Московские новости
16 июня 2006, 10:23
Беспилотный прорыв
Сообщество военных экспертов пребывает в замешательстве по поводу финансирования работ по беспилотным ударным авиационным комплексам
Заразительный пример
Около полусотни стран мира разрабатывают и закупают беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для своих вооруженных сил. Но общепризнанные лидеры в этом - Израиль и США. Пример американцев особенно привлекает, поскольку они не первый год используют беспилотники в зонах боевых действий. По данным The New York Times, в небе над Ираком действуют примерно 700 различных БПЛА Predator, Hunter, Pioneer, Shadow и один гигант Global Hawk массой 14,6 т. Все они управляются по радио операторами из наземных центров, зачастую находящихся за сотни километров от места действия аппаратов. В основном БПЛА используются в разведывательных целях. Правда, иногда RQ-i Predator еще и стреляет противотанковыми ракетами Hellfire по иракским силам сопротивления, уничтожая укрытия. Кстати, это его ударом было уничтожено руководство местного отделения "Аль-Каиды" и в Афганистане.
Еще больше впечатляют перспективные планы США. Компании Boeing и Northrop взялись построить беспилотные авиационные системы (БАС) именно с ударным самолетом Х-45- В 2002-2005 годах прошли испытания экспериментальных образцов аппарата, способного применять управляемое и неуправляемое ракетное оружие. А на 2006 год было запланировано начало летных испытаний увеличенного в размерах боевого беспилотного самолета Х-45С, который должен, помимо прочего, нести 250-фунтовую "умную бомбу". Тема удачно вписалась в проект военного бюджета-2006, с которым Джордж Буш выступил перед Конгрессом США. Первым пунктом в списке главных направлений развития американских ВС значилась "Разработка различных беспилотных аппаратов - летательных, наземных и морских". Они также назывались важнейшим компонентом разрабатываемого в США "оружия будущего" (Future Combat Systems). В итоге финансирование программы FCS в бюджете было увеличено на $604 млн., и в текущем году оно достигнет 3,4 миллиарда.
Разумеется, "беспилотный прорыв" за рубежом не остался без внимания российских разработчиков оружия. Пусть кому-то и кажется, что нашим не угнаться за лидерами, давайте еще раз заглянем в планы ВПК. Новой госпрограммой предусмотрено 63% выделяемых средств направить на закупку уже созданных образцов современной военной техники. И этим добиться наконец ее регулярных поставок в войска целыми комплектами для подразделений и частей. В то же время затраты на разработку и доводку перспективных проектов должны составить в ближайшие девять лет 1,827 трлн. рублей. В среднем на эти цели планируется расходовать по 203 млрд. рублей (или $7,5 млрд.) в год. Получается - в два с лишним раза больше, чем богатая Америка выделяет на разработку своего "оружия будущего". Так в чем же тогда причина паники?
Шанс вернуться в лидеры
Наша страна была пионером в создании БПЛА. Еще в 50-х годах прошлого века ОКБ Туполева разработало и провело летные испытания беспилотного самолета-снаряда "Ty-121". Ничего подобного нигде в мире тогда не было. И еще заметим: 121-й стал по сути прообразом современных крылатых ракет, то есть был ударным комплексом.
Но все же дальнейшее развитие беспилотников и у нас в стране, и за рубежом пошло по пути их использования прежде всего в разведывательных целях. На закате перестройки вооруженные силы получили беспилотный комплекс воздушной разведки и наблюдения за полем боя "Строй-П" с дистанционно управляемым аппаратом "Пчела-1". Совместный продукт НИИ "Кулон" и ОКБ им. Яковлева оказался очень кстати для новой Российской армии. Телеглаз "Пчелы" вовсю эксплуатировался в обеих чеченских кампаниях. Однако в трудные 90-е годы никакие похожие или более совершенные БПЛА в войска не поступали. В то время как на Западе и Ближнем Востоке армии стали оснащаться самыми разнообразными беспилотниками. От двухкилограммовых фотороботов, запускаемых с руки, до многотонных аппаратов, имеющих бортовые компьютеры, навигационные приемопередатчики и прочую продвинутую электронику. Повод для разговоров об отставании России и впрямь появился.
- Да, "Строй-П" - прошлая эпоха, - говорил обозревателю "МН" главный конструктор этого комплекса Николай Чистяков. - Но я не согласен с тем, что мы отстали в разработке современных беспилотных аппаратов. Во всяком случае это относится к БПЛА, действующим на дальность до 50 км. Их немало создано в России за последние пять лет, и они по своим характеристикам ничем не уступают зарубежным аналогам. Причем делают бессмысленными и споры о необходимости наделять беспилотники ударной функцией. На тактическую глубину ее намного эффективнее выполнит артиллерия, стреляющая высокоточными боеприпасами по наводке воздушного разведчика. Для оперативно-тактической глубины есть ракеты, которым БПЛА тоже могут передавать координаты целей в режиме реального времени. Силовым ведомствам осталось только потратиться на закупки таких аппаратов.
Переплюнем Global Hawk
Начальник управления Федеральной службы по оборонному заказу Сергей Колядин сообщил недавно, что Минобороны закупает в настоящее время модернизированные комплексы "Строй-ПД" с БПЛА круглосуточного применения "Пчeлa-1K". В этом году или в начале следующего планируется принять на оснащение армии беспилотный комплекс "Типчак", созданный рыбинским КБ "Луч". Его технические возможности позволят решать боевые задачи на глубину до 300 км и обеспечивать разведданными такие ударные комплексы, как "Искандер".
Несколько новых БПЛА созданы пока как гражданские проекты. Это четыре беспилотника корпорации "Иркут". Разработки НПКЦ "Новик-ХХI век" - аппараты "Брат" и "Грант". Беспилотный вертолет "Ворон", изготовленный в КБ "Искатель" Московского авиационного института. Двухкилограммовый БПЛА "Элерон" с электрическим двигателем, созданный казанским предприятием "Эникс". Все аппараты уже встали на крыло и... вызвали острый интерес МВД, ФСБ, МЧС, ФСО, СВР. А эти ведомства принимали самое деятельное участие в обсуждении госпрограммы вооружения на 2007-2015 годы. Не исключен интерес к новинкам и со стороны Минобороны.
-У нас в России есть не один десяток фирм, которые занимаются этим вопросом, - заявил еще в марте главком ВВС Владимир Михайлов. - Поверьте, мы не чешем голову, а трудимся на полную железку... Разработка нескольких военных беспилотных летательных аппаратов находится в завершающей стадии.
Неплохие перспективы по-прежнему имеет проект создания беспилотной авиационной системы БАС-62, продвигаемый ОКБ "Сухой". Он сохраняет статус коммерческого, но техническое задание к нему явно указывает на военный заказ. Беспилотный аппарат С-62 массой 8 т должен подниматься до 20 км, развивать скорость до 500 км/ч, находиться в воздухе более 24 ч, мониторить в районе диаметром не менее 1000 км. Предполагается, что по ряду параметров БАС-62 превзойдет самую продвинутую американскую развед систему Global Hawk. Но никак не Х-45В Минобороны и ОКБ "Сухой" заметили в начале года сообщения о том, что военное ведомство США отменило программу по разработке ударного беспилотного самолета. Вместо Х-45 начнется работа над ударным пилотируемым самолетом большого радиуса действия.
"Глупо звучит, когда нас упрекают в безмерном финансировании работ по созданию многофункционального истребителя пятого поколения за счет экономии на беспилотниках", - сказали обозревателю "МН" в российском военном ведомстве. И аккуратно дали понять, что средства, выделенные на создание и закупку БПЛА, включены в тот "деликатный" раздел госпрограммы, где речь идет о развитии систем боевого управления, разведки и радиоэлектронной борьбы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции