Военно-промышленный курьер
21 июня 2006, 12:01
"Авиасвит ХХI": замороженный потенциал
В Киеве прошел пятый по счету международный авиакосмический салон "Авиасвит ХХI". Его можно в какой-то степени называть дебютным - изменились дата и место проведения
Новый формат проведения выставки обязывал провести запоминающееся мероприятие. Организаторы салона, в число которых вошли пять министерств и ведомств, а также распорядитель - госкорпорация "Вектор", старались не ударить в грязь лицом. Но масштабного действа не получилось.
В основном экспозиции представляли украинские предприятия авиапромышленности, ракетно-космической отрасли, приборостроения и радиолокации. Участие иностранных предприятий было сведено к минимуму. Например, наиболее важного партнера по производственной кооперации - Россию - представляли производители вертолетной техники (УУАЗ, КВЗ и Роствертол), АССАД, ВСПМО-Ависма и специализированные периодические издания. Практически все остальные иностранные участники (а они, по данным организаторов, представляли 18 стран) обошлись без стендов. Стоит ли удивляться, что наиболее примечательным событием авиасалона стало знакомство с экспозицией и наблюдение за демонстрационными полетами президента Виктора Ющенко. И одним из достоинств "президентского дня" стала насыщенная программа показательных полетов. В честь главы государства в небе ромбом прошли Ан-70, два Ан-148 и Ан-225 "Мрия", затем каждый из самолетов выполнил индивидуальный пилотаж. Украинский лидер увидел также полеты Ан-140, Ан-32П, пилотаж Ан-28, Як-52 и Як-55. В полетах для президента участвовал и Су-27УБ украинских Воздушных сил. Выступление военных летчиков стало чуть ли не первым после трагедии, случившейся в Скнылове. Правда, это был единственный полет Су-27 в небе выставки. Киевляне в дни свободного посещения салона, 10 и 11 июня, были лишены удовольствия наблюдать полеты как истребителя, так и "Мрии" - "сказки, ставшей былью". На их долю достались только Ан-70, Ан-148, Ан-140 и Ан-32П, а "Мрия" и "Руслан" были открыты для осмотра на статической стоянке. Что ж, если самолеты продают президенты, то Виктор Ющенко теперь будет иметь представление о предмете.
В общем, низкий организационный уровень подготовки салона, к которому готовились чуть больше месяца, и привел к тому, что самыми желанными гостями на стендах предприятий стали лица из иностранных дипломатических миссий и те представители иностранных компаний, которые все-таки узнали новую дату проведения "Авиасвит ХХI". По словам заместителя генерального конструктора АНТК им. Антонова Александра Кивы, экспозицию АНТК посетил посол КНР, представители Ирана, Вьетнама, которые являются традиционными партнерами АНТК, а также французской компании Thales. С последними обсуждался вопрос участия компании в оснащении самолетов Ан-32 74 комплектами авионики для создания вариантов самолетов, привлекательных для западных клиентов. Подобные переговоры также ведутся и с EADS, Rolls-Royce, Pratt&Whitney, Sagem.
Словом, итоги салона были предсказуемы: если раньше небольшая, но содержательная выставка была интересна широким участием российских компаний, то сейчас общий уровень салона стал плавно снижаться до местной выставки достижений украинского авиапрома. И лидеры его были отмечены наградами (за выживание?): на закрытии авиасалона приз им. О.К. Антонова был вручен АНТК им. Антонова, приз им. А. Харлова за достижения в создании систем высокоточного оружия получила ГАХК "Артем", приз за лучшую экспозицию салона был присужден ОАО "Мотор Сич".
С 2002 г. уровень украинского авиасалона постепенно снижается как по количеству экспонентов, так и по вниманию иностранных делегаций. Формально число участников растет с каждым салоном, но на практике найти этому подтверждение трудно. Экспозиций в ангаре аэропорта Киев-Антонов вряд ли было больше, чем на предыдущем авиасалоне. Но в этом нет вины только организаторов. Наверное, уровень представительства в первую очередь России отражает общее состояние взаимоотношений двух стран. В официальных заявлениях все идет по плану, но в неофициальных беседах говорится противоположное. Сотрудничество, вернее производственная кооперация, уже сворачивается, что бы ни утверждалось о его продолжении. Понятно, украинская сторона не может не быть заинтересована в одном из наиболее крупных покупателей продукции своего ОПК. Но меры, которыми она этого добивается, зачастую вызывают обратный эффект.
Процесс сокращения участия украинских предприятий в российском ОПК еще не набрал обороты. По словам гендиректора ОАО "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева, все производственные программы запорожских авиастроителей с российскими партнерами развиваются более чем успешно. "У нас нет проблем с российскими коллегами, нет непонимания между партнерами, - утверждает он. - "Мотор Сич" работает с российскими предприятиями по поставкам двигателей Д-436 для самолета-амфибии Бе-200, Д-27 для Ан-70". Гендиректор также рассказал, что "Мотор Сич" успешно сотрудничает с Россией, Индией, Китаем. В Китай ежегодно поставляется около 100 двигателей. Но в то же время Вячеслав Богуслаев уверен в необходимости развития внутреннего украинского рынка.
Во время авиасалона в Киеве состоялось заседание подкомиссии по ВТС в рамках комиссии Ющенко-Путин. Украинская сторона возлагала некие надежды, что на официальном уровне стороны наконец-то решат один из наболевших вопросов участия (или выхода) России по программе самолета Ан-70. Этого, к счастью, не произошло, потому что результаты отрицательного ответа были бы неоднозначными. При всем бравировании украинские политики (на практике знающие механизм взаимоотношений двух стран в высокотехнологичных отраслях) не могут не понимать, что с официальным заявлением соответствующего характера будет свернута и кооперация предприятий по строительству Ан-70. А это означает, что АНТК может сделать военно-транспортный самолет, заменив российское участие на западное, но это будет уже не Ан-70, а новая машина.
Сложно предсказать, как дальше будут развиваться отношения наших стран в кооперационном сотрудничестве. Но если политики и дальше будут увлеченно разрывать связи на высшем уровне, то в работе украинской промышленности грядут большие перемены. Но все-таки хочется надеяться, что существующий потенциал будет "разморожен" еще до следующего, уже шестого по счету салона "Авиасвит ХХI"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции