О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хочется ясности

Авиаперевозчик "КрасЭйр" попал в ловушку, в которой оказываются многие российские компании. Противостояния их акционеров стопорят развитие, нервируют менеджмент и ухудшают репутацию самих компаний

Авиаперевозчик "КрасЭйр" попал в ловушку, в которой периодически оказываются многие российские компании: два его акционера преследуют разные цели и немного по-разному представляют себе бизнес. Похожая беда, например, постигла двух сотовых операторов - "Вымпелком" и "Мегафон". Противостояния их акционеров стопорят развитие, нервируют менеджмент и ухудшают репутацию самих компаний. Отстаивая свой интерес, акционеры планомерно роняют стоимость общего бизнеса в надежде, что отыграются после победы.

Особенность же истории "КрасЭйр" в том, что один акционер - государство, а другой - сам же гендиректор авиакомпании Борис Абрамович. Причем у первого есть интерес в конкурирующем бизнесе (контрольный пакет акций "Аэрофлота"), а также свои специальные государственные интересы - например, сохранять во что бы то ни стало контрольную долю и получать дивиденды. У второго - тяга к экспансии и расширению королевства до масштабов империи в пику тому же "Аэрофлоту". Да еще и замашки контролирующего акционера. Хотя контролирует Абрамович только 40%, с таким пакетом гендиректора трудно считать просто наемным менеджером, и сам он себя таковым не считает. Раз понадобилось Абрамовичу поручительство "КрасЭйр" по облигациям ООО "ЭйрЮнион", он его и получил - лишив заартачившееся Росимущество голоса на собрании акционеров. Чиновникам пришлось отстаивать попранные права в суде (см. статью на стр. Б2), а заодно и насылать к Абрамовичу следователей. Что ж тут удивляться, что Росимущество всячески топит план гендиректора присоединить к "КрасЭйр" госпакеты акций других авиаперевозчиков? Причем руководитель этого ведомства Валерий Назаров упирал как раз на то, что глупо государству терять контрольную долю в "КрасЭйр", чтобы создать сильного конкурента своему же "Аэрофлоту" и потом наблюдать, как они бьются друг с другом. Очень ясная бизнес-позиция. Правда, она недавно поменялась: оказывается, если сохранить за государством контролирующую долю в укрупненной компании, да еще и назвать ее не иностранным именем AirUnion, а патриотично - "Росавиасоюз", тогда Росимущество согласно. То есть биться на рынке будут два подконтрольных государству национальных авиаперевозчика, а чиновники будут разруливать ситуацию? Или, наоборот, вместо конкуренции мы получим согласованные действия аффилированных компаний со всеми вытекающими последствиями для клиентов?

Хочется ясности. Все примеры сосуществования в одном акционерном обществе двух сильных акционеров с разными интересами похожи своим финалом: кто-то из них в итоге уходит. Может, уже хватит мучить компанию?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка