Российская газета
12 июля 2006, 17:44
Пионер интеграции
Рассказывает гендиректор ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", сопредседателем Совета директоров Российского авиаприборостроительного альянса, С. Бодрунов
- Сергей Дмитриевич, с какими проблемами вам больше всего приходилось и приходится сталкиваться?
- Мы все увереннее входим в мировой рынок, где нам противостоят гиганты, имеющие за плечами огромный опыт рыночных отношений, значительные финансовые возможности и опирающиеся на самые передовые технологии. Более того, эти компании в последнее время начинают активно работать на российском рынке и на рынке стран СНГ. Выход один - интеграция с целью концентрации всех ресурсов во имя создания конкурентоспособного и востребованного на рынке продукта. Это значит, надо вкладывать деньги, причем немалые, практически без права на ошибку. С другой стороны, необходимо четко понимать, чего ты хочешь добиться. Российский авиаприборостроительный альянс создавался как базис для формирования объединенной интегрированной структуры. Однако уже в конце 2003 - начале 2004 года начался пересмотр практически всех ранее принятых и утвержденных правительством программ в области авиастроения. Возник некий вакуум ориентиров - старые программы уже не работали, а новых четких задач еще не было. Сейчас ситуация изменилась. Мы получили недавно ориентиры в виде утвержденной минпромэнерго стратегии развития авиапрома. В эти дни президенту должна была быть представлена на утверждение государственная программа развития вооружений (ГПВ) до 2015 года. В конце 2005-го в основном была сверстана и сейчас готовится к утверждению новая редакция целевой программы развития оборонной промышленности.
С созданием военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ у нас сразу оживились практически все процессы как в области производства, так и в бизнесе. Нам удалось пройти этот период "вакуума" без серьезных осложнений: несмотря на снижение объемов продаж в авиапроме России в 2004-2005 годах ситуация у нас неплохая. В рейтинге оборонных предприятий России "Аэрокосмическое оборудование" занимает пятое, а в авиапроме -второе место по суммарной выручке (оборонная плюс гражданская продукция) за 2005 год. Мы обошли по этому показателю даже таких гигантов авиапрома. как АХК "Сухой" и РСК "МиГ", но не сумели "обогнать" только набравшую солидные темпы корпорацию "Иркут".
- Вы упомянули о корректировке производственных программ. В чем суть изменений?
- Например, наряду с продолжением работ в истребительной авиации, мы переходим к более активной деятельности по учебно-боевому самолету Як-130, для которого предприятия Российского авиаприборостроительного альянса разработали новый борт. Очень важно, что Як-130 будут закупать российские ВВС, что способствует росту его маркетингового потенциала. Недавно Сергей Иванов подчеркнул, что необходимо принимать у себя на вооружение ту технику, которую мы продвигаем за рубеж, иначе к ней падает доверие потенциальных заказчиков.
Продолжаются наши работы над радаром "Оса" с фазированной антенной решеткой. Эту РЛС мы предлагаем для оснащения легких боевых самолетов.
Мы реализуем серьезные задачи по диверсификации производства. Сейчас значительные силы корпорации привлечены к решению проблемы создания отечественной импортозамещающей автоэлектроники. Эту тему мы считаем перспективной, и в составе группы "Аэрокосмическое оборудование" создана специальная структура. Активизация в этом секторе связана с тем, что Европа резко ужесточает свои требования к автомобильной технике, и если их не выполнять, то отечественному транспорту путь на запад будет закрыт. Мы сумели вовремя оценить ситуацию и свои реальные возможности. В итоге нами создано около тридцати наименований самых современных приборов, значительной частью которых сейчас оснащаются новейшие КамАЗы и ряд других автомобилей. С КамАЗом мы подписали генеральное соглашение, объем поставок в этом году составит свыше 30 миллионов долларов, а по согласованному графику через пять лет мы выйдем на уровень ежегодных поставок в объемах примерно 140 миллионов долларов. Начались поставки и на ПАЗ, УАЗ, ВАЗ.
В свете активного вхождения в Россию зарубежных автогигантов, строящих свои заводы с условием выполнения требований по 40-процентной локализации, мы считаем, что очень перспективным является рынок локализации комплектующих для производимых в России иномарок. Мы уверены, что значительный объем приборной части западных машин будет не только изготавливаться, но и разрабатываться в нашей стране, в том числе и специалистами нашей компании. Мы намерены приступить к реструктуризации собственных активов. Скорее всего, мы избавимся от активов, потерявших для нас актуальность и рыночную перспективу, и приобретем то, что отвечает стратегическим интересам, в том числе в области гражданской авиации, автомобилестроения и так далее.
- Каковы перспективы корпорации "Аэрокосмическое оборудование" в плане экспортных поставок?
- Прежде всего, они связаны с продвижением на мировой рынок самолетов Су-27К, Су-30МК, Як-130, вертолетов, вспомогательной техники и оборудования. Большую работу мы ведем в сфере поставки запчастей к ранее поставленной технике российского производства и оказания услуг по сервисному обслуживанию. Отмечу, что головная компания корпорации является одним из трех основных участников программы лицензионного производства Су-30МКИ в Индии и имеет право самостоятельного экспорта в сфере ВТС.
Индийские военные после длительного анализа рынка предложили нам участвовать в создании центра подготовки летчиков на базе тех тренажеров, которые мы создаем для отечественных ВВС. Об этом мы договорились с главнокомандующим ВВС Индии маршалом Ш.П. Тьяги во время его визита в Российский центр авиационного тренажеростроения, созданный Корпорацией с участием АХК "Сухой"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции