О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хабы для России

Крупные узловые аэропорты помогут децентрализовать систему авиаперевозок в нашей стране

Театр начинается с вешалки. Город - с аэропорта. К сожалению, почти на всех наших провинциальных аэропортах впору вешать плакат: "Оставь надежду всяк сюда входящий". Впрочем, почти то же относится к международным московским аэропортам - один чудовищный паспортный контроль чего стоит! Сразу понимаешь: вернулся не куда-нибудь, а на Родину…

Но необходимость кардинальных перемен в авиации связана, разумеется, не только (и не столько) с неприятными эстетическими впечатлениями от наших аэропортов.

Вопрос на самом деле стоит один: Россия "прирастать будет Сибирью" - или же разваливаться начнет с Сибири?

Это - не демагогия и даже почти не журналистские гиперболы.

Среди многих трудностей, стоящих перед Сибирью и Дальним Востоком, одна из главных - неразвитость транспортной структуры, то есть связей "с Россией". И здесь едва ли не самое узкое место - именно авиация.

Авиамаршруты в России, увы, мало изменились с советских времен. Они выстроены как эдакая "воздушная проекция вертикали власти" - почти все авиадороги ведут в Рим, то есть в Москву.

Это - общая проблема страны, огромной России, где ресурсы (финансовые, человеческие, политические) все больше сосредоточиваются в Москве. Москва с ее 14 миллионами жителей задыхается от переизбытка - денег, людей, машин, а Россия страдает от острой нехватки всего того же самого. В результате не укрепляется единство РФ (все повязаны на Москву), а совсем наоборот - регионы (каждый размером с добрую страну) расходятся друг с другом, страна держится на ниточках, связывающих эти "разбегающиеся галактики" с Центром. Если не дополнить это мощной системой горизонтальных связей между регионами, страна действительно будет все больше дезинтегрироваться - при формальном сохранении жесткой вертикали. Вертикали в пустоте…

Сохраняя необходимую сегодня административную вертикаль, децентрализовать Россию экономически - создать несколько "нервно-финансовых" узлов, установить прямые связи между ними, без "пересадки в Москве" - прежде всего в фигуральном, но и в буквальном значении.

Принципиально важным здесь является создание системы хабов - крупных узловых аэропортов, с разветвленной системой пересадок. Согласно концепции Минтранса, в стране предполагается создать 8-10 хабов. Задача весьма амбициозная - в мире и вообще-то настоящих хабов совсем немного, а в России сегодня - всего лишь один, в "Шереметьево". У всякого хаба есть сильная базовая компания, которая и осуществляет основные перевозки аэропорта. В "Шереметьево" это "Аэрофлот". Есть и еще несколько крупных компаний, которым под силу стать основой соответствующих хабов.

В Красноярске это создающаяся сейчас компания AiRUnion, в Новосибирске - "Сибирь", в Петербурге - объединенная ГТК "Россия" и "Трансаэро", в Екатеринбурге - "Уральские авиалинии".

Система хабов себя оправдала. Например, в Дубае проект стоимостью 4,1 млрд. долл. не только окупился за несколько лет, но и приносит постоянную прибыль. Надо сказать и то, что сам этот аэропорт стал визитной карточкой Эмиратов, а всякий, кому посчастливилось там побывать, скажет, что, конечно, никто не полетит в Эмираты "ради аэропорта", но всякому приятно лишний раз в этом аэропорте побывать. Кстати, одна из очевидных точек роста для хабов - привлечь к пересадкам в наших хабах международных транзитных пассажиров, сегодня летающих из Азии в Европу и Северную Америку, минуя "черную дыру" российской территории. Например, AiRUnion рассчитывает привлечь в свой хаб не менее 7,5% этого рынка.

Конечно, строительство современных хабов - удовольствие не из дешевых. Речь у нас не идет о таких цифрах, как тот же самый аэропорт в Дубае, но, например, на этот год в бюджете заложено около 11 млрд. руб. на строительство аэродромов и взлетно-посадочных полос. Но, понятно, тянуть весь этот груз (при всей его стратегической важности для страны) государство не может и не должно - тем более что названной суммы явно недостаточно. Здесь необходимо государственно-частное партнерство, привлечение крупных частных средств. Причем вполне возможно, что частные компании возьмут в аренду не только аэровокзалы, но и весь комплекс аэропорта, включая взлетно-посадочные полосы.

Но это уже "технические детали", обсуждать которые я, разумеется, некомпетентен.

А вот в целом проблема децентрализации и демонополизации всей нашей системы авиаперевозок - это действительно политический вопрос. Сегодня в России поэт, кажется, уже не больше чем поэт. А вот авиаперевозки в стране с такими расстояниями, такими дорогами и таким климатом - это много больше, чем просто авиаперевозки. Это, без всякого преувеличения, - обручи, соединяющие российские пространства. И если систему этих обручей удастся трансформировать и укрепить, это имело бы и практическое экономическое, и геополитическое значение для нашей страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка