Российская газета
23 августа 2006, 16:16
Август не отпускает
Месяц август стал у нас символом катастроф. Самолет российских авиалиний упал в 45 километрах от Донецка
Жертвы большие и страшные - 39 детей среди 159 пассажиров, 10 членов экипажа. И даже не суеверные люди понимают, что эти повторяющиеся трагедии что-то нам упорно о нас говорят, чему-то мучительно учат. Мы вынуждены вслушиваться в скупую пока хронику очередной трагедии, думать о необходимости мужества, стойкости, сочувствия и уроков.
Самолет российских авиалиний упал в 45 километрах от Донецка. По предварительным данным, на его борту находились 160 пассажиров и десять членов экипажа. В основном летели петербуржцы. Среди погибших пассажиров - два гражданина Нидерландов.
Самолет Ту-154, следовавший рейсом 612 авиакомпании "Пулковские авиалинии", вылетел из аэропорта Витязево в Анапе в 15.05 и по расписанию в 17.45 должен был совершить посадку в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге.
Как рассказали "РГ" в пресс-службе МЧС России, во вторник в 15.37 по местному времени (16.37 по Москве) с борта самолета на высоте 11,7 тысячи метров был трижды передан сигнал SОS и запрос об аварийной посадке. Второй сигнал SОS прозвучал после того, как самолет снизился примерно до трех тысяч метров. В 15.39 диспетчер Харьковского районного центра обслуживания воздушного движения доложил о резком снижении самолета и исчезновении его с экранов радаров.
Немедленно в зону падения самолета вылетел вертолет МЧС Украины, задействованный в системе поиска и спасения.
Обломки самолета найдены в 45 километрах севернее города Донецка в труднодоступном Константиновском районе между поселками Сухая Балка и Новгородка. Рядом с обломками лайнера обнаружены тридцать тел погибших. На месте катастрофы работают донецкие спасатели.
Данные очевидцев трагедии - местных жителей - разнятся. Кто-то утверждает, что видел, как самолет еще в воздухе развалился на части, кто-то видел падающий лайнер, полностью охваченный огнем. А молодая пара, пережидавшая дождь, заявила, что "машина падала, совершая плавный штопор, и после удара о землю загорелась". Куски самолета разлетелись в радиусе 300 метров. Видимость в эти минуты была плохая: на область обрушился ливень, полыхала гроза, порывы ветра достигали 100 километров в час.
Самолетом управляли опытные пилоты, в обнародованном "Пулковскими авиалиниями" списке экипажа значатся: командир корабля, летчик второго класса с 15-летним стажем Иван Корогодин, второй пилот Владимир Онищенко, второй пилот Андрей Ходневич, штурман Игорь Левченко, бортмеханик Виктор Макаров, стюардессы Татьяна Багрецова, Лилия Марышева, Светлана Семичихина и Юлия Кирченкова, а также стюард Алексей Шапошников.
Версии
Известно, что потерпевшему аварию авиалайнеру был присвоен номер 85185. "Пулковские авиалинии" приобрели этот самолет в 2001 году у китайской авиакомпании CAAC, эксплуатировавшей воздушное судно на протяжении десяти лет. В том же году лайнер последний раз отремонтировали. После ремонта самолет налетал 9 тысяч часов.
Причины катастрофы пока официально не названы. Однако разные авиационные ведомства уже начали выдвигать версии случившегося. Так, по мнению руководителя Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько, самолет попал в зону сильной турбулентности и затем потерял управление. А по данным МЧС Украины - лайнер загорелся в воздухе, командой было принято решение в сорока километрах севернее Донецка посадить самолет, не выпуская шасси. По другим данным, экипаж предпринял неудачную попытку обойти грозовое облако.
В пресс-службе министерства обороны Украины заверили, что падение российского самолета не связано ни с какими военными учениями, объяснив, что в Донецкой области нет никаких военных подразделений.
По данным МЧС Украины, быстро потушить охваченный пламенем воздушный корабль не удалось из-за того, что вертолеты с водой из-за плохих метеоусловий не могли близко подлететь к месту катастрофы.
В авиакомпании "Пулково" считают маловероятной версию теракта. Заместитель генерального директора по организации летной работы авиакомпании "Пулково" Анатолий Самошин рассказал журналистам: "Ту-154 - основная машина, эксплуатируемая на внутренних рейсах нашей компании. По нашим данным, после сигнала SОS с борта терпящего бедствие самолета последовала неразборчивая фраза, но информации о возможном возгорании на борту самолета не поступало". В 21.00 из Санкт-Петербурга вылетела специально созданная комиссия для расследования катастрофы, час спустя - в Донецк вылетела комиссия и из Москвы.
Санкт-Петербург
Сразу после получения информации о катастрофе около 100 встречающих рейс из Анапы были собраны в кинозале аэропорта Пулково и буквально изолированы от журналистов. Вскоре в аэропорт прибыли около 40 психологов из МЧС и других служб, а также три бригады "скорой помощи" и бригада центра медицины катастроф. Ближе к вечеру большинство встречающих уехали из аэропорта, к 19.30 в здании аэровокзала оставались примерно 20 человек. Заместитель генерального директора ФГУАП "Пулково" Василий Налетенко сообщил, что авиакомпания организует вылет родственников для опознания погибших в Донецк специальным рейсом сегодня в 12 часов.
Анапа
В аэропорту Анапы собрались люди, несколькими часами ранее проводившие своих родных в Санкт-Петербург.
К восьми вечера к зданию аэропорта подъехали две машины "скорой помощи". Одна из бригад сразу бросилась оказывать помощь жительнице Анапы Татьяне Юсько, которая проводила в полет родную дочь с тремя детьми. Как только женщина убедилась, что дочь и внуки улетели именно на том самом злополучном рейсе, на глазах врачей и журналистов разыгралась трагическая сцена, во время которой слезы появились на глазах у всех находившихся рядом людей.
Юсько, проводив на самолет дочь с внучками, вернулась в село. И тут к ней забегает соседка с криком... Татьяна Петровна успела даже дозвониться сыну, который в это время находился в командировке в Финляндии. Он уже все понял и несся на машине к границе.
Следом в аэропорт приехал мужчина, также недавно проводивший в полет своего сына. К нему сразу бросились врачи...
А в это время в здании администрации города-курорта Анапы шло экстренное заседание совета безопасности при главе города.
- Никаких проблем с вылетом рейса 85185 "Пулковских авиалиний" не было, - сообщил заместитель генерального директора Анапского аэропорта Борис Агейкин. - Ту-154 прошел предполетный осмотр, отклонений от нормы зафиксировано не было. В Анапе самолет не заправлялся, в воздух он поднялся по расписанию - в 15.06.
Следствие
Генпрокуратура РФ в связи с авиакатастрофой самолета возбудила уголовное дело по части 3 статьи 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Для расследования создана следственная группа и начаты процессуальные действия в Санкт-Петербурге, Анапе и Ростове-на-Дону. Кроме того, получено согласие Генпрокуратуры Украины на выезд следственной группы Главного управления Генпрокуратуры России в Южном федеральном округе к месту катастрофы для осмотра места происшествия.
Досье "РГ"
Пассажирский самолет Ту-154 первый проект отечественного магистрального пассажирского самолета, не имевший в своей основе военного прототипа. Он предназначен для перевозки до 180 пассажиров на расстояние до 3900 километров, средняя скорость - 900 километров в час. Три турбовентиляторных двигателя размещены в хвостовой части. Ширина пассажирского салона 3,5 метра, длина - около 50 метров. На сегодняшний день это самый распространенный лайнер отечественной авиации, с момента начала производства было выпущено более 1000 самолетов.
Эксплуатация на внутренних и международных линиях началась в 1972 году. Снят с производства в 2006 году. Одной из причин прекращения выпуска Ту-154 специалисты называли узкий фюзеляж: в таком салоне комфортных условий для пассажиров не создать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции