Время новостей
10 июля 2006, 14:11
Профессиональное суеверие
Вкатастрофе аэробуса А310 компании "Сибирь" в Иркутске сошлось сразу несколько обстоятельств, которые профессионально суеверные авиаторы теперь наверняка сочтут дурными предзнаменованиями
А310 оказался не очень счастливым для российской авиации. Из трех аварий широкофюзеляжных пассажирских самолетов, произошедших в нашей стране с момента распада СССР, две случились именно с А310.
Аэропорт Иркутска имеет взлетно-посадочную полосу (ВПП) длиной 3165 метров, и по этому показателю относится, согласно принятой в России классификации, к категории "Б". Аэродромы высшей категории "А" имеют полосы свыше 3300 м. Например, в московских аэропортах Шереметьево и Домодедово ВПП длиннее иркутской на полкилометра, 3550-3800 метров.
Надо, однако, отметить, что для приема самолетов типа A310 Иркутск сертифицирован без ограничений (с 1 сентября 2005 года). С ограничениями по взлетной массе аэропорту разрешено принимать Ил-62М, а по особым разрешениям он обслуживал и более тяжелые пассажирские самолеты: Boeing 747, Ил-96, Ил-86. Таким образом, объяснить катастрофу недостаточной длиной взлетно-посадочной полосы нельзя.
С точки зрения обеспеченности светосигнальным и навигационным оборудованием аэропорт Иркутска относится к I (низшей) категории по классификации ICAO. Это означает, что он может обеспечивать посадку самолета при видимости не менее 60 м по вертикали и 800 м по горизонтали. Категория I присвоена этому аэропорту недавно (в июле 2004 года). До этого он был вообще "внекатегорийным".
Основной проблемой аэропорта Иркутск является его близость к центру города. Он фактически окружен городской застройкой. Еще в начале 90-х годов возникла идея перенести городской аэропорт Иркутска на территорию соседнего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Была выбрана площадка под строительство, однако дальше этого дело не пошло. Вопрос о создании нового аэропорта вновь приобрел актуальность и даже в некотором смысле политическое значение в апреле этого года, в ходе кампании по административному объединению Иркутской области и Бурятского автономного округа.
Последний инцидент с выкаткой севшего самолета за пределы полосы произошел в Иркутске зимой 2004 года. Тогда Ан-24 относительно безвредно для себя застрял в окружавших взлетно-посадочную полосу сугробах. В столичном аэропорту Домодедово сходный случай 29 марта 2006 года привел к более серьезным последствиям. Ил-62 ливийской национальной авиакомпании, прилетевший на плановое техобслуживание Россию, вылетел за пределы полосы на 400 м и получил значительные повреждения. Экипаж из шести человек (все - граждане России) не пострадал.
В послужном списке авиакомпании "Сибирь" до сих пор числись две воздушные трагедии. Обстоятельства их таковы, что в обоих случаях вины авиакомпании, очевидно, нет.
4 октября 2001 года лайнер Ту-154 этой компании, направлявшийся из Тель-Авива в Новосибирск, был сбит над Черным морем шальной ракетой, запущенной в ходе маневров украинской армии. Погибли 77 человек.
24 августа 2004 года другой Ту-154 "Сибири" был подорван недалеко от Ростова-на-Дону чеченской террористкой-смертницей. Погибли 46 пассажиров и членов экипажа.
Так получилось, что самолеты модели А310-300, причем из одной и той же партии, ответственны за большую часть катастроф с широкофюзеляжными воздушными судами в новейшей истории России. Выпущенные в 1985-1987 годах, эти самолеты до прилета в Россию успели поработать в американской компании Pan American до ее банкротства в 1991 году. В 1992 году через лизинговое подразделение концерна Airbus их взял в аренду "Аэрофлот". 23 марта 1994 года один из этих А310 упал в безлюдном уголке Западной Сибири в районе Междуреченска. В ходе разбирательства причин катастрофы мнения "Аэрофлота" и Airbus по поводу того, кто виноват, кардинально разошлись. Авиастроители указывали, что пилот, пустивший к штурвалу своего сына-подростка, нарушил инструкцию. Российская сторона считала, что основная причина - отключение автопилота, то есть конструктивный дефект.
Как бы то ни было, "Аэрофлот" продолжил эксплуатацию А310. Их число в парке компании достигло максимума (11 штук) в 1998-1999 годах. В 2004 году "Аэрофлот" решил перейти на другие типы судов, а А310 вернуть лизингодателю. Две из этих машин достались в том же году "Сибири". Одна из них разбилась вчера в Иркутске.
Кроме этих двух случаев в постсоветской России разбился только один широкофюзеляжный самолет - Ил-86 авиакомпании "Пулково" под Москвой 28 июля 2002 года.
Авиакатастрофы в Иркутске
1971 год. При посадке в аэропорту самолет приземлился перед полосой после слишком быстрого снижения. От самолета отделилось левое крыло, и он загорелся. Из 126 человек погибли 97.
1976 год. Самолет Ту-104, рейс Иркутск - Ленинград, продержавшись в воздухе всего 4 сек., рухнул на взлетную полосу со скоростью 350 км/час. Погиб весь экипаж, кроме одной стюардессы, точное число жертв неизвестно.
1994 год. При взлете, выполняя рейс Иркутск - Москва, разбился Ту-154 компании "Байкал-авиа". Погибли 124 человека.
1997 год. При взлете потерпел катастрофу транспортный Ан-124 "Руслан" с истребителями Су-27, направлявшийся во Вьетнам. Он упал на жилые дома в районе Иркутска-2. Погибли 70 человек, 373 были ранены.
1999 год. Через несколько секунд после взлета потерпел катастрофу грузовой самолет Ил-76 авиакомпании "Эльф-Эйр". Самолет выполнял чартерный рейс из Китая в Москву с промежуточной посадкой в Иркутске. Пять членов экипажа спаслись сами, двоих пришлось вырезать из покореженного металла.
2001 год. На подлете к Иркутску, готовясь к посадке, разбился Ту-154, принадлежавший компании "Владивосток Авиа". Погибли 145 человек.
В последнее время инциденты в Иркутском аэропорту также не были редкостью. К счастью, все они до вчерашнего дня обходились без человеческих жертв. В конце апреля этого года там экстренно сел Ан-24, разгерметизировавшийся после взлета. 2 мая то же самое вынужден был проделать Як-42 компании "КрасЭйр", направлявшийся из Иркутска в Красноярск. У него при взлете отказали два мотора из трех. 4 июня, также из-за неполадок, возникших во время взлета, совершил вынужденную посадку самолет Ту-154 авиакомпании "Уральские авиалинии"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
