Первый канал
1 июня 2006, 15:08
Спасти Ту-144. Уникальные российские лайнеры проданы на металлолом
У сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 печальная судьба. Только один лайнер стоит на вечной стоянке в Монино. Еще две уникальные машины проданы на металлолом и в любой момент могут быть отправлены на переплавку
Уже понятно, что затея эта очень дорогая. Но если все получится - искать исправные Concorde не придeтся. Почти все лайнеры стали музейными экспонатами.
А вот у российского аналога Concorde - сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 судьба гораздо печальнее. Только один лайнер стоит на вечной стоянке в Монино. Еще две уникальные машины проданы на металлолом и в любой момент могут быть отправлены на переплавку. Репортаж Сергея Бабаева.
Вот так покоится мечта. Мечта о головокружительной скорости и комфорте. Обгоняя звук на высоте, с которой уже видно, что Земля круглая, Ту-144 долетал до Хабаровска за 3 с небольшим часа, против обычных восьми с половиной. Для огромной страны это должно было стать прорывом, а оказалось лишь разочарованием для создателей этого чудо-самолета.
Сверхзвуковой пассажирский лайнер мы сделали первыми, опередив англо-французский Concorde. А у США вообще ничего не вышло. 144-й с трудностями, с катастрофами, в том числе прямо на авиасалоне в Ле Бурже, но довели до ума. Он во многом превзошел европейского собрата, но уступил ему в главном - так нормально и не поработал. За считанные месяцы на маршруте Москва - Алма-Ата он перевез 3 тысячи человек. Concorde - 3 миллиона. От лайнера вдруг отказались. Почему? Наверняка - не знает никто.
Эруард Елян, летчик-испытатель Ту-144: "Трудный вопрос. Были неприятности у самолета, были неприятности у двигателя. Но главное - у Аэрофлота не было желания".
Некоторые эксперты считают, что проект не стоило и начинать. Для Ту-144 в СССР просто не было работы. Западный аналог Concorde делали для богатых пассажиров, готовых при полете через Атлантику ради экономии времени платить в десятки раз больше, чем за билет на обычный самолет. Но и европейский сверхзвук, в конце концов, прогорел. Летчики-испытатели Ту-144 уверены, что наш лайнер обогнал свое время. К нему морально были не готовы.
Игорь Волк, летчик-испытатель Ту-144: "Народ тогда был вполне платежеспособный, чтобы совершать перелеты. А с точки зрения перелета через океан - так у нас такая территория. Больше, чем через океан лететь".
Создание сверхзвукового лайнера - это была битва, точно как в космосе, за престиж страны.
Эруард Елян, летчик-испытатель Ту-144: "Сотни предприятий СССР работали над этим самолетом. Ведь Англия и Франция не смогли в одиночку одолеть такой самолет, а Россия одолела".
Теперь на легенду нашей авиации кое-кто смотрит лишь как на большой кусок металла. 2 из 3-х оставшихся лайнеров продали на металлолом. Герои Советского Союза и России, те, что учили летать эти грациозные самолеты, сейчас пытаются их спасти, выкупив из вторсырья. Европейские Конкорды почти все стали памятниками - они есть в Англии, Франции, Германии, США и даже на Барбадосе. Наши лайнеры как музейные реликвии не менее ценны. А один из них в таком состоянии, что вполне может в небе над Лондоном вместе с Concorde открыть Олимпиаду....
Авторские права на данный материал принадлежат «Первый канал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции