РИА "Новости"
23 августа 2006, 18:37
Грозы и самолеты: чем не научился управлять человек
Пожалуй, ни одно явление природы не таит в себе столько загадок, сколько гроза
Со временем, люди изучили причины появления молний, природу грома, в последнее время даже научились разгонять тучи, тем не менее, нас по-прежнему не покидает смешанное ощущение ужаса и восторга, когда начинается гроза.
"Страшнее грозы для самолета ничего нет. Грозе ничего не стоит сломать самолету крылья и швырнуть его на землю. Даже не ударом молнии страшна гроза - попадало нашему брату не раз, - а именно страшной, несовместимой с жизнью болтанкой.
В верхней части грозового облака, которое пухнет на глазах, вертикальные потоки достигают 30 м/сек; самолет, летящий со скоростью 250 м/сек, напоровшись на такой порыв, испытывает разрушающую перегрузку, как если бы по нему выстрелили снизу из пушки.
Грозу нельзя победить. Она тебя и не заметит. Ее можно обойти, лучше подальше (есть нормативы), но боже упаси играть с нею, бравируя и выказывая ложное мужество. Ей на твое мужество плевать. И не мужество это - войти в грозу, а вариант самоубийства, с картинками.
Поэтому, обходя грозы, особенно в наборе высоты и на снижении, надо учитывать их развитие, знать законы короткой бурной жизни грозы, соотносить всю эту информацию с возможностями машины... и не лезть на рожон. Если на эшелоне еще сравнительно легко обойти засветки, то вблизи аэродрома, если нет дырки, нечего лезть: надо уходить на запасной" (Василий Васильевич Ершов. "Раздумья ездового пса").
Научное определение грозы дано: электрические разряды в мощных кучево-дождевых облаках, сопровождаемые вспышкой света (молнией) и резкими звуковыми раскатами (громом). Грозовые явления могут сопровождаться сильным порывистым ветром, осадками ливневого характера и градом.
Несмотря на то, что на земле все грозы кажутся одинаковыми, наука различает разные их типы: одноячеечные, линейные многоячеечные, многоячеечные кластерные, сверхмногоячеечные.
Грозовые импульсы (одноячеечные), они образоваться при наличии сильного локального восходящего потока воздуха. Такие грозы скоротечны, длятся меньше получаса и не вызывают серьезных изменений погоды, могут сопровождаются градом небольших размеров, непродолжительными, но сильными дождями, а иногда и слабыми смерчами. Такие погодные условия могут наблюдаться по всем пути прохождения грозы. Эти грозы почти не опасны.
Есть так называемые многоячеечные линейные грозы, с явно выраженным фронтом, имеющим значительные (десятки километров) линейные размеры. Такую грозу можно распознать по темной стене облаков, обычно покрывающей горизонт с западной стороны, огромное число близкорасположенных восходящих и нисходящих потоков воздуха позволяет квалифицировать данный комплекс гроз как многоячеечный, но его грозовая структура резко отличается от многоячеечной кластерной грозы. С этой грозой приходит резкая смена погоды, порывистый ветер, возможен град и порывистый торнадо. Во время такой грозы бывают наводнения.
При многоячеечных кластерных грозах может резко меняться погода, а раскаты грома становятся частыми и сопровождаются градом средних размеров, наводнениями и слабыми торнадо.
Самые сильные и опасные грозы - сверхмногоячеечные. Это достаточно редкий тип гроз, вместе с тем он приносит максимально возможные бедствия и характеризуется сильными дождями, крупным градом, возможны наводнениями, смерчем.
Сравнительно редко грозы не сопровождаются выпадением осадков ("сухие" грозы). Важнейшее условие для образования грозы - наличие влажного и теплого неустойчивого воздуха, при быстром подъеме которого вверх могла бы образоваться мощная по высоте облачность.
Примерно половина всех гроз продолжается не более 1 часа, а четвертая часть не больше 2 часов.
Несмотря на то, что в литературе грозе, чаще всего, придается романтический оттенок перерождения, очищения, в жизни, стихия, помимо красоты, приносит горе и разрушения. Известны многочисленные случаи пожаров, возникавших из-за попадания молний в деревья и дома, гибели людей...
Опасны полеты в зоне грозовой деятельности. В грозовых облаках наблюдаются мощные восходящие и нисходящие потоки до 20-30 м/сек и более, интенсивное обледенение, разряды молнии, град, сильные ливневые дожди, плохая видимость. При полете в зоне грозы часто отказывают многие аэронавигационные приборы и нарушается радиосвязь. Во время грозы необходимо тщательно изучать метеообстановку как перед полетом, так и в период проведения полетов, организовать воздушную разведку погоды, использовать наземные и самолетные радиолокационные установки для обнаружения очагов грозы и своевременного их обхода....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции