О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Быстрая пересадка

Перспективным и готовым к реализации проектом является создание единой авиакомпании AiRUnion, деятельность которой ориентирована на построение региональных узловых маршрутных сетей и хабов

Наиболее перспективным и готовым к реализации проектом является создание единой авиакомпании AiRUnion, деятельность которой ориентирована на построение региональных узловых маршрутных сетей и хабов.

Отечественный рынок гражданских авиаперевозок в настоящий момент нуждается в серьезной модернизации. Этот тезис нашел свое подтверждение в новой транспортной стратегии России, разработанной в Минтрансе и недавно одобренной Правительством РФ. Выходом из сложившейся предкризисной ситуации на рынке чиновники видят консолидацию области среди нескольких крупных авиакомпаний с созданием по всей стране разветвленных маршрутных сетей, а также десятка крупных узловых центров (хабов). Таким образом, предлагается изменить в корне саму систему авиаперевозок, которая в данный момент ориентирована исключительно на столицу.

Одной из главных причин, подвигнувших Минтранс и Минэкономразвития разработать новую транспортную стратегию, стала продолжающаяся стагнация рынка региональных авиаперевозок в России. Сложившаяся ситуация, когда практически все транспортные потоки сходятся в Москве, постепенно приводит к вытеснению с рынка небольших и средних авиакомпаний.

Тем более что согласно статистике с каждым годом количество авиаперевозок в России уменьшается. Отсутствие многополярной транспортной системы, по общему мнению участников рынка, не позволяет раскрыть полностью потенциал внутрироссийских перевозок. По оценкам экспертов, неохваченной остается не менее трети существующего рынка авиаперевозок (это около 12 млн. человек в год). Естественно, такая ситуация не может устраивать ни государство, ни его граждан.

В Минтрансе и МЭРТ считают, что гораздо более перспективными для отрасли являются консолидация мелких перевозчиков и создание на их базе мощных конкурентоспособных авиакомпаний. По расчетам министра транспорта Игоря Левитина, осуществление масштабных проектов на условиях государственно-частного партнерства позволит получать от консолидации дополнительные доходы в размере более 6 млрд. долларов в год.

Наиболее перспективным и готовым к реализации проектом, по мнению чиновников, является создание единой авиакомпании AiRUnion, деятельность которой ориентирована на построение региональных узловых маршрутных сетей и хабов. Именно этот проект уже получил одобрение у высшего руководства страны.

Конкурентоспособность AiRUnion позволит избежать тех проблем, с которыми столкнулись страны, где монополизирован рынок авиаперевозок. Как показывают международные примеры, без здоровой конкуренции на внутреннем рынке монополист зачастую бывает обречен. Наличие у государства даже контрольного пакета такой компании не спасает ее от роста издержек и тарифов. Обанкротившаяся Pan American, крайне тяжелое положение Alitalia, многолетний финансовый кризис государственной компании Malev ярко демонстрируют неэффективность государственной поддержки без рыночных механизмов. А ведь ни американский, ни итальянский госаппарат в неэффективности упрекнуть нельзя.

Практика доказала, что государство может добиться прогресса в отрасли с помощью уже существующих рыночных механизмов. И спасти отечественный рынок гражданских авиаперевозок могут именно консолидация авиакомпаний и строительство крупных транспортных хабов в регионах - в Хабаровске, Красноярске, Санкт-Петербурге, на Урале и т. д.

С другой стороны, пока мелкие российские авиакомпании безуспешно борются за одни и те же направления на внутреннем рынке, не делают новых предложений российским пассажирам, их стратегия не предполагает выхода на внешний рынок авиаперевозок. В то же время эту нишу начинают осваивать иностранные перевозчики.

И, самое главное, для того чтобы создать в России эффективно работающую транспортную систему, сформировать нормальную рыночную среду и плавно интегрироваться в международную систему авиаперевозок, российским авиаперевозчикам нельзя допускать ориентации маршрутных сетей на одну географическую точку, которой сегодня является Москва.

Поэтому реализация транспортной стратегии предполагает создание нескольких крупных авиаперевозчиков с различными центрами маршрутных сетей от Москвы до Дальнего Востока. Для этого на базе 7-10 географически выгодно расположенных аэропортов необходимо построить крупные узловые аэропорты - хабы. Из них пассажиры из самых далеких уголков страны смогут улететь практически в любую страну мира.

Образование хабов предполагает привязку к ним постоянных базовых авиакомпаний. "Предполагается, что в Красноярске это будет AiRUnion, в Новосибирске - "Сибирь" (S7), на Дальнем Востоке - авиакомпания, которая будет создаваться на базе дальневосточных перевозчиков, ее формат еще не определен", - говорит глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик. Кстати, за рубежом стратегия создания хабов полностью себя оправдала. Например, в Дубае проект стоимостью 4, 1 млрд. долларов не только окупился за несколько лет, но и приносит постоянную прибыль.

В новой транспортной стратегии учитывается, что построение хабов в Красноярске и Хабаровске приведет к изменению пассажирских и грузовых международных потоков, и дополнительные доходы от транзита будут ежегодно добавлять в государственную казну миллиарды долларов, которые сегодня, увы, пролетают мимо России. Экономическая целесообразность такого подхода уже доказана. Дело за малым - приступить к реализации задуманного....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка