О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В роли заложников

Оказались сегодня и жители камчатского города "Елизово", и одноименный аэропорт

История эта опровергает избитое утверждение о том, что деньги не пахнут. В нашем случае вожделенные купюры имеют вполне определенный запах - керосина и... беды. Ради них некоторые облеченные властью люди перешагнули через закон, поставив под угрозу человеческие жизни.

Познакомимся с Елизово - небольшим камчатским городком, который в плотном окружении сопок расположился в нешироком ущелье, очень напоминающем горлышко бутылки, "закупоренное" двумя вулканами. Один из них - действующий. У подножия этих вулканов, в самом широком месте "горлышка", и развернут международный аэропорт "Елизово" - единственная воздушная артерия, связывающая полуостров с Большой землей. Переоценить его важность для жителей Камчатки невозможно. Но именно вокруг аэропорта сегодня разворачиваются события, ставящие его на грань выживания. Происходящее может обернуться трагедией как для жителей самого городка, так и для пассажиров аэропорта. А если судить по прошлогодним событиям со взрывом артиллерийских складов в этом же районе Камчатки, последним землетрясениям в Корякин и недавнему извержению вулкана Безымянный, не только для них.

Если нельзя, но очень хочется...

Все началось в августе 2003 года, когда комиссия в составе десяти руководителей различных официальных структур Елизовского района подписала акт выбора земли для строительства топливозаправочного комплекса (ТЗК) ООО "Аэрофьюэлз Камчатка". Весьма оперативно, спустя буквально месяц, появилось постановление администрации Елизовского района, сходу утвердившее этот документ. И обязавшее ООО, которому на тот момент, заметим, едва исполнилось пять месяцев с момента регистрации в качестве юридического лица, согласовать место размещения будущего ТЗК с авиапредприятием, предоставить необходимую проектную документацию и получить разрешение на производство строительно-монтажных работ. Срок действия постановления ограничивался одним годом.

Тогдашнего главу района Н. Пискуна, беззаботно подмахнувшего столь важный для полуострова документ, не смутило даже то обстоятельство, что подобные постановления имеют право "на жизнь" только в случае, если заинтересованным лицом заранее предоставлены все необходимые согласования.

В аэропорту, за оградой которого планировалось размещение ТЗК, руководство ООО "Аэрофьюэлз Камчатка" по поводу соответствующего согласования так и не появилось. Зато с самим постановлением начиная с июня 2004 года стали происходить странные метаморфозы. Вначале был просто отменен срок его действия. Затем, уже в апреле 2005 года, появилось новое дополнение к документу, напрямую предписывавшее согласовать размещение ТЗК... с командиром одной из воинских частей подполковником Гарновым и отменявшее необходимость согласования с руководством местного аэропредприятия. Под всеми этими официальными бумагами стоит одна и та же подпись: глава администрации Елизовского районного муниципального образования Н. Пискун. В чем суть всех этих трансформаций? Попробуем разобраться.

Так сложилось, что международный аэропорт "Елизово" является аэродромом совместного базирования с подразделениями ВВС Министерства обороны страны. О чем существует соответствующий договор, датированный январем 2003 года. Это означает, что две взлетно-посадочные полосы аэроузла находятся в ведении военных, а вот аэропорт, собственный парк воздушных судов и прочие объекты, без которых обслуживание самолетов невозможно, - в собственности авиапредприятия. При этом статья 46 Воздушного кодекса РФ гласит, что любое строительство в пределах приаэродромной территории должно вестись с обязательным соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов. А пункт 128 Федеральных правил использования воздушного пространства и вовсе содержит недвусмысленное требование о согласовании размещения любых объектов в районе таких аэродромов "с учетом интересов всех пользователей воздушного пространства, воздушные суда которых базируются на этом аэродроме". В границах полос воздушных подходов к аэродрому и вне этих границ - в радиусе десяти километров от контрольной точки аэродрома. А взрывоопасных объектов - независимо от места их размещения.

Как же получилось, что из процесса согласования строительства столь взрывоопасного объекта "выключили" руководство местного аэропорта?

В "Аэрофьюэлз Камчатка" прекрасно понимали: никакой здравомыслящий руководитель не станет уживаться с бомбой замедленного действия, которую ему пытаются подложить едва ли не под директорское кресло. Ведь, как ни парадоксально, новый ТЗК расположился не только в 10-километровой зоне, о которой шла речь выше, но буквально в десятке метров от еще одного взрывоопасного объекта - искрящей во все стороны котельной и ее угольного склада с солидным запасом топлива.

Кстати, руководство аэропорта никогда и не скрывало своего отношения к такому, с позволения сказать, соседству. Директор стучался во все чиновничьи двери, взывая к благоразумию. Увы, бесполезно. Зато постановления чиновников, как видим, стали трансформироваться как-то подозрительно вовремя для "Аэрофьюэлз Камчатка" и в полном соответствии с остротой момента. При этом не только требования законодательства, но и интересы местных жителей оказались за скобками. А на месте зеленой зоны с редкими для Камчатки зарослями жимолости как грибы после дождя стали появляться большие и маленькие ржавые металлические емкости. ТЗК 000 "Аэрофьюэлз Камчатка" начало обретать вполне материальные очертания.

Западня

О том, что отныне им придется жить в буквальном смысле слова на пороховой бочке, хозяева близлежащих к стройке частных домов узнали только в прошлом году, когда строительство ТЗК уже шло полным ходом. Надо признать, и без такого соседа людям здесь скучать не приходится. То тряханет так, что небо с овчинку покажется (что для сейсмоопасной Камчатки в порядке вещей). То на соседнем 28-м километре в питьевые колодцы попадут совсем не диетические "добавки". То начнут взрываться снаряды с ближайшего армейского склада, до которого всего-то несколько километров. А теперь вот ежемоментно 6 тысяч кубометров керосина буквально под окна (до жилых домов от границ ТЗК, согласно плану, от 70 до 100 метров) родные власти решили "подкатить". Решили, заметим, кулуарно. Вопреки Закону "Об охране окружающей среды" и Земельному кодексу РФ, предписывающим все решения о размещении объектов, влияющих на безопасность окружающей среды, принимать только с учетом мнения населения или результатов референдума.

Но, возможно, у страха глаза велики, и людям соседство с ТЗК по хранению авиатоплива ничем плохим не грозит? Заглянем в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Он вполне распространяется на ТЗК, где должны получать, использовать и хранить то, что относится к категории опасных горючих веществ - авиационный керосин. Более того, чтобы заниматься топливообеспечением воздушных судов, ТЗК необходимо держать специальные противокристаллизационные присадки. А это специальная смесь, в состав которой входит метанол - сильнодействующий яд, вызывающий поражение центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слепоту, острые отравления и т.п. В соответствии с ведомственными нормами проектирования объектов авиатопливообеспечения даже от аэровокзала и гостиниц склады 1-й категории должны располагаться на расстоянии не менее двухсот метров, склады 2-3 категории - не менее ста метров. Невеселая перспектива оказаться заложниками чьей-то авантюры и беспринципности вынудила людей действовать.

- Я отстаиваю интересы жителей улиц Иркутской и Тундровой во всех властных и судебных органах на основании их официальных доверенностей, - говорит представитель местных жителей Анатолий Дубровский. - Тем не менее везде наталкиваюсь на ватную стену непонимания. Такое ощущение, будто люди живут на другой планете. И случись беда - она обойдет их стороной. Вряд ли: злосчастный ТЗК расположен так, что в случае любого ЧП, будь то сильное землетрясение, взрыв или пожар, 6 тысяч кубометров керосина пылающей пробкой перекроют и людям, и воздушным судам пути к отступлению. Западня: ни убежать, ни улететь не успеет никто. И в первую очередь - жители близлежащих домов, работники и пассажиры аэропорта. А то, что подобное развитие событий вполне возможно, умудряются не видеть только уж очень "заинтересованные" люди, для которых сиюминутная выгода дороже всего. А впрочем, не исключен и такой вариант: достаточно простой утечки содержимого резервуаров. Ведь грунтовые воды в этом районе расположены неглубоко, колодцы для питья - рядом. И тут же протекает небольшая речушка, впадающая в нерестилище лососевых.

В августе прошлого года с требованием прекратить незаконное строительство опасного объекта жители обратились к прокурору города. Чуть позже - в федеральный районный суд. И что же?

- Несколько раз рассмотрение дела откладывалось по различным причинам, - рассказывает Дубровский. - Так было до 15 февраля 2006 года. А потом вдруг наступила полная тишина. Пришлось потревожить судью. Выяснилось, что рассмотрение дела приостановлено по ходатайству "Аэрофьюэлза". Что сказать по этому поводу, даже не знаю. Хотя сдаваться мы не собираемся при любом раскладе. Одно плохо: пока наши чиновники бумажки с одного стола на другой перекладывают, стройка идет полным ходом.

Слепой рассказывал глухому...

Происходящее весьма напоминает диалог слепого и глухого. Упорное стремление господина Пискуна и его команды угодить компании "Аэрофьюэлз Камчатка" не сломили даже многочисленные протесты Елизовской городской прокуратуры, которая приносит их вот уже в течение двух лет.

Раз за разом прокурор города Елизово А. Агеев предлагает главе района отменить противозаконные акты о выделении земли и согласовании места размещения ТЗК "Аэрофьюэлз". Во-первых, потому, что огнеопасный объект оказался по соседству с двумя топливозаправочными комплексами, возведенными много лет назад в соответствии с генпланом. Во-вторых, потому, что он попал в трехкилометровую зону технической территории складов боеприпасов, где любое строительство категорически запрещено. Документ об этом существует с 2003 года. А мнением "Камчатскаэронавигации" о влиянии металлических емкостей на качество связи земля-воздух и вовсе поинтересоваться забыли.

Но Васька, как говорится, слушает... В связи с чем в октябре прошлого года уже городская прокуратура вынуждена была обратиться в елизовский районный суд Камчатской области с иском о признании незаконными всех постановлений главы районной администрации, касающихся строительства ТЗК в районе улицы Иркутской. Но пока суд да дело, "Аэрофьюэлз", пользуясь покровительством местных властей, в пожарном порядке продолжал строить. К примеру, до 13 декабря 2005 года работы велись даже без обязательной государственной экологической экспертизы. Разрешение на строительство увидело свет и вовсе только 6 апреля текущего года. А емкости в запретном районе уже высятся с осени прошлого. Правда, если судить по тому, как проходило продавливание объекта, удивляться этому едва ли стоит. Достаточно сказать, что каким-то образом вместо Министерства обороны России в графе "согласовано" свои автографы оставили люди, которые знали, что не имеют на это права. На юридическом языке это означает, что их подписи под разрешительными документами "не влекут правовых последствий", а значит, сами "разрешения" являются, по сути, филькиной грамотой. Согласия же Минобороны на это строительство до сих пор нет.

Надо признать: за последнее время руководство "Аэрофьюэлз" каким-то образом смогло протоптать дорожку к сердцу не только местной елизовской администрации, но и к членам комиссии Камчатского управления Федеральной антимонопольной службы. Поводом для обращения в комиссию стало то, что директор аэроузла, отстаивая интересы государства и жителей региона, не позволил первому встречному бизнесмену-частнику залезть в карман предприятия.

При этом аэропорт не отмахнулся окончательно от потенциального партнера, а лишь предложил ему подтвердить финансовую состоятельность да предоставить некоторые документы, подтверждающие возможность взаимовыгодного сотрудничества. Предложил и свой вариант договорных отношений.

Именно эта дотошность "Аэрофьюэлзу" и не понравилась. Решили добиться своего другим путем: нажать кое-где. И вот что странно: невзирая на всю абсурдность ситуации, Камчатское управление антимонопольной службы обязывает аэропорт заключить с ООО "Аэрофьюэлз Камчатка" требуемый договор. А если вспомнить, что оппоненты аэропорта настаивали именно на собственном варианте этого документа, "сотрудничать" авиаторов вынуждали на условиях, которых так добивался "Аэрофьюэлз". Но ведь "Аэрофьюэлз" не являлся так называемым эксплуатантом воздушных судов в регионе полуострова. А значит, не подпадал под юрисдикцию антимонопольного ведомства, которое только в этом случае может регулировать отношения субъектов естественной монополии, каковым и является аэропорт. Но аргументов аэропорта, как уже было не раз, когда дело касалось интересов "Аэрофьюэлз Камчатка", чиновники не услышали.

В настоящее время предписание Камчатского УФАС России оспорено руководством аэропорта в Арбитражном суде Камчатской области. Вердикт судебной инстанции: данное решение КУ ФАС и его предписание необоснованны, а, следовательно, незаконны и подлежат отмене.

Конкуренция и преференция

- Как ни странно, сегодня для руководства Федерального агентства воздушного транспорта Твердохлеб и его команда - главные враги создания конкурентной среды для авиазаправщиков в аэропорту "Елизово", - сетует директор аэропорта Алексей Твердохлеб. - Но ведь это же полный абсурд: мы - за конкуренцию. Только честную, а не конкуренцию ради конкуренции. Последнее может обернуться и для аэропорта, и для региона очень большими потерями. И не только налоговыми.

В логике главе Елизовского авиапредприятия отказать сложно. Но для того, чтобы внять его аргументам, которыми в многочисленных письмах он пытался поделиться с руководством ФАВТа, губернатором и полпредом президента, нужно отбросить модные лозунги и вооружиться обычным калькулятором.

Аэропорт "Елизово", несмотря на громкий статус международного, по общепринятым меркам совсем небольшой. С сентября по июнь на перроне в среднем три самолета в сутки. Отсюда и годовой объем продаж топлива - 60-65 тысяч тонн. Теперь представьте, что среди этих трех судов будут наперегонки гонять заправщики нескольких компаний-конкурентов. О каком снижении цен можно вести речь: старый поставщик теряет объемы продаж, а значит, прибыли, новому как минимум нужно вернуть деньги, вложенные в строительство ТЗК, - официально заявленные 150 миллионов рублей. Будем реалистами: при таких объемах реализации конкуренция ради конкуренции ни к чему хорошему не приведет.

Более того, даже простой расчет свидетельствует, что в случае, если аэропорт вынудят отказаться от такой услуги, как заправка "в крыло", которая сегодня составляет около тысячи рублей с тонны топлива и является основной статьей его доходов, прямые потери авиапредприятия составят минимум 60 миллионов рублей в год.

При этом сама схема работы компании "Аэрофьюэлз", когда все расчеты за топливо, как правило, производятся в Москве, гарантирует значительное сокращение налоговых поступлений в местный бюджет.

К слову сказать, судя по стенограмме заседания совета Елизовского муниципального образования, бывший глава района господин Пискун прекрасно отдавал себе в этом отчет. Тогда почему все-таки сознательно пошел на невыгодное экономически и небезопасное для региона решение? Возможно, ответ на этот вопрос удастся найти правоохранительным органам.

Между тем на Камчатке еще помнят времена, когда перебои с полетами в местном аэропорту из-за отсутствия топлива были привычным явлением. Сегодня такая ситуация была бы расценена как ЧП. И все эти годы, начиная с осени 1991 года, неизменным компаньоном аэропорта по топливообеспечению была и остается местная компания с красивым названием "Солнечный ветер".

- "Солнечный ветер" - наш давний партнер, ни разу за 15 лет не давший повода усомниться в своей порядочности и надежности, - утверждают в руководстве аэропорта. - А в нашем деле это, поверьте, очень и очень важно.

...Историю эту, случившуюся в то самое время, когда в аэропорту "Елизово" с конкуренцией, в ее нынешнем понимании ФАВТом, все было в полном ажуре, помнят до сих пор. В начале октября 2003 года ночная смена лаборатории аэропорта выявила около двух тысяч тонн некондиционного авиационного керосина. Поступил он от компании "Росавиасервис-1", наряду с "Солнечным ветром" занимавшейся в то время поставками топлива для аэроузла. Результатом разбирательства стал полный разрыв отношений между "Росавиасервисом" и авиапредприятием. По причине неуверенности авиаторов в надежности поставщика.

Но какое отношение все это имеет к "Аэрофьюэлз Камчатка", который сегодня претендует на место выбывшего? Судите сами. Еще в 1996 году компания "Аэрофьюэлз" публично объявила, что занимается заправкой воздушных судов в аэропорту "Елизово". Через компанию "Солнечный ветер" этого делать не могли. Оставался только "Росавиасервис".

И ладно бы еще речь шла просто о поставках керосина, как работает с аэропортом все эти годы тот же "Солнечный ветер". Так нет: "Аэрофьюэлз" нужны особые условия - только заправка "в крыло"! При этом аэропорт, его проблемы и то, что будет с "Елизово" завтра, потеряй он главную статью своих доходов, московских гостей волнует мало. А ведь Камчатка - регион сложный. Условия работы здесь особые: приходится содержать собственную малую авиацию и обслуживать небольшие периферийные аэродромы. Кстати, керосин для них под реализацию, заметьте, завозит тоже "Солнечный ветер". Бюджетников в кредит перевозит опять же он. Директору "Аэрофьюэлз Камчатка" предложили делать то же самое. А он: как же я керосин в тьму-таракань завозить буду?! И бегом в очередной раз жаловаться в ФАВТ: не пущают, зажимают, обижают! Такое ощущение, что у руководства агентства нет больших проблем, как угождать "Аэрофьюэлз".

Похоже, дорожку к руководству воздушного ведомства хозяин "Аэрофьюэлз" Александр Спиридонов не забыл с тех самых пор, когда возглавлял службу ГСМ "Аэрофлота". При этом на Камчатке чаще всего по "сигналам" москвичей отдуваться приходится именно Твердохлебу. Недавно, к примеру, он получил выволочку за емкости для хранения топлива, проданные с разрешения самого же агентства. В их реконструкцию, кстати, инвестор уже вложил более 50 миллионов рублей, превратив откровенные развалюхи в ТЗК, оборудованный по последнему слову техники. Показательно, что в момент, когда вопрос стоял ребром: или деньги для ремонта старого склада ГСМ, или лишение аэропорта сертификата на заправку воздушных судов, представителей "Аэрофьюэлз" в администрации аэроузла не видели и не слышали. Правда, сегодня это обстоятельство не мешает тому же Спиридонову настойчиво в письменном виде рекомендовать руководителю ФАВТа подумать о назначении нового руководителя аэропорта "Елизово" вместо несговорчивого Твердохлеба. И не только. А самому ФАВТу - тормозить выдачу сертификата для работы одному из еамых современных ТЗК России. Между тем необходимое для этого заключение Центр по сертификации аэропортовой деятельности выдал еще в конце апреля. Не останавливает радетелей даже то обстоятельство, что именно при нынешнем директоре аэропорт начал вставать на ноги. И что сделка по продаже емкостей одобрена собственником - не только Минимущества Камчатской области, но и Росимуществом.

Показательно: свое уже легальное возвращение на полуостров "Аэрофьюэлз" громко пиарит стремлением спасти камчадалов от высоких цен на топливо, а значит, и на авиабилеты. Умалчивая, однако, что, к примеру, в Кемерово, где его дочерняя компания была и остается монополистом многие годы, цены на керосин самые высокие в регионе, как, впрочем, и цены за услуги по заправке. А аэропорт за время сотрудничества с москвичами банкротили трижды. Цены же на топливо мало отличаются от камчатских. Только доставка горючего на полуостров в силу его географического положения обходится в куда более кругленькую сумму.

На территории склада ГСМ аэропорта, кроме четырех емкостей для хранения керосина на две тысячи кубометров каждая, отреставрированных "Солнечным ветром", и еще двух, используемых самим авиапредприятием, уже долгое время стоят законсервированными еще шесть. Вопрос: зачем было подсаживать город на пороховую бочку, вместо того чтобы привести в порядок уже имеющиеся мощности?

"Аэрофьюэлз" - одна из компаний, весьма вольно интерпретирующих события и ситуации исключительно в свою пользу. Один из последних сюрпризов ожидал на днях сотрудников Елизовского пожарного надзора во время инспекции строящегося ТЗК. Вдруг выяснилось, что согласно проекту территория будущего хранилища должна обслуживаться пожарными машинами аэропорта. Правда, само авиапредприятие об этом ничего не знало.

Одно обнадеживает: недавно в Елизовском районе избран новый глава муниципального образования. Возможно, именно у него достанет и мудрости, и ответственности, чтобы если не предотвратить, то хотя бы притормозить беду, заморозив стройку до того момента, пока в дело не вмешаются губернатор, высшие судебные и надзорные органы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка