвовать в производстве ряда силовых элементов крыла, пилона, пола и шасси для нового дальнемагистрального лайнера А350 на 253-300 пассажиров, участвующего в тендере "Аэрофлота". По оценкам Airbus, работы только по программе А350 в течение всего производственного цикла этой машины принесут "Иркуту" до $3 млрд. Кроме того, "Иркут" уже на условиях разделенных рисков сможет участвовать в программе перспективного средне- и ближнемагистрального самолета АХХХ. Не исключено, что AXXX придет на смену самолетам А320.
Торговля проектами
Зарубежные компании уже получили неплохой опыт приобретения и российских интеллектуальных авиапродуктов. Еще в 90-х годах проект российского самолета впервые был продан зарубежной авиастроительной компании. Им стал учебно-боевой самолет Як-130, который только в этом году начнет поступать на вооружение российских ВВС. В 1994 году был подписан контракт на разработку реактивных учебно-боевых самолетов Як-130 между итальянской Aermacchi, ФГУП "Промэкспорт" (сейчас ФГУП "Рособоронэкспорт"), ОАО "ОКБ имени Яковлева" и ОАО "Нижегородский авиазавод "Сокол"". Из-за невозможности самостоятельно обеспечить проекту Як-130 необходимое финансирование Россия пошла на сотрудничество в военно-технической сфере со страной-членом НАТО и одним из своих конкурентов на рынке вооружений. ОКБ Яковлева получило необходимые $77 млн, а итальянцы - проект, на основе которого был разработан учебно-тренировочный вариант самолета, получивший обозначение М346. Правда, продажа проекта обернулась предсказуемой проблемой: в тендере, который намерены объявить военно-воздушные силы Малайзии для закупки учебно-тренировочных самолетов, будут бороться за победу российский Як-130 и итальянский М346. В этом году должны завершиться испытания нового китайского учебно-тренировочного самолета L-15, большое сходство которого с Як-130 стало подтверждением неофициальной информации о продаже ОКБ Яковлева своего проекта еще и китайским разработчикам авиатехники.
Впрочем, не всегда сотрудничество российских и иностранных компаний проходит столь успешно. В 1997 году Pratt & Whitney (P&W), входящая в американскую United Technologies, приобрела 25% минус одна акция ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ), которое было образовано в результате реорганизации ОАО "Пермские моторы" по плану группы "Интеррос". С 1999 года ПМЗ начал производство компонентов для авиадвигателей P&W. Кроме того, в конце 90-х-начале 2000-х годов американской компанией было приобретено 25% минус одна акция пермского КБ "Авиадвигатель". P&W взяла на себя обязательства способствовать доработке выпускаемого на ПМЗ двигателя ПС-90А, а также участвовать в совместном создании его модернизированного варианта ПС-90А2, вложив в его создание $125 млн. К 2002 году американская компания вложила в ПМЗ около $60 млн, но из-за имущественных споров вокруг завода и КБ "Авиадвигатель", а также недостаточного финансирования с российской стороны создание ПС-90А2 затянулось. Его стендовый образец был собран в 2005 году, сертификация намечена на 2007 год. Однако самолеты, использующие двигатели серии ПС-90, уже не строятся.
Законодательные препоны
Большинство зарубежных компаний, участвующих в производстве авиатехники, основной проблемой совместных проектов с РФ называют ограничения российского законодательства, существенно сковывающие возможности расширения сотрудничества. Статья 12 закона "О государственном регулировании развития авиации" от 8 января 1998 года ограничивает долю участия иностранных инвесторов в уставном капитале российских авиаорганизаций величиной 25% минус одна акция и запрещает их участие в органах управления авиапредприятия. В частности, из-за законодательных ограничений из совместного проекта по разработке и сертификации Ми-38 вышел мировой лидер по производству гражданских вертолетов - европейская компания Eurocopter. Она владела 33% акций ЗАО "Евромиль", созданного в 1994 году совместно с Московским вертолетным заводом имени Миля и Казанским вертолетным заводом (КВЗ). Декларировалось, что Ми-38, способный перевозить 30 человек или 5 тонн груза, станет на мировом рынке более дешевой альтернативой EH 101, производимому Eurocopter, и S-92 фирмы Sikorsky, а также заменит российские вертолеты Ми-8 и Ми-17. Стоимость проекта оценивалась в $500 млн. КВЗ вложил в проект около $300 млн собственных средств, но из-за недостатка финансирования первый Ми-38 поднялся в воздух только в 2005 году. По данным Ъ, c начала 2005 года управляющая компания "Оборонпром" (объединяет разработчиков и производителей вертолетов "Ми" и "Ка") активизировала переговоры по Ми-38 с United Technologies. Речь идет прежде всего о сертификации Ми-38 в США: ранее представители "Оборонпрома" говорили об ориентации Ми-38 на американский, канадский и китайский рынки.
В стратегии развития авиапромышленности на период до 2015 года, разработанной Минпромэнерго, есть указание на необходимость корректировки законодательства для расширения возможностей участия иностранцев в акционерном капитале авиапредприятий. В марте этого года стало известно, что Минпромэнерго и Минэкономразвития согласовали законопроект, ограничивающий доступ иностранных инвесторов к "стратегическим отраслям", к которым относится и "разработка, производство, ремонт, испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения". Источники Ъ в аппарате правительства утверждали, что проект закона, разработанный ведомством Виктора Христенко, вносился в правительство в 2005 году три раза, однако всякий раз заворачивался под предлогом несогласованности с профильными ведомствами.
Проект предполагал давать добро на свободную покупку не более 25% акций российской компании из "стратегического" списка, а покупка большей доли должна разрешаться специально созданной правительственной комиссией. Как рассказал Ъ директор департамента правовых отношений Минпромэнерго Владимир Тараскин, проект закона "О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ" должен быть внесен на рассмотрение в июне. Рассматриваются два варианта порогов превышения допустимой доли участия иностранцев в капитале российских компаний, имеющих стратегическое значение. В качестве основного предполагается разрешать покупку уже не 25% акций, а до 50% - без разрешения, свыше 50% - по согласованию с правительственной комиссией. Второй вариант предполагает разрешать приобретать до 30% акций без разрешения комиссии.
При рассмотрении ходатайства будет проверяться наличие у организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности, права на проведение работ с использованием сведений, составляющих гостайну, права на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы продукции военного назначения, факта выполнения работ по гособоронзаказу в течение пяти лет, предшествующих году подачи ходатайства, и наличия в производстве критических технологий. При этом глава Минпромэнерго Виктор Христенко пообещал ратификацию правительством нормы по продаже блокирующего пакета акций компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), которая занимается проектом ближнемагистрального лайнера RRJ. В конце апреля Виктор Христенко и министр производственной деятельности Италии Клаудио Скайола подписали в Москве протокол о намерениях в сфере авиастроения, который позволит итальянской компании Finmeccanica приобрести 25% плюс одна акция ГСС в обмен на вклад в проект около €300 млн. Генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян рассчитывает завершить сделку с Finmeccanica до конца года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 6, 2024
Более трех тысяч человек посетили предприятия "Вертолетов России" во время "Недели без турникетов"
Май 6, 2024
"Уральские авиалинии" подали иск на ₽25,5 млн к аэропорту Симферополя
Май 6, 2024
"Перекресток" на рейсах "России"