Военно-промышленный курьер
5 июля 2006, 13:32
Ил-214 от украинского проектировщика
АНТК им. О.К. Антонова получил предложение по участию в разработке российско-индийского военно-транспортного самолета
О предварительной подготовке к совместному проектированию MTA поведал заместитель генерального конструктора АНТК им. О.К. Антонова Олег Богданов. Он выступил с докладом на российско-украинском "круглом столе" по проблемам сотрудничества в области авиации, прошедшем 25 июня в московском "Президент-Отеле". Олег Богданов, которого считают автором идеи и главным проектировщиком удачного регионального самолета Ан-148, не стал раскрывать деталей переговоров по MTA. Но он признал, что россияне первыми предложили сотрудничество и получили позитивную реакцию "Антонова".
Для специалистов, знакомых с реальным состоянием дел в постсоветском авиастроении, сама мысль о привлечении АНТК к работам по ИРТС выглядит более чем логичной. "Антонов" - это лучше всех сохранившееся конструкторское бюро бывшего Советского Союза, с богатым багажом успешных программ, собственной уникальной школой проектирования военно-транспортных и региональных самолетов. По степени "сохранности" с ним может поспорить разве что фирма "Сухого". Но она только начинает заниматься транспортными машинами. Специализирующееся на теме больших грузовых и пассажирских самолетов московское КБ им. С.В. Ильюшина сократилось до нескольких сотен человек (для сравнения: численность работников киевского КБ вместе с соседним КиГАЗ "Авиант" составляет порядка 15 тыс.). Сегодня немногочисленный коллектив "Ильюшина" загружен проектированием легкого военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-112ВТ (первый полет ожидается в 2007 г.) и модернизацией Ил-76, Ил-96 и Ил-114.
Сейчас, когда Ил-214 внесен в новую Государственную программу вооружений до 2015 г., а его вариант MTA - в долгосрочные планы МО Индии, встает задача по организации промышленной кооперации, способной реализовать проект в жесткие сроки. С индийской и российской стороны участники программы в целом определились. Это НПК "Иркут" и АК "Ильюшин". С индийской - Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) и Defence Research and Development Organization (DRDO). Но хватит ли у них сил на выполнение столь амбициозной задачи? Собственные конструкторские коллективы "Иркута" уже заняты весьма важными проектами Як-130, МС-21, обзорными, разведывательными и ударными БПЛА. Состояние дел на "Ильюшине" изложено выше. Что касается индийских специалистов, то они "прочно завязли" в национальных проектах по истребителю Light Combat Aircraft (LCA) Tejas и его палубному варианту LCA-NAVY, а также учебному самолету HJT-36 Advanced Jet Trainer и легкому ударному HJT-39 TECAT.
Киевляне, завершающие сертификацию Ан-148-100 и Ан-70, могут выступить в качестве головной проектной организации по выпуску чертежей ИРТС. При этом их наработки по этим машинам, а также проработки по военно-транспортным вариантам Ан-140 и Ан-148 найдут реальное применение. По информации Олега Богданова, в 1986-1991 гг. инвестиции в высокие технологии Ан-70 составили 890 млн. долларов. В 1992-2002 гг. Россия и Украина по межправительственному договору вложили в него еще 29 млн. долларов. Но на проектирование знаменитого "Руслана", по степени совершенства до сих пор не превзойденного фирмами Запада, Советский Союз направил 1,5 млрд. долларов. Так что в силу исторических причин носителем накопленного "интеллектуального багажа" является именно АНТК им. О.К. Антонова.
Киевляне всеми силами пытаются подвигнуть Россию на возобновление финансирования темы ВТС Ан-70. Насчет этого в Москве единства мнений нет. Некоторые считают, что техническое задание на Ан-70, сформулированное в советское время (и под которое самолет и был спроектирован), потеряло актуальность. Как напомнил Олег Богданов, Ан-70 создавался в расчете на перевозку 20 т груза на дальность 3000 км при взлете с короткой полосы. При наличии ВПП длиной 1800 м машина может поднять 35 т и пролететь 5000 км. Позднее военные добавили к спецификации "чрезвычайные условия" - перевозку (в перегрузочном варианте) 47 т на дальность 3000 км.
К настоящему времени взгляды российских военных несколько поменялись. Но актуальность задачи "20 т - 3000 км" осталась. Правда, с "небольшой поправкой" - длина полосы более не ограничивается. С чисто экономической точки зрения лучшим решением такой задачи становится Ил-214. Он значительно легче Ан-70 (максимальный взлетный вес 70 т против 139 т) и оснащен двумя турбореактивными двигателями вместо четырех турбовентиляторных, что обещает существенно лучшую операционную экономику. Его облик полностью удовлетворяет индийское МО, которое ищет прямую замену Ан-12 (взлетный вес - 65 т, груз -15 т).
Подключение АНТК к работам по MTA не входит в противоречие с ее работой по Ан-70. Скорее, наоборот: накопленные технологии и результаты испытаний (выполнено более 560 зачетных полетов продолжительностью 700 часов) позволят быстрее создать новый самолет, а конструкторский коллектив заработает средства на продвижение столь любимого им "детища" в лице Ан-70.
Выгодным новый проект будет и для российско-украинского союза моторостроителей, образованного в рамках совместных проектов Д-436, АИ-222 и Д-27 ММПП "Салют", ЗМКБ "Прогресс" и АО "Мотор-Сич". Технологии редуктора большой мощности, реализованного в Д-27 (а он изготовляется на московской площадке "Салюта"), являются ключевыми при создании на базе газогенератора турбовинтового двигателя Д-436 (а его в рамках разделения труда делают УМПО, "Салют" и "Мотор-Сич"). Таким образом, соединив технологии освоенного в производстве Д-436 и элементов мотора следующего поколения Д-27, можно будет создать отличный реактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности в классе тяги 12 т. Именно столько и требуется как ИРТС, так и перспективному пассажирскому лайнеру МС-21.
Напомним, МС-21, совместно представленный ОКБ им. А.С. Яковлева и АК "Ильюшин" (при поддержке НПК "Иркут", "Ильюшин Финанс", Национального Резервного банка, ЗАО "Авиастар-СП", ОАО "ВАСО" и ОАО "Смоленский авиационный завод"), выиграл государственный конкурс на лучший проект "Ближне- среднемагистрального самолета" (БСМС). В настоящее время завершен этап предварительного проектирования. По итогам рассмотрения результатов Роспром должен выделить обещанные средства на уточненный эскизный проект, а затем - и на рабочее проектирование.
По замыслу "Иркута", выступающего главным спонсором МС-21, основные системы и даже отдельные элементы силовой конструкции МС-21 и ИРТС можно сделать взаимозаменяемыми. Поскольку оба самолета выполняются в расчете на максимальный взлетный вес 70 т и оптимизируются на дальность полета 3000-5000 км. Выбор единого двигателя позволит вести речь о степени унификации в 60% и более.
Если Минобороны РФ, Роспром и другие заинтересованные правительственные структуры примут правильные, своевременные решения по открытию финансирования на ИРТС и МС-21, унификации этих проектов и построению дееспособной промышленной кооперации, то Россия может (конечно, со временем) организовать под своим началом международный авиастроительный союз. В него, кроме Индии, войдет и Китай. В пятилетний план КНР включен пункт по созданию четырехмоторного ВТС. Информации по нему мало - эта машина только обозначена, проектных работ по ней пока не ведется. Считается, что самолет будет в размерности ИРТС - Ан-70. По мнению Олега Богданова, ожидать широкомасштабного развертывания работ по данному проекту можно лишь в 2009 г., то есть когда китайские специалисты завершат проектирование регионального самолета ARJ-21.
Как показал ход выполнения планов по ARJ-21 и Y8F400 (улучшенному китайскому варианту Ан-12), то даже с привлечением ресурсов ОКБ им. Антонова местным авиастроителям не удается уложиться в поставленные партийным руководством сроки. Для ускорения реализации новых разработок и внедрения их в серию Китай рассматривает варианты вхождения в широкую международную кооперацию. Одно из свидетельств тому - интерес КНР к созданию собственной линии сборки среднемагистральных самолетов. Пока в этом вопросе лидирующие позиции занимает Airbus. Речь идет об "отверточной" сборке машин семейства A320. Но если Россия сможет предложить Китаю лучший вариант по совместному проектированию, производству и реализации как пассажирского самолета, так и унифицированного с ним ВТС следующего поколения, то Пекин переключит внимание на это. Такой вариант особенно интересен в том случае, если КНР решится купить лицензию на производство Ан-148 и его силовой установки. Как стало известно "ВПК", переговоры на данную тему ведутся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции