О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушная переправа

Пора начинать строить новую вертикаль снабжения войск - эффективную, сбалансированную под конкретные грузовые потоки

Войны и локальные конфликты конца XX в. - начала XXI в. поставили перед армиями ведущих стран мира более сложные задачи в плане применения транспортных систем. Стало ясно, что единственный способ решения транспортных проблем будущего - это активное использование "третьего" измерения. Повышение роли вертикальной составляющей снабжения военных, полувоенных и спасательных структур на основе специальных авиационных транспортных подразделений - объективная закономерность, которую нужно было решать еще вчера.

Несколько примеров. В ходе боевых действий в Чечне, в начальный период операции, среднесуточная потребность только авиационной группировки (288 самолетов 4-й воздушной армии и 105 вертолетов армейской авиации) в материальных средствах превышала 1000 т/сут., то есть более 2,5 т на один летательный аппарат в сутки! Уже через месяц боевых действий грузы необходимо было доставлять железнодорожным транспортом с центральных складов. За первые полгода (с 1.12.94 по 18.05.95) вертолеты авиации Сухопутных войск выполнили 12 283 вылета, налетав 9742 часа, из них на транспортные перевозки пришлась львиная доля летного ресурса 33% (по количеству вылетов) и 44% (по налету), в то же время на авиационную поддержку - почти вдвое меньше, соответственно 17,2% и 25,2%, и это несмотря на то что по численности боевые вертолеты в 1,4 раза превышали транспортные. Всего вертолетами за этот период было перевезено 14 000 т грузов, это почти 100 т ежедневно!

Даже такая вертолетная держава, как США, испытывает серьезные трудности со снабжением. В апреле компания Sikorsky Aircraft объявила о подписании контракта на разработку тяжелого транспортного вертолета СН-53К общей стоимостью 3 млрд. долл. Контракт может привести к выпуску 156 вертолетов СН-53К для замены старых СН-53Е Super Stallion. Новый СН-53К должен сохранить размеры, но почти вдвое увеличить транспортные возможности.

В ходе боевых действий подвоз материальных средств становится проблемой номер один, особенно для небольших подразделений, не имеющих своих транспортных средств. Проблема еще больше усложняется с необходимостью повышения мобильных боевых действий, а там, где требуется точечная поставка (запасные части и агрегаты для восстановления техники), ее решение становится практически невозможным. В операциях, в том числе миротворческих, в Индонезии, Пакистане, Афганистане и Судане вертолеты являлись (являются) основным, а порой и единственным транспортным средством. В ходе развертывания миссии ООН в Судане UNMIS ежемесячно двумя вертолетами Ми-26Т перевозится до 300 т грузов.

Рост доли воздушных перевозок обусловлен целым рядом факторов:
  1. Природно-климатические: высокие температуры и сложный рельеф местности (горы), наводнения, цунами, землетрясения.
  2. Слабость (порой отсутствие) наземной транспортной инфраструктуры (разрушение, минирование транспортных артерий, мостов, переправ, портов, железнодорожных станций, аэропортов, баз хранения и переработки грузов).
  3. Технологические: необходимость многократной обработки грузов, погрузка/разгрузка, многотипность и низкая совместимость морского/речного/автомобильного и железнодорожного транспорта.
  4. Оперативно-тактические: необходимость повышения живучести и мобильности самой системы снабжения. Из стационарной системы снабжения она должна превратиться в мобильную, динамичную.
Назрела настоятельная необходимость формирования новой системы снабжения, активно использующей "третье" измерение, с упором на вертикальную составляющую. Основой такой системы должны стать специальные авиационные транспортные подразделения (самолет-вертолет), способные брать грузы прямо с ходу (без захода судов в порт под разгрузку или железнодорожных платформ - на станцию) и доставлять непосредственно адресату (задача 1-го уровня) или перебрасывать силы и средства вслед за перемещением боевых/миротворческих подразделений (задача 2-го уровня). В первую очередь речь идет о вертолетах, потому что только они сегодня способны вертикально взлетать/совершать посадку, брать грузы на внешнюю подвеску, обеспечивая вертикальную составляющую системы снабжения.

И такие вертолеты у нас есть - Ка-32 и Ми-26Т (Ми-8МТВ), отлично зарекомендовавшие себя по всему миру. Тяжелому транспортному вертолету Ми-26Т грузоподъемностью 20 т сегодня нет равных в мире, но и Ка-32А11ВС уже несколько лет успешно работает в качестве воздушного крана в Канаде, Швейцарии, поднимая огромные бревна массой до 5-7 т(!). У нас есть вертолеты, есть опытный летный и технический состав, есть конструкторское сопровождение. Однако скорость перемещения грузов определяется не столько скоростью полета, сколько временем загрузки и погрузки. К сожалению, сегодня миротворцы отказываются принимать наши ЛА из-за большой продолжительности разгрузочно-погрузочных работ. Уже привычной стала телевизионная картинка, когда вытянувшаяся цепочка военнослужащих неспешно передает по одному ящику из рук в руки. А как сегодня загружаются наши транспортные вертолеты? При помощи ломов, обрезков труб, бесплатной солдатской силы и такой-то "матери".

Для повышения эффективности работы системы потребуется не только модернизация, но и разработка и внедрение совершенно нового специального оборудования и снаряжения (роликовые полы, специальные тельферы, "умные" подвесные системы и многое другое, о чем сегодня можно лишь догадываться). И, конечно, унификация средств погрузки с одновременным развитием пакетирования и контейнирования грузов.

Чтобы оптимизировать силы и средства, нарабатывать опыт применения, необходимо создавать специальные подразделения. Отрабатывать новые подходы к перевозке грузов, включая транспортировку поврежденной ВВТ (в том числе ЛА) на внешней подвеске, формировать необходимую инфраструктуру (быстро разворачиваемые площадки, средства подвески, средства для хранения и заправки ГСМ), отрабатывать перспективные методики доставки грузов. При наличии понтонных подразделений, наводящих и поддерживающих водные переправы, сегодня вполне имеют право на жизнь подразделения "воздушной переправы" - вертоснабы (ВСБ).

С подразделениями "воздушной переправы" мы опять опоздали, и в Чечне наряду с боевыми группами пришлось обкатывать работу новых транспортных вертолетных групп.

В чем преимущества этих специальных авиационных подразделений? Во-первых, высокая эффективность использования сил и средств, особенно вертолетов. Во-вторых, высокая мобильность, возможность массирования (наращивания) сил на главных направлениях. Наконец, в перспективе - внедрение беспилотных средств доставки грузов, разработанных на базе пилотируемых вертолетов.

Что касается миротворческих миссий, то ООН давно пора вместо отдельных контрактов на единичное использование ЛА заняться формированием системы специальных подразделений по перевозке грузов. Вертикальное снабжение способно в корне изменить всю систему доставки грузов. Их можно поднимать парой вертолетов, осуществлять последовательные сбросы в нескольких точках по маршруту или перебрасывать "на перекладных" (когда груз передается с одного ЛА на другой). И таких вариантов множество. Фантазировать можно до бесконечности. Однако когда-то нужно начинать строить вертикаль снабжения - эффективную, сбалансированную под конкретные грузовые потоки, в основу которой положена не перевозка отдельных грузов, а формирование сплошных воздушных грузовых потоков, создание так называемых воздушных мостов, в которых вертолеты будут играть главную роль....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка