О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отказ России от Ан-70: конец "перспективного самолета" или разумный выбор российских военных?

Один из наиболее амбициозных совместных российско-украинских проектов официально признан "скончавшимся"

Один из наиболее амбициозных совместных российско-украинских проектов официально признан "скончавшимся". Сегодня министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил журналистам, что Россия прекращает участвовать в создании военно-транспортного самолета Ан-70. Во вторник вечером А.Гриценко встретился в Баку с главой российского оборонного ведомства Сергеем Ивановым, и, очевидно, там и были расставлены все точки над i в этом непростом вопросе. По словам С.Иванова, заявление относительно дальнейшей судьбы Ан-70 со стороны России появится несколько позже. "Этот проект ведется с 1984 года, и конца ему не видно. Что будет дальше - посмотрим", - неопределенно заметил он, отвечая на вопросы журналистов. В свою очередь, выступление А.Гриценко было полно оптимизма. Он заявил, что выход будет оформлен с участием экспертов, с тем, чтобы разрешить все вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и финансированием этого проекта. "Это позволит украинской стороне самой доработать данный самолет", - отметил он.

Строго говоря, "горячей новостью" сообщение не прозвучало. О том, что между Россией и Украиной существует немало разногласий по Ан-70, было известно уже давно. И заявления о скором завершении "невыгодного" проекта поступали как с той, так и с другой стороны. В начале апреля текущего года отказ Москвы от дальнейшей работы по Ан-70 анонсировал главком ВВС Владимир Михайлов, считающийся одним из самых убежденных противников этого проекта. Главные претензии российских ВВС к этому самолету сводятся к тому, что "хотели одно, а получили совсем другое". Изначально планировалось, что Ан-70 будет средним военно-транспортным самолетом, способным садиться на короткую полосу бетонных, а также грунтовых аэродромов. Но техническое задание разрабатывалось еще в 70-е годы, и за прошедшие 30 с лишним лет оно претерпело значительные изменения. "На выходе" получился тяжелый самолет, предназначенный для решения совсем других задач.

Поэтому еще в июле 2003 г в Генштабе ВС РФ сочли бесперспективным дальнейшую работу над проектом. Было сказано, что в ходе работы над Ан-70 выявились существенные недостатки, а, главное, тактико-техническое задание было полностью изменено. Теперешний Ан-70 пользуется обычной посадочной полосой, как имеющийся у России Ил-76. Последний, по словам В.Михайлова - "такой же транспортник, только лучше". Поэтому смысла продолжать эту программу нет. "Мы создаем своей средний самолет совместно с Индией, есть наработки и у фирмы "Туполева", поэтому продолжать программу Ан-70 мы не будем", - подчеркнул В.Михайлов. В качестве альтернативы российские ВВС делают ставку на модернизированный вариант Ил-76, оснащенный современными двигателями. Сейчас на Воронежском заводе идет подготовка к выпуску нового тяжелого самолета Ил-76МФ с новыми экономичными двигателями ПС-90.

При этом не стоит забывать и тот факт, что под Ан-70 российских ВВС пришлось бы менять всю наземную инфраструктуру, которая прекрасно подходит по Ил-76МФ, что также привело бы к значительным расходам.

Кстати, двигатели - "больное место" Ан-70, по крайней мере, по мнению российских военных. В начале 2004 г главком ВВС заявлял, что двигатели Д-27, которыми оснащены эти самолеты, имеют серьезные конструктивные недостатки. "Существует мнение специалистов, что довести двигатель Д-27 до ума просто невозможно", - сказал тогда В.Михайлов. По крайней мере, украинские специалисты, все это время работавшие над его совершенствованием, не смогли добиться ничего. Вдобавок, "проблемные" двигатели не отвечают никаким европейским требованиям к уровню шума, поэтому думать о перспективах использования самолета в международных рейсах и думать не стоит. В ходе доработки и совершенствования Ан-70 совершил всего два-три подъема в воздух, причем все они закончились плачевно - в ходе испытаний двигатели отказали 135 раз.

В свою очередь, украинская сторона выражала недовольство слабой заинтересованностью России, полагая, что найти других партнеров удастся без труда. "Украине давно пора подумать, кого найти себе в партнеры в этом чрезвычайно важном проекте - начиная от Airbus и заканчивая Boeing, сказал в ответ на доводы В.Михайлова министр экономики Арсений Яценюк. "По сути, сегодня возникла ситуация, когда нам надо искать партнеров чтобы не потерять самолет, потому что устареет проект и тогда он не будет просто конкурентоспособным", - вторит ему секретарь Совета национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах. По его словам, самолет можно будет впоследствии использовать для нужд ВС страны, а также рассматривать возможности его продвижения на европейском рынке. К 2008 году Украина планирует вывести на продажу коммерческую версию Ан-70 - средний транспортный Ан-70-100. Правда, пока интерес к новой версии подтвердили лишь в странах СНГ и Ближнего Востока. Есть и модифицированная под требования НАТО версия Ан-7Х, которая разрабатывалась в качестве базового нового европейского среднего транспортного самолета.

Насколько удачными могут быть украинские планы "европейской авиаэкспансии"? Для того, чтобы понять это, нужно рассмотреть, чем, собственно, является Ан-70. Как уже было сказано, задумывался он в 70-е годы прошлого века, но доводится "до ума" и по сей день. Базовый вариант Ан-70 способен перевозить до 35 тонн груза на расстояние до 5 тысяч км. Емкость рынка самолета оценивается экспертами в более 1 тысячи штук. После распада СССР и "перехода КБ им.Антонова в руки Украины, был заключен целый ряд соглашений по совместной разработке Ан-70. Изначально предполагалось, что Россия проинвестирует создание нового самолета на 72 проц, а Украина — на 28 проц. Фактически российская сторона вложила в реализацию проекта лишь одну десятую требуемой суммы, задолжав разработчикам более 48 млн долларов. Теперь Минобороны России предлагает, чтобы украинская сторона вернула ему вложенные средства и самостоятельно выводила Ан-70 на рынок.

Однако российские военные уверены, что Украина в одиночку не сможет реализовать проект, поскольку не менее 90 проц интеллектуальной собственности на него принадлежит России. Подобного мнения придерживаются и многие эксперты-авиастроители. По их мнению, КБ им.Антонова не хватит собственных средств для постройки новой модели самолета. При этом потери России будут минимальными, поскольку у нее есть Ил-76, не требующий в данное время срочной замены. Как полагает депутат Госдумы Франц Клинцевич, у Украины собственных возможностей создавать военные и военно-транспортные самолеты намного меньше, чем у России, в то же время авиазаводы нашей страны могут работать и самостоятельно. "От разрыва контракта на строительство самолёта Ан-70 проиграет, прежде всего, Украина", - уверен депутат.

Впрочем, есть и другая точка зрения. Даже в благополучной Европе страны не развивают самолетостроение в индивидуальном порядке, предпочитая объединяться в корпорации. Россия тоже объединяет усилия с США, скажем, КБ "Сухой", "Ильюшин" и компания Boeing создают совместную корпорацию. Почему же Украина возомнила себя мощной авиастроительной державой? Лучшим выходом для нее было бы не пытаться продать Европе самолеты, а искать там партнеров для совместной работы. Так, корпорация Airbus продвигает сейчас аппарату А-400-М, и для него Ан-70 является прямым конкурентом. Ясно, что продать в ЕС Ан-70 в таких условиях малореально, а, значит, необходимо завязывать партнерские связи в рамках этой программы. Однако украинские авиастроители только приветствуют выход России из проекта Ан-70, полагая, что без нее им будет проще завязывать кооперационные связи с такими странами, как Индия, Китай или Иран.

Как заявил ПРАЙМ-ТАСС депутат Госдумы, основной акционер Национальной резервной корпорации (компания занимается в том числе и авиационными проектами) Александр Лебедев, "Ан-70 - это старая история", а у российского Министерства обороны было право выбора, которым оно и воспользовалась. Все решение вокруг этого самолета, "это политика".

В свою очередь, замдиректора центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко в интервью радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что выход России из проекта - решение, несомненно, политическое. "Это еще одно свидетельство конфронтации между нашей страной и Украиной", - отметил он, добавив, что для успешного контроля над созданием самолета Ан-70 достаточно было формального участия в проекте российской стороны. Между нашими странами есть целый "узел" противоречий, распутать который непросто. Одно из них - стремление Украины ко вступлению в НАТО. Именно это, по мнению ряда аналитиков, повлияло на решение нашей страны выйти из проекта Ан-70. Еще один конфликтный вопрос - судьба Черноморского флота России. Киев хочет перейти на рыночную оплату Россией его пребывания на своей территории, Москва всячески противится этому. Соглашение между Украиной и Россией от 1997 года ограничивает временные рамки базирования Черноморского флота в Крыму 2017 годом. Дальнейшие сроки будут оговорены в ходе планирующейся поездки С.Иванова в Киев. Возможно, усиливающаяся конфронтация по этим и еще целому ряду вопросов побудила Кремль найти еще одну "точку давления" на Киев. Ведь "газовая война" и "мясное эмбарго" пока не дали желаемого результата. Но, похоже, "самолетное противостояние" ожидает такая же судьба. Единственным его результатом будет полная гибель проекта Ан-70. Жаль, ведь сколько сил и денег уже потрачено на его воплощение. Все это в очередной раз будет принесено в жертву политическим амбициям…...
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка