О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почему авиакомпании выбирают Boeing 787 "Лайнер мечты" ?

Исполнилось два года с момента запуска программы создания самолета нового поколения - Boeing 787 Dreamliner

В конце апреля 2006 года исполнилось два года с момента запуска программы создания самолета нового поколения - Boeing 787 Dreamliner. Компания Boeing отметила эту дату получением очередного заказа на авиалайнер, который начнет поступать авиакомпаниям в 2008 году. Портфель заказов на самолет ХХI века бьет все рекорды -- 390 воздушных судов, 350 из которых - подтвержденные заказы, стоимость которых по текущим ценам каталога превысила $51 миллиард долларов.

Гонка за будущим

Boeing объявил о начале программы создания нового самолета в апреле 2004 года, когда японская авиакомпания ANA (All Nippon Airways) сделала заказ на 50 самолетов Boeing 787. Появление "Лайнера мечты" на горизонте рынка гражданских самолетов поставило многие авиакомпании перед выбором: следовать концепции европейского производителя самолетов компании Airbus, которая видела будущее авиации в использовании супервместительных самолетов типа А380, доставляющих пассажиров в узловые аэропорты (хабы), или сделать ставку на прогноз компании Boeing, которая предполагала, что пассажиры предпочтут прямые перелеты от пункта вылета до пункта прилета, минуя хабы.

Впрочем, борьба двух концепций - это полдела. Оба производителя самолетов затеяли нешуточное дело, поставив на карту само будущее мировой авиации. Другими словами - все сводилось к одному: кто создаст самолет, способный изменить образ мировой гражданской авиации ХХI века.

Boeing всегда отличался смелыми решениями. В свое время компания создала и запустила в серийное производство первый в мире реактивный самолет Boeing 707. Позже, был выведен на рынок первый в мире широкофюзеляжный авиалайнер Boeing 747, который уже несколько десятилетий носит гордое имя "Королева небес". Появление моделей 757 и 767 ознаменовало в свое время новый этап в мировой гражданской авиации - была реализована концепция унификации, т.е. пилоты, освоившие навыки управления одним из этих самолетов, могли без переучивания летать и на другом. Наконец, именно на Boeing при создании 777-ой модели впервые в мире были использованы компьютерные технологии на всех стадиях проектирования и предварительной сборки. То есть, Boeing 777 стал первым самолетом, спроектированным без традиционных чертежей на бумаге.

И вот теперь - Boeing 787...

Это самолет, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на расстояние от 6500 км до 16000 км с принципиально новым уровнем комфорта при снижении расхода топлива на 20 процентов по сравнению с самолетами сегодняшнего дня такого же класса (например, Боинг 767) и способностью перевозить на 45 процентов груза больше. Кроме того, впервые в истории гражданской авиации на Боинг 787 можно будет устанавливать два типа двигателей - GENX производства компании General Electric и Trent 1000 производства компании Rolls Royce. Авиакомпании смогут заменять один тип двигателя на другой на любом этапе эксплуатации.

Майк Бэйр, вице-президент компании <Боинг> и генеральный директор программы 787, говорит, что мировые авиакомпании проявили беспрецедентный интерес к новому самолету.

"По просьбе 30 авиакомпаний мы направили им предложения о продаже еще 500 самолетов Боинг 787. Они активно рассматривают эти предложения... Мы создаем самолет, который будет востребован на рынке," -- говорит г-н Бэйр.
Ну, а те перевозчики, которые уже определились с выбором. Что думают они?

Каждому нужно свое

Флагман гражданской авиации Польши - авиакомпания LOT - первой в Европе заказала в сентябре 2005 года 14 самолетов Boeing 787. Вот мнение Марека Грабарека (Marek Grabarek), президента и генерального директора авиакомпании:

"Замена лайнеров Boeing 767 новыми Boeing 787 позволит нам увеличить эффективность работы на маршрутах, соединяющих страны Европы и Северной Америки. Эти самолеты также дадут нам возможность открыть новые маршруты в страны Азии. Новая модель идеально вписывается в нашу стратегию, направленную на сокращение затрат и повышение прибыльности авиакомпании".

Г-н Грабарек и руководство авиакомпании LOT полагают, что на Boeing 787 пассажиры будут летать с еще большим удовольствием, благодаря совершенно новому уровню комфорта, который будет обеспечен за счет более просторного салона, увеличенных полок для ручной клади и больших по площади иллюминаторов. Пассажиры будут меньше уставать во время полета, так как в салоне будет поддерживаться более высокий уровень влажности и более высокое давление. Добиться этого можно за счет использования в конструкции "Лайнера мечты" композитных материалов, не подверженных коррозии по сравнению с традиционными металлами, используемыми сейчас - считают конструкторы самолета.

Использование Boeing 787 менеджеры авиакомпании Korean Air Lines (KAL) видят как средство для решения амбициозных задач своей авиакомпании. Говорит И.Х.Чо (Y.H. Cho), председатель совета директоров и генеральный директор KAL: "Введение в состав парка самолетов этой модели позволит реализовать наши планы, которые предусматривают вхождение в первую десятку лучших авиакомпаний мира к 2010 г., а также сокращение затрат на 10 процентов".

Авиакомпания KAL заказала в апреле 2005 года 20 самолетов Боинг 787 стоимостью около $2,6 миллиардов.

Популярность "Лайнера мечты" не знает границ. Авиакомпании на всех континентах делают заказы на этот самолет, понимая, что его эксплуатация принесет весомые дивиденды. Когда в мае прошлого года совет директоров африканской авиакомпании Ethiopian Airlines принял решение об увеличении объема заказа на Боинг 787 до 10 самолетов, стало очевидным, что преимущества этого воздушного судна налицо.

Ато Джирма Уэйк (Ato Girma Wake), генеральный директор авиакомпании Ethiopian Airlines, сказал после подписания соглашения с представителями Boeing:

"Ethiopian Airlines была первой авиакомпанией в Африке, которая начала эксплуатировать реактивные самолеты. Мы гордимся тем, что наша авиакомпания также стала первым перевозчиком из Африки, приобретающим эту инновационную модель. Боинг 787 символизирует будущее гражданской авиации, в котором наша авиакомпания будет играть не последнюю роль. Мы считаем, что этот самолет позволит нам кардинально улучшить обслуживание пассажиров, повысить наши экономические показатели и увеличить прибыль авиакомпании". Первый самолет Boeing 787 должен прибыть в аэропорт Аддис-Абебы в 2008 г.

У национального перевозчика республики Фиджи авиакомпании Air Pacific в Тихом океане мотивы заказать "Лайнер мечты" были иные.

"Я уверен в том, что включение в состав нашего парка самолетов Боинг 787 позволит нам увеличить объем воздушных перевозок в тихоокеанском регионе, а также будет способствовать дальнейшему развитию туристической отрасли и экспорту продукции, произведенной на Фиджи", - говорит Джеральд Баррак, председатель совета директоров авиакомпании.

Air Pacific сделала заказ на пять авиалайнеров Боинг 787-9 и зарезервировала права на приобретение еще трех самолетов этой модели.

Boeing 787-9 - самая большая модификация в семействе Боинг 787. Этот лайнер сможет перевозить 250 - 290 пассажиров по маршрутам протяженностью 15900 - 16300 км.

Инновации для пилотов...

Самолет начинается с кабины пилотов. В августе 2005 года в Сиэтле (США) компания Boeing представила кабину пилотов "Лайнера мечты". Специалисты и журналисты, присутствовавшие на презентации отметили, что при наличии большого количества инновационного оборудования кабина пилотов Боинга 787 сохраняет значительное сходство с кабиной экипажа популярной модели Боинг 777 и других самолетов производства компании Boeing. За счет этого авиакомпании получают двойную выгоду - их самолеты будут оснащены новейшим оборудованием, но им не придется тратить значительные средства на переподготовку членов экипажа.

В кабине Boeing 787 будут установлены мониторы значительно большего размера, чем когда-либо ранее использовавшиеся на самолетах. Речь идет о пяти мониторах с экраном 30,5 см х 23,1 см. Площадь поверхности экрана равна 0,34 м2, что в два раза больше, чем у Boeing 777. За счет увеличения площади экрана пилоты смогут получать больше информации.

К числу другого ключевого оборудования Boeing 787 можно отнести двойные индикаторы на лобовом стекле, а также двойные комплекты летной документации в электронном формате. Такое оборудование предлагается в качестве дополнительного и для других моделей производства компании Boeing, однако впервые оно станет стандартным на модели Boeing 787. Индикатор на лобовом стекле позволяет пилоту видеть всю необходимую летную информацию не отвлекаясь от пилотирование лайнера, так как данные выводятся непосредственно на стекло на уровне глаз пилота. Комплект летной документации в электронном формате включает карты, схемы, руководства и иные информационные материалы, используемые при подготовке к полету и на всем протяжении маршрута.

Пилоты Boeing 787 получат доступ к новым видам информации, таким как интерактивные карты аэропортов, позволяющие повысить безопасность при рулении. Кроме того, в кабине Boeing 787 установлен индикатор обстановки в вертикальной плоскости, дающий возможность пилотам видеть контур земной поверхности перед самолетом.
Вот как оценивает кабину пилотов Boeing 787 человек, который, возможно, совершит на этом самолете первый полет. Это Майк Каррикер (Mike Carriker), старший пилот программы создания Boeing 787: "Эта кабина экипажа создает оптимальные условия для работы пилотов. Любой, кто управлял самолетами производства компании "Боинг", заметит как очевидное сходство с более ранними моделями, так и значительные усовершенствования".

За несколько дней до презентации кабины пилотов компании Boeing и Spirit AeroSystems провели торжественную церемонию, в ходе которой собравшимся впервые была продемонстрирована носовая часть фюзеляжа Boeing 787, выполненная из композиционных материалов. Выступая на церемонии, Майк Бэйр сказал: "Мы сделали несколько демонстрационных частей фюзеляжа Boeing 787. Наши партнеры, включая сотрудников компании Spirit, работали рука об руку, изучая инновационные методы изготовления планера самолета. Мы очень рады видеть, что знания, накопленные нами в ходе совместной работы с другими компаниями из разных стран мира, успешно применяются на предприятиях, где будет осуществляться производство модели Boeing 787".

На сегодняшний день на заводах компании Boeing в Сиэтле, шт. Вашингтон, и Вичите, шт. Канзас, уже выпущено девять секций фюзеляжа Боинг 787 из композиционных материалов. На заводе в Сиэтле также был выпущен пилотный образец кессона крыла.

...и пассажиров

О чудесах на борту нового самолета можно рассказывать бесконечно. Вот несколько примеров того, чему пассажиры <Лайнера мечты> могут действительно удивиться и, возможно, обрадоваться во время полета.

Немецкая компания Diehl Luftfahrt Elektronik будет поставлять основную систему освещения салона Boeing 787. Она будет широко использовать инновационные светодиоды на основе твердого кристалла, что позволит за счет изменения интенсивности освещения в салоне создавать ощущение разного времени суток - от восхода до заката. Это даст возможность сделать полет более комфортным, а также будет способствовать расслаблению пассажиров во время рейса. Помимо этого, использование светодиодов даст авиакомпаниям такие дополнительные преимущества, как низкая стоимость технического обслуживания и более длительный период между незапланированными ремонтами светового оборудования.

Туалеты для самолетов Boeing 787 будет поставлять компания Jamco из Японии.

Компания Boeing приняла решение приобретать туалеты у этого производителя, так как продукция Jamco характеризуется высокой функциональностью и обеспечит пассажирам дополнительный комфорт на борту. В частности, компания Jamco рассматривает такие решения, как установка столика для пеленания младенцев, новые антибактериальные покрытия и установка иллюминатора. Кроме того, Jamco будет использовать решения, позволяющие экономить пространство.

Компания Northwest Composites Inc., дочернее предприятие C&D Aerospace, будет поставлять облицовку для боковых стенок салона, шторки иллюминаторов, обшивку грузового отсека и облицовку дверей. Эта компания, штаб-квартира которой расположена в Вашингтоне, также внесла свой вклад в создание инновационного салона для модели Boeing 767.

Компания Securaplane из Аризоны будет поставлять беспроводную систему аварийного освещения. Боинг 787 станет первой в мире моделью гражданского самолета, на всех самолетах которой будет устанавливаться такая система.

Глобализация на практике

Boeing 787 - это не только букет инновационных решений. Это отличный пример того, насколько эффективным может быть процесс глобализации.

В настоящее время на предприятиях в разных странах мира реализуется широкомасштабная программа испытаний компонентов систем нового самолета. Кроме того, компании General Electric и Rolls-Royce начали реализацию программы испытаний двигателей, предназначенных для Boeing 787.

Работа по выбору подрядчиков для программы создания Boeing 787 в основном завершена. Несмотря на то, что в рамках этой программы компания Boeing привлекла несколько меньшее количество подрядчиков, распределив между ними большие объемы работ, над созданием модели Boeing 787 работают компании, включая субподрядчиков, примерно из 20 стран.

В настоящее время в мире насчитывается 135 предприятий, которые принимают участие в создании Boeing 787 с использованием цифровых средств проектирования, предоставленных компанией Dassault Systemes.

В мире были построены новые производственные помещения общей площадью около 28 га, где будут выпускаться компоненты Boeing 787 Dreamliner. Производство Boeing 787 - крупнейшая в мире программа промышленного сотрудничества.

Говорит Майкл Бэйр: "Посещая разные страны мира, я поражался тому, какая колоссальная работа ведется по этому проекту. Мы добились колоссальных успехов за прошедшие два года". О ближайших планах программы, которую он возглавляет, г-н Бэйр говорит так: "В ближайшие два года нам также предстоит решить много сложных задач. В частности, мы построим первые несколько самолетов Боинг 787, начнем реализацию программы летных испытаний и подойдем вплотную к проведению процедуры сертификации и осуществлению первых доставок".

Вклад России

Российские предприятия, авиационные конструкторские бюро и частные инженерные компании также принимают активное участие в создании Boeing 787. Из 1.200 инженеров, работающих в Конструкторском центре Boeing в Москве, около 500 непосредственно заняты в программе 787.

По словам Сергея Кравченко, Президента компании Boeing в России/СНГ, команда российских специалистов была вовлечена в проектирование носовой части самолета Boeing 787. Конструкторские работы в настоящее время идут и по другим элементам самолета, включая крылья и пилоны.

"Российские инженеры блестяще провели сложнейшую работу по проектированию самого большого в мире грузового самолета - Boeing 747LCF, который будет перевозить крупногабаритные части Boeing 787 из разных стран мира к месту его окончательной сборки в Сиэтле" - рассказывает г-н Кравченко.

На протяжении нескольких месяцев в российском ЦАГИ на специально построенной для этого установке проводятся испытания элементов фюзеляжа Boeing 787. Работы ведет группа российских специалистов.

Наряду с композиционными материалами в "Лайнере мечты" будут широко использоваться сложные титановые изделия. Для их производства Boeing и ВСМПО-АВИСМА, мировой производитель титана, создают совместное предприятие. Кстати, продукция этого предприятия будет широко использоваться и российскими производителями авиационной техники....
Авторские права на данный материал принадлежат «Boeing». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка