Военно-промышленный курьер
23 августа 2006, 17:05
Исключить все возможные сюрпризы техники
ЗАО ЦНТУ "Динамика" и ОАО "СПАРК" завершают крупный совместный проект по поставке комплексного тренажера вертолета Ми-17 в Мексику
В рамках этого соглашения Россия впервые экспортирует свои новейшие технологии в области подготовки авиационных специалистов. Комплексный тренажер вертолета Ми-17 был создан в ЦНТУ "Динамика" по заказу и в сотрудничестве с ОАО "СПАРК" для российского учебного центра, в котором планируется обучать не только мексиканских летчиков, но и специалистов из других стран Латинской Америки. Учебный центр стал частью значимого российско-мексиканского проекта по строительству на базе ВМФ в Веракрузе центра технического обслуживания и капитального ремонта вертолетов, осуществленного российскими предприятиями "Рособоронэкспорт" и "СПАРК" совместно с мексиканской компанией Foncar. Предполагается, что этот центр будет обслуживать вертолеты не только ВМФ, но и других пользователей в Мексике и в странах Латинской Америки.
Как заявил генеральный директор ЦНТУ "Динамика" Александр Литвиненко, "мы гордимся тем, что приняли участие в этом крупном межгосударственном проекте вместе с нашим давним партнером - компанией "СПАРК". Мы уверены, что тренажер последнего поколения, созданный нами с использованием новейших цифровых технологий, позволит поднять уровень подготовки мексиканских летчиков, повысить безопасность полетов и, соответственно, эффективность использования российских вертолетов в этой стране". "И это далеко не предел наших возможностей, - подчеркнул Александр Литвиненко. - По желанию заказчика мы можем поставлять и более сложные комплексные тренажеры с подвижной кабиной - наши специалисты имеют более чем 25-летний опыт эксплуатации и поставок пилотажных тренажеров с системами подвижности различной сложности. Наше участие в этом проекте мы рассматриваем шире - как часть нового направления обмена высокими технологиями и ноу-хау в области военно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки".
Благодаря интенсивным работам по вертолетной тематике, которые велись в последние годы в ЦНТУ "Динамика", впервые в российской практике удалось, преодолев принципиальные сложности разработки адекватных математических моделей динамики полета основных типов вертолетов, создать вертолетные тренажеры нового поколения, предназначенные для широкого круга гражданских и военных приложений. Это были работы по созданию комплексных тренажеров вертолетов Ми-24П и Ми-8/Ми-17, а также целого ряда тренажеров вертолетов круглосуточного применения - Ми-24ПН, Ми-28Н, Ми-35М. Для предприятия в целом исключительно важным итогом осуществления этих проектов стало то, что последовательно был создан и отлажен практически полный собственный технологический цикл разработки и производства эффективных вертолетных тренажеров, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к качеству обучения авиационного персонала.
Что же можно сказать по поводу комплексного тренажера Ми-17 для учебного центра ВМФ Мексики в Веракрузе? Он позволяет отрабатывать полный спектр задач пилотирования на всех режимах полета в условиях реального интерьера кабин и имитации работы всех бортовых систем. С его помощью можно осуществлять тренаж летного состава в штатных эксплуатационных режимах полета, в условиях энергичного маневрирования за пределами летных ограничений, во всевозможных особых случаях, создаваемых отказами авиационной техники, ошибками в технике пилотирования и неблагоприятными метеорологическими условиями выполнения полета.
Справка "ВПК"
Популярность российских вертолетов в Мексике исключительно высока: именно наши машины при длительной эксплуатации в чрезвычайно неблагоприятных климатических условиях демонстрируют гораздо более высокую надежность и неприхотливость по сравнению со своими западными аналогами.
Географическое положение Мексики обрекает ее на крайне высокую потребность в вертолетах. Более 50% ее территории - гористая местность со множеством действующих вулканов и частыми землетрясениями. Необходимость патрулирования протяженных морских границ, освоение нефтегазоносных бассейнов, доставка грузов и пассажиров в условиях отсутствия развитой сети дорог в высокогорье, геологоразведка, спасательные работы - все это создает необходимость в эффективном и массовом применении вертолетов в этой стране.
Мексика приобрела уже 60 российских вертолетов Ми-17 и Ми-8, причем мексиканские власти используют российские машины не только на своей территории, но и далеко за ее пределами: например, в Индонезии, пострадавшей от цунами, в Нью-Орлеане, где прошелся ураган "Катрина".
Новизна этого комплекса в том, что впервые в практике отечественного тренажеростроения в математической модели динамики полета вертолета смоделирован ряд сложнейших отказов систем управления машины, которые часто приводят к авариям и катастрофам. Так, впервые был смоделирован обрыв тросовой проводки управления (в реальном полете такая неисправность приводит к успешной посадке только в 50% случаев); также впервые было смоделировано разрушение вала привода хвостового винта (99% случаев посадки с таким отказом приводят к катастрофам).
Тренажер, разработанный специалистами "Динамики", не просто может смоделировать подобные отказы и научить экипаж вовремя распознавать их по совокупности характерных признаков. Он позволяет отработать некоторую устойчивую последовательность действий, которая может обеспечить успешную посадку машины в подобных критических ситуациях. Кроме того, в математическую модель динамики движения вертолета, созданную "Динамикой", заложены такие специфические, свойственные только вертолетам эффекты, как попадание в режим "вихревого кольца" при энергичном предпосадочном снижении, неуправляемое вращение при зависании с достаточно сильным боковым ветром, недопустимая раскрутка винта или "провал" оборотов винта при очень резких действиях органами управления. Математическая модель имеет блочную структуру и базируется на использовании аэродинамических характеристик несущего и рулевого винтов на основе нелинейных экспериментальных поляр профилей сечений лопастей в полном круговом диапазоне углов атаки и скольжения. В такой постановке математическая модель динамики полета не имеет ограничений области допустимых решений.
Что касается системы визуализации тренажера Ми-17, то она отличается исключительно высокой степенью детализации подстилающей поверхности. Этот момент чрезвычайно важен, поскольку полеты на вертолетах осуществляются преимущественно по правилам визуального пилотирования на малых и предельно малых высотах, над местностью со сложным рельефом, часто в условиях ограниченной видимости, при воздействии снежных или пыльных вихрей, образуемых несущим винтом при взлете и посадке. Простой пример: попадание вертолета в пыльный или снежный вихрь часто заканчивается аварией, отработка же на тренажере подобной ситуации позволяет пилоту наработать навык своевременного переключения внимания на приборный полет. Система визуализации комплексного тренажера Ми-17, способная детально воспроизводить изображения практически любых реальных объектов и спецэффектов (ландшафты, растительность, время года, освещенность, облачность, туман, пыльный или снежный вихрь и т.д.), обеспечивает летчику возможность получения психофизических ощущений, практически адекватных тем, что испытываются в реальном полете. Тренажер прошел широкую апробацию летным составом различных государственных и коммерческих авиационных служб и получил высокую оценку ведущих российских летчиков. Перед отправкой в Мексику была проведена сертификация тренажера Управлением по надзору за летной деятельностью Минтранса РФ.
Сегодня в России назрела необходимость реализации новой концепции поставок и обслуживания вертолетной техники, подразумевающей организацию на территории заказчика не только сервисных центров по обслуживанию и ремонту вертолетов, но и учебных центров "под ключ" по обучению летного и инженерно-технического персонала. Сегодня при рассмотрении заявок иностранных заказчиков на поставки вертолетов в пакет предложений в обязательном порядке включаются технические средства обучения, причем расчет делается из того, что для обеспечения должного уровня подготовки экипажей заказчика необходим один тренажер на 20-30 вертолетов.
Современный мировой стандарт поставки авиационной техники предусматривает обязательное комплектование воздушных судов целым комплексом обучающих средств - от компьютерных классов начальной подготовки до комплексных тренажеров, обеспечивающих максимальное соответствие моделируемых условий полета реальным. Применительно к России это означает, что способность производить комплексные тренажеры нового поколения позволит не только сократить затраты на профессиональную подготовку летных экипажей, но и значительно поднять экспортный потенциал российских самолетов и вертолетов. ЦНТУ "Динамика" является сегодня одной из ведущих российских компаний, способных производить эффективные тренажерные комплексы, соответствующие современным стандартам качества обучения авиационного персонала....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции