О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

К юбилею Военно-транспортной авиации: "Боевая подготовка - святое"

- Каковы состояние Военно-транспортной авиации и перспективы ее развития? На эти и другие вопросы отвечает командующий 61-й Воздушной армии генерал-лейтенант В. Денисов

1 июня Военно-транспортной авиации (ВТА) России исполняется 75 лет. Вопреки кажущимся за наименованием "транспортная" мирных функций, объединение является полноправным родом авиации Военно-воздушных сил и содержится в высокой степени боевой готовности. Это обусловлено спецификой военно-транспортной авиации, которая зачастую выполняет внезапные задачи в мирное время, как при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и при возникновении в регионах конфликтных ситуаций, создающих угрозу безопасности государства.

Каковы сегодня состояние Военно-транспортной авиации и перспективы ее развития? На эти и другие вопросы отвечает командующий 61-й Воздушной армии Верховного главного командования (Военно-транспортной авиации) генерал-лейтенант Виктор Денисов.

- Виктор Федорович, как сегодня обстоят дела с боевой подготовкой? Всегда ли удается выполнять планы боевой учебы и каковы результаты?

- Боевая подготовка - святое. Тут, все должно идти и идет по утвержденным планам. Выделенные лимиты горючего поступают без перебоев, что дает возможность планировать и осуществлять учебу в полном объеме. Вот пример. Только за зимний период обучения полки ВТА провели более 80 летных смен, что позволяет говорить о довольно высокой интенсивности занятий.

В этом полугодии подготовлено больше 20 молодых экипажей, примерно такое же количество летчиков и штурманов повысили классность, выращен неплохой резерв командиров кораблей.

На сегодняшний день в объединении большой процент экипажей, подготовленных к выполнению задач в любых условиях обстановки днем и ночью. Уровень натренированности летного состава поддерживается в течение всего года в ходе плановых полетов и ежемесячных совместных с другими видами и родами войск учениях и тренировках. Система инженерно-технического обеспечения, подготовка технического состава позволяет многие работы по поддержанию исправности самолетного парка проводить на базовых аэродромах. Существуют, конечно же, и проблемы, в первую очередь это недостаточное финансирование работ по ремонту и продлению ресурса авиационной техники, отсутствие необходимых запасных частей и агрегатов, недостаточное количество выделяемого авиационного топлива для выполнения мероприятий боевой подготовки летного состава. Но несмотря на все трудности, боевая подготовка находится на должном уровне.

В прошлом, 2005 г. ВТА провела два международных учения: "Мирная Миссия-2005" и "Индра-2005". С начала 2006 года, согласно планам боевой подготовки, летчики военно-транспортной авиации провели более 100 самолето-вылетов на десантирование около 3000 человек л/с ВДВ. Десантировано более 40 больших грузов, в том числе БМД-3, принятую на вооружение ВДВ в прошлом году. С января этого года, экипажи ВТА получили допуски на десантирование больших грузов - по три БМД-3, до 2006 года такое десантирование выполняли лишь испытатели ГЛИЦ.

Нельзя не упомянуть и о внезапно поступившей задаче в январе - феврале прошлого года для оказания помощи пострадавшим от землетрясения в Индонезии. Тогда в кратчайшие сроки были подготовлены 6 экипажей Ил-76 и один экипаж Ан-124. Всего выполнено 14 самолеторейсов, перевезено более 450 тонн различных грузов, в том числе мобильный госпиталь и все необходимое для его работы: 22 единицы техники и более 200 человек. На сегодняшний день объединение готово к выполнению такого рода задач в любое время года.

Два раза в год осенью и весной военно-транспортная авиация выполняет задачи по перевозке молодого пополнения. В этом году для перевозок граждан, призванных на военную службу выполнено более 50 самолето-вылетов, перевезли более 9 тысяч военнослужащих. Кроме этого 100 служебных собак, предназначенных для несения различного рода службы. Перевозки начались с 11 мая и продолжаться до конца июня. В ходе перевозок спланировано использование 18 аэродромов Министерства обороны и 2 гражданской авиации.

Для перевозки молодого пополнения, подбираются лучшие экипажи Военно-транспортной авиации, на всех аэродромах взлета и посадки оборудованы места для отдыха молодых военнослужащих, организовано горячее питание и медицинское обслуживание. Осенью 2005 года для перевозки молодого пополнения было задействовано 16 аэродромов МО РФ было выполнено 46 рейсов, перевезено 8797 военнослужащих.

С 15 по 23 сентября 2005 года проходила переброска наших миротворцев из Сьерра-Леоне обратно в Россию. Для выполнения этой задачи были привлечены 5 самолетов Ил-76 и 1 Ан-124 "Руслан". Всего самолетами ВТА было перевезено более 150 тонн грузов -военная и специальная техника, материально-техническое имущество, вооружение и боеприпасы. 4 вертолета Ми-8,Ми-24 и около 180 человек специалистов и личного состава.

Сегодня мы продолжаем выполнять аналогичные задачи по доставке миротворческого контингента - подразделений и техники армейской авиации в Судан. Всего выполнено более 16 самолеторейсов. В том числе один самолеторейс Ан-124 "Руслан", экипаж которого доставил в Судан 4 вертолета Ми-8, боеприпасы и личный состав армейской авиации.

- Для выполнения такого рода задач требуется достаточно высокий уровень подготовки экипажей. Каков сейчас налет летчиков ВТА?

- Налет в этом году не увеличился, но и не сократился. Он за первое полугодие составил более 30 часов. Можно привести и такой расчет: на лимитном топливе он остался прежним, а на коммерческом - уменьшается. Это связано с увеличением остаточной стоимости основных фондов в 2,32 раза и количеством коммерческих полетов, которые, как вы знаете, также выполняет ВТА. Мы вынуждены были пересчитать стоимость одного летного часа, что сказалось на увеличении стоимости перевозок самолетами ВТА и несколько отпугнуло заказчика.

- Что для ВТА дают и означают коммерческие (платные) перевозки в вопросе выполнения задач боевой подготовки, обеспечения нужд 61 ВА ВГК. Каков налет у летчиков, благодаря коммерческому топливу?

- Коммерческие (платные) перевозки в вопросе выполнения задач боевой подготовки и обеспечения нужд армии играют очень важную роль. Во-первых, они позволяют поддерживать натренированность подготовленного летного состава и проходить программу подготовки молодым экипажам. При этом средний налет составляет 200-250 часов. И это при постоянном дефиците лимита топлива, выделяемого на выполнение боевой подготовки.

Во-вторых, также позволяют денежные средства использовать на поддержание авиационного парка в боевом состоянии. А самое главное приобретать жилье для личного состава ВТА.

Жаль, что наши самолеты сегодня частично ограничены по шумам: для нас закрыты Америка и Европа. Это касается "Русланов", Ил-76, Ан-22.

- Видимо, это должно быть учтено в ходе модернизации самолетного парка?

- Безусловно. Сейчас модернизацию на Ульяновском авиационном предприятии проходит один Ан-124 "Руслан". Они дорабатываются в вариант Ан-124-100, что считается глубокой модернизацией. Она предусматривает работы по крылу, шасси и, естественно, предполагает установку нового оборудования, в том числе, аппаратуры спутниковой навигации.

На Воронежском авиапредприятии, так же, находятся один Ил-76. На нем ведется глубокая модернизация. Проводится установка новых двигателей ПС-90, после чего Ил-76МД получит название Ил-76МД-90. У самолета понизится шумность, двигатели получат больший ресурс и будут экономичней, чем двигатель Д-30КП.

- Виктор Федорович, как известно, в прошлом году в объединении всерьез говорили о создании частей постоянной боевой готовности. Насколько эти планы близки к реалиям сегодняшнего дня?

- Действительно, мы несколько лет назад подали такие предложения. Даже произвели соответствующие расчеты. Создание таких частей необходимо и назрело само собой. Возьмем 76-ю дивизию ВДВ, укомплектованную контрактниками. Это часть постоянной готовности, на нее возлагаются основные задачи. Именно с ней ВТА решает круглый год серьезные вопросы по боевой подготовке. Поэтому было бы правильным, как говорится, привести их "к одному знаменателю". В этом году, мы уже получили соответствующие указания и сейчас проводим все необходимые мероприятия. Один из наших военно-транспортных полков в скором будущем будет отвечать всем директивным требованиям, предъявляемым к частям постоянной готовности.

Прежде всего, нам необходимо обеспечить стопроцентную укомплектованность личным составом, создать максимально исправный и пригодный для эксплуатации парк авиационной техники, и выполнить многие другие задачи. Как вы понимаете, сегодня частям постоянной готовности в силу объективных причин уделяется гораздо больше внимания. Будет больше выделяться топлива, будет проводиться больше полетов. А, значит, выше поднимется уровень подготовки и натренированности летчиков. По большому счету, сегодня каждый наш авиаполк должен стать частью постоянной готовности.

- А что необходимо, чтобы это произошло? Какие проблемы стоят на этом пути?

- Главная проблема - поддержание авиационной техники в постоянной исправности. Задача наиважнейшая. Но это напрямую связано с возможностями авиаремонтных заводов. При всем нашем старании мы пока не можем поддерживать 100-процентную исправность самолетного парка, как и обеспечить летным экипажам достаточное количество топлива для полетов.

Ресурс самолетного парка уходит в основном по календарному времени, вне зависимости от того, летает самолет или нет. А вот ресурса по налету и посадкам у нас еще достаточно много, мы его просто не вырабатываем. Хотя в идеале и тот и другой должны расходоваться одновременно.

- С какими трудностями приходится сталкиваться при поддержании в боевом состоянии самолетного парка, находящегося в строю?

- Основная проблема это - финансирование. Нам все время твердят: изыскивайте внутренние резервы. Дело дошло до того, что ради поддержания самолета в боевой готовности приходится заменять вышедшие из строя узлы, агрегаты и оборудование, сняв их с других машин, которые могли бы еще летать и летать. Иногда ВТА ставят в один ряд с Дальней и Фронтовой авиацией, забывая, что в отличие от них мы решаем задачи ежедневно. Поэтому и отношение к нам в плане финансирования должно быть иное, более четкое.

И все же поддержание самолетов в боевом состоянии это лишь полдела. Не менее важной задачей уже сегодня становится подготовки специалистов как технического, так и летного состава. Проблемы здесь общеизвестные. Это трудности, связанные с жильем для офицеров и прапорщиков и их низким уровнем денежного довольствия. Определенные меры с января 2006 года уже приняты, особенно по летному составу.

- Есть ли надежда на обновление самолетного парка ВТА? На что можно рассчитывать?

- Надежда, конечно, есть. Очень надеемся на модернизацию Ил-76МД, приобретение Ил-76МФ, создание перспективного СТС, и, конечно же, легкого ВТС. Но надежда эта может стать реальностью лишь при соответствующем финансировании. А поставка единичных машин, даже новых, не изменит координально ситуацию....

- Давайте подробнее остановимся на Ил-76МФ, каковы сегодня, перспективы появления в ВТА этого самолета?

- Вопрос очень сложный, еще не завершены его летные испытания. Необходимо развертывание производства на Воронежском заводе. Ремонторизация Ил-76МД - это и есть процесс по подготовке к развертыванию производства на предприятии. Но перенос заказывающего управления от главнокомандующего ВВС в Министерство обороны в прошлом году лишь отдалил нас от продвижения по этому вопросу. Многое тут будет зависеть и от финансирования.

Принятие в состав ВТА этого самолета позволит увеличить объемы перевозок, десантную нагрузку, дальность полета с грузом. Это, можно сказать, новый и лучший самолет. Его постановка на вооружение не затребует от нас изменения инфраструктуры аэродромов, а самое главное, не придется переучивать летчиков.

- А что в ближайшем будущем ждет Ан-22? Ведь ему уже немало лет?

- "Антей" - это уникальный и один из самых экономичных транспортных самолетов. Например, по сравнению с Ил-76МД, несмотря на меньшую скорость, топлива он расходует почти на 20 процентов меньше. Его главным преимуществом является огромный грузовой отсек высотой и шириной по 4,4 метра, благодаря чему он способен перевозить самые крупногабаритные грузы.

Этот самолет отметил своё 30-летие. Но уже продлен срок его эксплуатации еще на 10 лет. Проведены все ресурсные испытания, и конструкторское бюро приняло данное решение. Сегодня двум таким самолетам продлен ресурс до 40 лет, но сейчас проходит проверку и испытания следующая партия Ан-22. Судя по опыту эксплуатации американского В-52, для авиатехники такого класса 50-60 лет - не предел эксплуатации.

Кстати, преимущество Ан-22 (перед массовым самолетом в объединении - Ил-76) - большая грузовая кабина, которая позволяет возить уникальные грузы: вертолеты - без снятия редуктора втулок винта, - тяжелую гусеничную технику, буровые вышки. Ан-22 помедленнее летит, зато экономичнее.

- Кстати, что касается аэродромов. В "Кречевицах" (Великий Новгород) планировалось создать аэродром двойного базирования...

- Аэродромы двойного базирования существуют давно. Один из них - Псков. Но, по моему мнению, было большой ошибкой создавать в небольших областных и районных центрах по два аэропорта - военного и гражданского. Общая тенденция сейчас такова: это аэродромы совместного базирования, и их число растет.

У губернатора Новгородской области Михаила Прусака состоялось совещание с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта, на котором было принято решение о создании аэродрома совместного базирования. Федеральное агентство воздушного транспорта планирует вложить более 500 миллионов рублей в его развитие и довести до сертификационных требований. Думаю, даже за десяток лет Министерство обороны не вложило бы такую сумму в совершенствование и развитие аэродрома. А совместно ФАВТ мы удлиним ВПП на 500 метров, установим новое оборудование захода на посадку и управления воздушным движением.

Согласно указаниям Министра обороны, средства предназначенные для проведения работ по удлинению ВПП, уже выделены. Уже во втором полугодии этого года, начнется укладка плит для удлинения полосы.

- Раз уж зашла речь о финансах, как обстоят дела с денежным и жилищным обеспечением офицеров? Есть ли отток молодых кадров из объединения?

- Размерами зарплат в общей массе офицерский состав в принципе доволен. Есть трудности в обеспечении жильем: они приводят к преждевременному уходу молодых подготовленных перспективных офицеров.

На сегодняшний день наиболее проблемная категория у нас - майор в возрасте 32-33 года, прослуживший 12-13 лет (в льготном исчислении - 22-23 года). К сожалению, ежегодный отток офицеров - около 7%. И в связи с принимаемыми государством мерами, эта цифра будет уменьшаться.

- Какие задачи ставятся перед ВТА в этом году? Планируются ли какие то учения?

- Плановая боевая подготовка, выполнение стоящих и поставленных задач. В этом году планируются несколько совместных учений с НАТО. Одни пройдут летом в июле, а вторые осенью этого года.

- Использовались ли в последнее время самолеты ВТА странами НАТО, если да, то для чего и где?

- Использования наших самолетов в интересах НАТО у нас не было. Предложения со стороны Североатлантического блока поступали, но существующая законодательная база и соответствующая документация не позволяет нам выполнять данные перевозки. На протяжении нескольких лет по этому вопросу работает комиссия Министерства обороны. Которая занимается проработкой всех пунктов договора по использованию наших транспортных самолетов в интересах НАТО.

- Виктор Федорович, как и где будет отмечаться 75-летие ВТА?

- Юбилейные мероприятия мы традиционно проводим в Москве 1 и 3 июня. 1 июня 2006 года командование ВТА и ветераны возложат венки к могиле неизвестного солдата, к местам захоронения летчиков транспортников на Новодевичьем кладбище.

Ближе к вечеру, командование, личный состав и ветераны ВТА соберутся, в культурном центре ВС РФ, где пройдут праздничные мероприятия и концерт.

3 июня в Монино на базе музея ВВС пройдет тематический день ВТА с авиационно-спортивным праздником, концертом. Над летным полем Монино пролетят Ан-26, Ан-12, Ан-22, Ил-76, Ан-124.

От всей души поздравляю весь личный состав, гражданский персонал и ветеранов Военно-транспортной авиации с 75-летием со дня образования!

Желаю личному составу, гражданскому персоналу и ветеранам Военно-транспортной авиации доброго здоровья, оптимизма, выдержки, новых высот и дальнейших успехов в службе и труде на благо Отчизны!

Визитная карточка

Виктор Федорович Денисов. Родился 14 июня 1948 г. в селе Васильевка Ставропольского района Куйбышевской области. В 1970 г. закончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков с золотой медалью, в 1980 г. - так же с золотой медалью Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. В 1980 г. назначен командиром военно-транспортного авиационного полка. С 1987 по 1991 г. командовал военно-транспортной авиационной дивизией. Участвовал в ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС. В период с 1985 по 1989 г. выполнял боевые полеты в Афганистан.

После окончания в 1993 г. Военной академии Генерального штаба ВС РФ был назначен заместителем командующего ВТА. С 1997 г. - первый заместитель командующего ВТА. С 1999 г. по настоящее время командует Военно-транспортной авиацией. Награжден орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени, "За военные заслуги", орденом Дружбы. Заслуженный военный летчик РФ.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка