О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новый самолет для российских ВВС

Впервые необходимость создания учебно-тренировочного самолета нового поколения была озвучена ВВС в апреле 1990 г

Впервые необходимость создания учебно-тренировочного самолета (УТС) нового поколения была озвучена ВВС в апреле 1990 г. Первоначально задачу решено было поручить ОКБ им. А.И. Микояна, однако затем военные предложили провести конкурс проектов перспективных УТС среди ведущих советских авиастроительных КБ. В январе 1991 г. тактико-техническое задание на учебно-тренировочный комплекс (УТК) для подготовки летчиков фронтовой авиации направили в АНПК "МИГ", ОКБ Сухого, ОКБ им. А.С. Яковлева и на ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Первый представил на конкурс проект двухмоторного самолета с прямым крылом "821", получившего позднее название МиГ-АТ, второе - проект однодвигательного сверхзвукового самолета С-54, выполненного по аэродинамической схеме истребителя Су-27, третье - проект УТК-Як с двухмоторным дозвуковым самолетом со стреловидным крылом УТС-Як (позднее - Як-130), а четвертый - аванпроект учебно-тренировочного комплекса УТК-200 с двухдвигательным дозвуковым самолетом М-200.

В июле 1992 г. научно-технический комитет ВВС подвел итоги конкурса аванпроектов УТК, и в конце того же года с ОКБ им. А.С. Яковлева и ОКБ им. А.И. Микояна были заключены договоры на разработку на конкурсных условиях и сравнительные испытания двух типов УТС. Однако финансирование этих работ со стороны МО России, пришедшихся на самое неблагоприятное для экономической ситуации в стране время, оставляло желать лучшего. Поэтому оба разработчика начали поиск зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации проектов разрабатываемых УТС.

Проект МиГ-АТ привлек внимание французов, которые предложили комплектовать его двигателями Larzac 04R-20 компании Turbomeca и авионикой фирмы Thompson. Проект УТС-Як заинтересовал итальянскую фирму Aermacchi. Совместный проект ОКБ им. А.С. Яковлева и итальянской фирмы AerMacchi получил название Як/AEM-130. Первый опытный самолет-демонстратор, построенный в результате сотрудничества ОКБ им. А.С. Яковлева и фирмы "Эрмакки", был назван Як-130Д. Он дебютировал в июне 1995 г. на авиасалоне Ле-Бурже во Франции, а в воздух впервые поднялся 25 апреля 1996 г. В качестве силовой установки самолета-демонстратора были выбраны два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-35 (ДВ-2С) тягой по 2200 кгс, являющихся модификацией ТРДД ДВ-2 словацкого производства, разработанного ЗМКБ "Прогресс" им. А.Г. Ивченко. Создание модификации ДВ-2С, адаптированной для применения на самолете Як-130Д, осуществлялось на санкт-петербургском Заводе им. В.Я. Климова.

Русская версия

Всего в ходе летных испытаний, проводившихся в России и Италии, на Як-130Д было выполнено около 450 полетов. Основной их объем был завершен в 2002 г. К этому времени уже было решено дальнейшее развитие совместной российско-итальянской программы Як/AEM-130 вести двумя хоть и связанными, но все же независимыми "национальными" путями. Это объяснялось тем, что требования российского заказчика и иностранных клиентов принципиально отличались: ВВС России не принимали машину с импортными комплектующими, а итальянцы - с системами, изготовленными в странах СНГ. Поэтому решили разработать совместную документацию - так называемую базовую версию самолета, по которой каждая из сторон сможет делать свою национальную версию Як/AEM-130. ОКБ им. А.С. Яковлева отдало часть прав по самолету фирме "Эрмакки", при этом у него появились средства, без которых собственную российскую программу пришлось бы прекратить вовсе. Одновременно правительство РФ решило вопрос погашения государственного долга перед итальянской стороной. Таким образом был решен вопрос о финансировании российской версии самолета Як-130.

Окончательное разделение российской и итальянской программ состоялось в конце 1999 г. На основе полученной от ОКБ им. А.С. Яковлева документации итальянцы приступили к разработке и постройке собственного учебно-тренировочного самолета М346, а сами яковлевцы продолжили работы по созданию учебно-боевого самолета Як-130 для ВВС России. "Русифицированная" версия Як-130 имеет ряд серьезных отличий от самолета-демонстратора Як-130Д. В первую очередь это связано с изменением самого назначения самолета: Як-130 превратился из учебно-тренировочного в учебно-боевой. Заметно изменилась носовая часть фюзеляжа, которая теперь предполагает возможность установки бортовой РЛС. На концах крыла появились дополнительные пилоны для подвески ракет "воздух-воздух" ближнего боя или контейнеров со средствами радиоэлектронного противодействия. В целом конфигурация серийных самолетов существенно оптимизирована. Важным отличием серийных Як-130 от Як-130Д является также использование на них новых двигателей АИ-222-25 тягой по 2500 кгс, разработанных ЗМКБ "Прогресс" им. А.Г. Ивченко. Их серийное производство осваивается на ММПП "Салют" (Москва) в кооперации с ОАО "Мотор Сич" (Запорожье). Кроме того, на серийных Як-130 впервые в России реализовано полностью цифровое БРЭО. Концепция учебно-боевого самолета предусматривает наличие на Як-130 вооружения общей массой до 3000 кг и возможность моделирования различных боевых самолетов с точки зрения боевого применения. Летные испытания Як-130 в серийной конфигурации ведутся с весны 2004 г.

Первые заказы

На рубеже нового тысячелетия ВВС России окончательно определились с типом своего будущего основного учебно-боевого самолета. Як-130 был назван победителем многолетнего тендера, и в конце 2000 г. ВВС заключили контракт на разработку и постройку на НАЗ "Сокол" предсерийной партии из четырех учебно-боевых самолетов Як-130.

Первый планер Як-130 серийной конфигурации был построен на "Соколе" в январе 2004 г. Он был передан ОКБ им. А.С. Яковлева для проведения статических испытаний. Вскоре завершилась сборка и первого летного экземпляра учебно-боевого Як-130. В первый полет эту машину, получившую бортовой №01, поднял с ВПП нижегородского завода "Сокол" 30 апреля 2004 г. старший летчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева Роман Таскаев. На очереди были еще два летных образца: вторая машина (бортовой №02) присоединилась к летным испытаниям 5 апреля 2005 г., а облет третьей (№03) состоялся 27 марта 2006 г. В мае прошлого года начались государственные испытания Як-130, завершение которых запланировано на конец этого года. После чего в ВВС России начнут поступать первые серийные самолеты этого типа.

ВВС России уже заключили с НАЗ "Сокол" контракт на производство установочной партии из 12 серийных самолетов Як-130. Первоочередной задачей является формирование эскадрильи, а затем полка самолетов Як-130 на базе Краснодарского высшего военного училища летчиков для подготовки пилотов модернизированных самолетов Су-27СМ и самолетов пятого поколения, которые должны появиться к 2015 г.

Командование ВВС России и лично главнокомандующий генерал армии Владимир Михайлов уделяют программе Як-130 повышенное внимание и всеми силами стараются ускорить поступление этих самолетов на вооружение. В прошлом году главком лично опробовал Як-130 в полете, выполнив на нем получасовой ознакомительный полет. Самолетом генерал Михайлов остался очень доволен: "Я четверть века сам летал в задней кабине учебных самолетов, обучал курсантов, но такой превосходной машины еще не видел. Машина проста в управлении, соответствует современным требованиям. Молодые пилоты, отлетав на этой машине, будут уверенно чувствовать себя в кабинах современных самолетов". Особенно главком отметил высокие маневренные характеристики Як-130, его способность безопасно летать на больших углах атаки и в широком диапазоне скоростей - от 200 до 800 км/ч, нести современное вооружение, "которого не будет иметь ни один самолет такого класса". Как заявил генерал, "таких машин для ВВС необходимо 250, и постепенно мы их будем закупать".

Важным событием в судьбе Як-130 стало подписание в марте этого года первого экспортного контракта: начиная с 2008 г. такие самолеты будут поставляться в ВВС Алжира. Всего, согласно уже подписанным документам, для этой страны будет построено 16 учебно-боевых самолетов Як-130, а в дальнейшем программу поставок в Алжир планируется расширить. Сборка самолетов Як-130 для поставок на экспорт будет вестись в Иркутcке.

Однако алжирский заказ - это лишь одно из направлений продвижения Як-130. К самолету проявляют большой интерес ряд других стран - традиционных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству. Так, ведутся переговоры и прошли презентации Як-130 в Индии, Малайзии, Индонезии, Таиланде, в целом ряде африканских стран. ОКБ им. А.С. Яковлева достигнуто соглашение с АХК "Сухой" о том, что при покупке самолетов "Сухого" в портфельном заказе будут предлагаться в качестве учебных самолеты Як-130. По комплектующим оборудование Як-130 в значительной степени унифицировано с оборудованием самолетов семейства Су-27 и Су-30МК. Но, как показывает опыт, каждый конкретный заказ порождает наличие на борту самолета тех систем, которые необходимы национальным ВВС покупателя. ОКБ им. А.С. Яковлева к этому готово. Комплекс оборудования Як-130 соответствует стандартам MIL-STD-1553, поэтому возможность установки нового оборудования не вызывает никаких проблем. При этом это будет не переделка "борта", а адаптация его к требованиям заказчика, поскольку все системы работают в едином стандарте.

Рынок УТС

Согласно прогнозу рынка учебно-тренировочных самолетов, сделанному компанией Forecast International, до 2012 гг. в мире будет приобретено 2035 УТС. Общая стоимость закупленных самолетов составит 17,8 млрд. долл. Этот прогноз касается всего рынка УТС, начиная с легких самолетов первоначальной подготовки, включая самолеты основной подготовки с одним турбовинтовым или турбореактивным двигателем и заканчивая самолетами повышенной подготовки и УБС.

Новые самолеты повышенной подготовки требуются тем ВВС, которые недавно получили на вооружение новые типы боевых самолетов. В новых (или модернизированных) самолетах повышенной подготовки нуждаются почти все европейские страны, которые начинают перевооружение на истребители Eurofighter Typhoon (Германия, Великобритания, Испания, Италия, затем Австрия, Норвегия и, может быть, другие страны), Rafale (Франция), Gripen (Швеция, Венгрия, Чехия), F-16C/D (Польша). Через несколько лет, когда появится F-35, этот круг стран еще более расширится. 12 европейских стран участвуют в программе Eurotrainer, которая должна привести к выбору единого самолета повышенной подготовки летчиков. Ожидается покупка 150-200 таких самолетов.

Вторым после единого европейского заказа на Eurotrainer крупным контрактом на УТС, ожидаемым в ближайшие годы, является потенциальный заказ Индии на 80 самолетов. Индия собирается приобрести в совокупности 146 УТС повышенной подготовки. В рамках этой программы 26 марта 2004 г. был подписан контракт на 66 самолетов BAe Hawk Mk 132 стоимостью 1,45 млрд. долл. (24 самолета будут поставлены из Великобритании, после чего еще 42 машины будут собраны по лицензии в Индии). Первый самолет Hawk, предназначенный для Индии, должен взлететь в декабре 2006 г. Первая группа индийских летчиков уже начала обучение в Великобритании. HAL готовит в настоящее время проект двухдвигательного учебно-боевого самолета HJT-39 Combat Attack Trainer (CAT), облик которого окончательно еще не определен, и поэтому вполне возможно использование Як-130 как основы для его разработки.

Покупателей для Як-130 в первую очередь стоит искать среди стран, которые в течение нескольких последних лет приобрели или собираются купить в ближайшее время российские истребители поколения "4+". Здесь главным потенциальным заказчиком может стать Индия. Малайзия имеет (или получит вскоре) истребители МиГ-29, F-18 и Су-30МКМ. В марте 2006 г. Малайзия заказала десять УТС основной подготовки Pilatus PC-7 Mk II и сейчас присматривается к самолетам повышенной подготовки летчиков. В декабре 2005 г. Як-130 был представлен в Малайзии на выставке LIMA 2006, что ознаменовало собой начало активной кампании по продвижению Як-130 в эту страну, которая вскоре начнет получать первые Су-30МКМ.

Новые российские истребители приобрели Вьетнам (Су-30МК2В), Йемен (МиГ-29СМТ), Эритрея (МиГ-29СМТ), Индонезия (Су-27СК и Су-30МК). Рассматривают возможность приобретения российских истребителей в ближайшее время также Египет и Венесуэла. Их также стоит рассматривать в качестве потенциальных покупателей Як-130. Среди стран СНГ в новых учебно-тренировочных самолетах в первую очередь нуждаются Казахстан и Беларусь (последняя в 2005 г. купила десять "бывших в употреблении" самолетов L-39 на Украине). Покупателем Як-130 может стать и Украина, которая участвует в этой программе как разработчик двигателя АИ-222-25.

Перспективы боевого "Яка"

Отдельную, и довольно объемную, нишу на мировом рынке может занять легкий ударный самолет, который может быть создан на базе УТС Як-130. Эту же нишу может разделить с ним и сам серийный учебно-боевой самолет Як-130, способный нести и достаточно эффективно применять различные средства авиационного вооружения. Такие самолеты целесообразно использовать для борьбы с различными сепаратистскими и террористическими формированиями, для охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами и т.п.

С этой точки зрения для оценки потенциального рынка учебно-боевого самолета Як-130 и ЛУС на его базе полезно обратить внимание на страны, чей военный бюджет не превышает 350-400 млн. долл. и соответственно не позволяет им приобретать современные тактические самолеты. Число подобных стран сейчас достигает трех десятков. На вооружении таких государств сейчас находится порядка 260 предельно морально и физически устаревших тактических самолетов, которые давно требуют замены. К 2015 г. 80-85% этих самолетов будет выведено из боевого состава. Но денег для того, чтобы восполнить естественную убыль самолетного парка, нет, и у большинства из рассматриваемых стран и не будет. Возможно, часть из них сможет приобрести по демпинговым ценам на вторичном рынке подержанные тактические самолеты предыдущих поколений и таким образом решить свои проблемы. Но этот путь тупиковый и доступен тоже не всем. Практически приемлемый выход в данной ситуации - приобретение учебно-боевых самолетов, которые позволяют решать проблемы в вооруженных конфликтах с сопредельными странами.

На вооружении в таких странах уже находится порядка 270 УТС или УБС. Практически все они, независимо от их летно-технических характеристик и уровня оснащенности прицельным оборудованием и авиационными средствами поражения, используются в качестве легких штурмовиков. Однако 30-35% из этих 270 УТС также в ближайшее время будут списаны по выработке ресурса. Таким образом, в период до 2015 г. странам рассматриваемой группы необходимо будет заменить на современные УБС 200-220 тактических самолетов и 170-180 УТС. С учетом незначительного роста финансовых возможностей беднейших стран можно прогнозировать рынок УБС и ЛУС на их базе на уровне 130-160 самолетов. При взвешенной ценовой политике ими вполне могут стать Як-130.

При оценке спроса на Як-130 необходимо иметь в виду еще одно важное обстоятельство: все состоящие на вооружении беднейших стран УБС практически не способны решать истребительные задачи в борьбе с самолетами легкомоторной авиации, военно-транспортными самолетами, а также вертолетами противника. Поэтому не случайно, что ВВС беднейших стран используют УБС лишь в качестве легких штурмовиков. В то же время по выработке ресурса им в первую очередь придется снимать с вооружения истребители, и потому они будут нуждаться в самолетах с развитыми истребительными возможностями. В данных условиях вариант УБС Як-130 с РЛС и весьма эффективными ракетами "воздух-воздух" типа Р-73Э может быть востребован в отдельных странах больше других вариантов.

Таким образом, на доступном для России рынке потребности в УБС могут достигнуть 150-170 самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка