Военно-промышленный курьер
21 июня 2006, 11:55
Впереди - Концерн ПВО "Алмаз-Антей"
Центр анализа стратегий и технологий обнародовал итоги анализа показателей 20 крупнейших российских предприятий ОПК по объему выручки за 2005 г. Абсолютным лидером продаж стал Концерн ПВО "Алмаз-Антей"
По мнению Центра АСТ, полученные результаты позволяют констатировать возникновение следующих новых тенденций:
- впервые с начала момента мониторинга данных (с 1999 г.) зафиксированы признаки влияния на финансовые показатели компаний Топ-20 государственного оборонного заказа. Доля внутреннего рынка для Топ-20 выросла с 32% в 2004 г. до 38% в 2005 г. Тенденция особенно заметна в деятельности отдельных компаний и секторов. Так, в объеме выручки Концерна ПВО "Алмаз-Антей", АХК "Сухой" и Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" доля внутреннего военного заказа достигает 30%. Можно предположить, что указанными компаниями ведутся масштабные НИОКР по системам вооружения нового поколения (ПАК ФА, Су-27СМ2 и Су-34 в АХК "Сухой"; ЗРС С-400 в Концерне ПВО "Алмаз-Антей"). Нельзя исключать и мелкосерийных закупок, например модернизацию 11 истребителей Су-27 в вариант Су-27СМ в АХК "Сухой";
- в 2005 г. произошло резкое увеличение показателей компаний кораблестроительного сектора, совокупный объем продаж которых увеличился с 28,5 млрд. руб. в 2004 г. до 59,5 млрд. рублей в 2005 г. В сочетании с падением продаж авиастроительных компаний (с рекордных 74,2 млрд. руб. в 2004 г. до 50,4 млрд. руб. в 2005 г.) это привело к тому, что сектор кораблестроения впервые с 2001 г. стал лидером в ОПК, оттеснив авиастроение на второе место. Продажи вертолетостроителей после падения 2004 г. увеличились, но отстают от рекордных показателей 2003 г., особенно с учетом инфляции. После незначительного падения 2004 г. двигателестроительный сектор номинально вышел на рекордные показатели 2003 г. (37 млрд. руб. в текущих ценах), однако с учетом инфляции следует говорить скорее о стабилизации продаж;
- в 2005 г. продолжилось номинальное увеличение продаж компаний, входящих в Топ-20. Однако если в 2004 г. темп роста по отношению к 2003 г. составлял 20,4% (в том числе военного производства - 14,9%), то в 2005 г. по отношению к 2004 г. он упал до 10,1% (темп роста военного производства сократился до 6,6%). Таким образом, темпы роста общего выпуска упали в два раза и почти сравнялись с инфляцией (10,9%), а номинальный рост военного производства стал ниже инфляции. Следовательно, реальные объемы продаж продукции военного назначения компаний Топ-20 в 2005 г. упали по сравнению с 2004 г.
- сохранение преимущественно экспортной ориентации компаний Топ-20. Несмотря на рост гособоронзаказа и возникновение признаков его влияния на финансовую отчетность некоторых компаний, в целом экспорт по-прежнему обеспечивает около 60% продаж лидеров ОПК;
- по-прежнему сохраняется низкая диверсификация бизнеса авиастроительных компаний, доля гражданского производства в которых не превышает 7%. Это является отражением того обстоятельства, что у России все еще нет конкурентоспособного продукта в гражданском авиастроении. Как и раньше, чуть более высокая диверсификация наблюдается у двигателистов и прибористов, особенно у корпорации "Аэрокосмическое оборудование". В целом, учитывая, что общий выпуск продукции растет быстрее, нежели выпуск продукции военного назначения, можно все же говорить о медленной конверсии предприятий ОПК.
Совокупная выручка вошедших в Топ-20 компаний ОПК составила в 2005 г. 269,5 млрд. руб. (9,5 млрд. долл.) по сравнению с 244,7 млрд. руб. (8,5 млрд. долл.) в 2004 г. Рост номинальных доходов на 10,1% близок к уровню инфляции, т.е. речь идет о стабилизации показателей реальной выручки. Такая динамика противоречит официальной статистике относительно расходов в рамках гособоронзаказа и объемов экспорта.
Впервые с 2001 г. относительный вклад и абсолютные продажи кораблестроения в общую выручку охваченных рейтингом предприятий превзошел вклад авиастроительных компаний. Это объясняется, с одной стороны, передачей на экспорт шести ДЭПЛ пр. 636 и одного эсминца пр. 956ЭМ в КНР, а с другой - отсутствием в 2005 г. поставок на экспорт товарных партий тяжелых истребителей семейства Су-30.
Однако, если воспринимать авиастроительный сектор в широком смысле, с учетом двигателестроительных ("Салют", УМПО, "Сатурн", ПМЗ) и приборостроительных ("Аэрокосмическое оборудование") компаний, а также производителей авиационных средств поражения ("Тактическое ракетное вооружение"), авиапромышленность остается основным источником продаж ОПК. На долю АХК "Сухой", НПК "Иркут", РСК "МиГ" вместе с упомянутыми выше фирмами приходится 40,6% совокупной выручки Топ-20 в 2005 г.
Вертолетостроительные заводы аккумулировали в 2005 г. 6,5% общей выручки компаний Топ-20, что выше, чем в 2004 г. (5,2%), но ниже уровня 2003 г. (9,4%).
В целом из 20 предприятий ОПК, вошедших в рейтинг, девять связаны с производством авиатехники (самолетостроение, двигателестроение, приборостроение и производство авиационных средств поражения), четыре относятся к кораблестроительной отрасли, а также три вертолетостроительных завода, три производителя ВВТ для Сухопутных сил и одна компания многопрофильная - Концерн ПВО "Алмаз-Антей".
Отметим, что впервые с начала проекта абсолютным лидером продаж с большим отрывом стал Концерн ПВО "Алмаз-Антей" с совокупной выручкой 50 млрд. руб. (1,8 млрд. долл.). В 2004 г. эта компания занимала вторую строчку с объемом продаж 38 млрд. руб., отставая только от АХК "Сухой". Необычайно большая выручка Концерна ПВО "Алмаз-Антей" объясняется прежде всего тем, что в его состав входит большое количество предприятий, работающих в области производства средств ПВО. С такой разветвленной гаммой продукции и таким количеством предприятий, входящих в его состав, Концерн ПВО "Алмаз-Антей" имеет шанс стать своего рода российским аналогом Raytheon или Thales....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции