О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Американский генерал учится летать на нашем "МиГе"

На переподготовку в 4-й Центр боевого применения и повышения летной квалификации пилотов ВВС России прибыл американский генерал, командующий ВВС НАТО в Европе У. Хоббинс

Выполнять фигуры высшего пилотажа, знать досконально боевые возможности своего истребителя и уметь грамотно применить их в современном воздушном бою - всему этому учат российских летчиков в Липецке. Здесь расположен 4-й Центр боевого применения и повышения летной квалификации пилотов ВВС России. Эдакая школа Тор Gun из одноименного американского фильма с Томом Крузом в главной роли. Вчера на переподготовку в нее прибыл необычный "практикант" - американский генерал, командующий ВВС НАТО в Европе Уильям Хоббинс. За тем, как познавал азы управления нашими истребителями Су-30 и МиГ-29 американский "стажер", наблюдал корреспондент "Известий".

Главное - беречь голову

- Управлять истребителем несложно! - уверяет замкомандира эскадрильи Алексей Курякин. - Включаешь двигатели, выкатываешься на взлетку, форсаж - и чуть-чуть, буквально на миллиметр, тянешь на себя ручку управления. И все!

Короткий разбег - и "Сухой" свечой уходит в небо. В этот момент, как говорит Алексей, пилот испытывает "положительную" перегрузку - шлем, весивший секунду назад 3 килограмма, вдруг становится девятикилограммовым. А есть еще и "отрицательная" перегрузка, это когда ручка управления - резко от себя. Тут тебя в буквальном смысле кидает из пилотского кресла. Вот и получается, что то голову поднять не можешь, то тут же уже висишь на привязных ремнях.

- Что, так и болтает всю дорогу?

- Нет, конечно. Умение пилотировать истребитель - это умение плавно, на миллиметры, отклонять ручку управления. Тогда при выполнении любого маневра машина идет мягко, как по рельсам. У нас молодые пилоты только дергают рычаг. Инструктор злится. Сами головой об колпак кабины бьются.

Генерал Уильям Хоббинс - опытный пилот. Но все равно на "МиГ" или "Су" его допускают в сопровождении летчиков-инструкторов. Да каких инструкторов! Замглавкома ВВС Александра Зелина и начальника липецкого центра Александра Харчевского (он управлял боевым самолетом, на котором Владимир Путин летал в Чечню). Не то чтобы наши генералы не доверяли американцу, просто этого требуют долг гостеприимства и безопасность. Самолет-"спарка" - это как учебный автомобиль с двумя системами управления. Спасовал ученик - управление взял на себя и спас ситуацию учитель. А в полете ошибок быть не может. Говорят, что у американцев есть небольшая эскадрилья из российских боевых самолетов (чтобы знать потенциального противника). Но Хоббинс уверяет, что раньше не сидел "за штурвалом русских" - вчера он впервые управлял российским самолетом. Может быть, это длилось несколько секунд, может, больше, но американский летчик справлялся с фигурами высшего пилотажа самостоятельно.

- О-о-о, - восхищенно тянет после полета на МиГ-2 9 натовский генерал. - Машина очень похожа в управлении на наши истребители. Как только убрали шасси и взмыли в небо, я понял, что это очень надежный самолет. "МиГ" - это высший класс.

К победе шли по "ступенькам"

Следом за МиГ-2 9 у генерала Хоббинса короткий послеполетный отдых - и снова в небо. Теперь уже на новейшем российском истребителе Су-30. Пилот-инструктор - Александр Харчевский. В Америке имя этого летчика до сих пор овеяно легендой. В 1992 году Харчевский перелетел Атлантику для того, чтобы принять участие в первом российско-американском воздушном "бое". Наши - на Су-27, американцы - на F-15. По условию "боя" сначала наши самолеты должны были "сесть" американским "на хвост", затем стороны менялись местами. В обоих случаях "сушки" без особых проблем выходили победителями. По словам российского аса, из-за своей сверхманевренности и тяговооруженности Су-27 набирал скорость по восходящей траектории быстрее F-15. Последнему надо было постоянно делать своеобразную "ступеньку" - пролетать в какой-то момент по прямой. Этим и воспользовались российские летчики - увлекали американцев в вертикальный подъем, а те теряли скорость; затем наши машины, совершив резкий разворот, оказывались в хвосте противника.

В прошлом году свое превосходство над ВВС США продемонстрировали на наших Су-30МКИ и индийцы. В 3 из 4 "боев" они одержали победы над американцами на F-15 С из Третьего воздушного крыла базы ВВС США в Элмендорфе (штат Аляска). О победе русских рассказал бюллетень ВВС США Inside Air Force. Он привел еще более шокирующие для американцев данные. Оказалось, что против F-15C/D Eagle "сражались" не только Су-30МКИ, но и МиГ-27, МиГ-29 и даже "старенькие" МиГ-21 "Бизон", которые тоже показали себя выше всяких похвал. Они победили не только американских "орлов", но и французских Mirage-2000.

Когда самолет - как птица

Чем достигается это господство, генерал Харчевский продемонстрировал генералу Хоббинсу лично на Су-30. Резкий разворот, петля, вираж, спираль. "Сухой" вертится буквально на одном месте. Уже на земле американский генерал с восторгом признался: "Я видел стабильность и легкость управления машиной при выполнении столь сложных маневров. Мы даже приняли участие в воздушном "бою" на близкой дистанции. Это восхитительно!".

- На Су-30 любые фигуры высшего пилотажа доступны любому подготовленному летчику, - комментирует Александр Харчевский. - Этот самолет - как птица. И я горжусь, что у нас есть такая техника.

Липецкий центр всегда считался высшей школой летного мастерства. Все новые истребители, штурмовики и фронтовые бомбардировщики до того, как попасть в войска, присылаются сюда. Пилоты липецкой школы должны их "обкатать" и подготовить инструкции для строевых летчиков по их боевой эксплуатации...

- Американцы? - удивленно переспросил корреспондента "Известий" один из летчиков, - Я их и не видел. Это, наверное, "прием на высшем уровне", а мы тут занимаемся своими делами - просто летаем.

400 пилотов люфтваффе и два трехэтажных дома

Начало авиационной истории Липецка уходит в годы Первой мировой войны. В 1916 - 1918 годах здесь действовали аэропланные мастерские, занимавшиеся сборкой аэропланов типа "Моран". В 1923 году здесь началось формирование 2-й Высшей школы красных военлетов. В качестве учебных самолетов использовались французские бипланы "Арно" Н-14, Самый любопытный период - 1925 - 1933 годы, когда на базе этого центра была организована немецкая летная школа. За время ее работы было подготовлено свыше 400 пилотов люфтваффе. По одной легенде, школу закончил рейхсмаршал Герман Геринг.

В Липецке у него якобы был роман с русской девушкой, и по этой причине немцы бомбили город меньше, чем другие "точки". Есть и другая версия - просто летчики люфтваффе старались "пролетать" город в память о своей альма-матер. В любом случае выпускникам этой школы с немецкой и советской стороны пришлось столкнуться "нос к носу" в гражданскую войну в Испании, а затем и в Великую Отечественную. Сегодня в Липецке осталась своеобразная "память" о немцах - два трехэтажных жилых дома возле территории центра. Они считаются самым элитным жильем в городе.

Особая эскадрилья США

Со времен "холодной войны" американцы старались "освоить" российские боевые самолеты. Однако у них были лишь единичные летчики-перебежчики После распада Советского Союза американцы стали хорошо осведомлены о боевых качествах российских машин. Например, они закупили у Молдавии, когда та стала независимой, эскадрилью МиГ-29С (дислоцировалась на военном аэродроме под Кишиневом); отремонтировали их с помощью немецких специалистов (достались от армии ГДР) и теперь вовсю используют для тренировок своих пилотов. Якобы такая база есть во Флориде....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка