Время новостей
24 августа 2006, 10:58
Роковой "эшелон"
Катастрафа самолета Ту-154 "Пулковских авиалиних" под Донецком свидетельствует о том, что организация безопасности полетов в России не выдерживает критики
Траурные мероприятия прошли вчера по всей стране и на Украине. На административных зданиях желто-голубые полотнища были приспущены, а в полдень украинцы почтили память жертв авиакатастрофы минутой молчания.
На самом месте падения лайнера еще вчера утром к оцеплению потянулись жители расположенного рядом села Сухая Балка, ставшие невольными свидетелями трагедии. Пятилетняя девочка, потрясенная трагедией, была первой, кто принес сюда своего плюшевого медвежонка и простой тюльпан. Люди приходили все утро. И тоже несли цветы и игрушки, и плакали о детях, погибших в катастрофе.
Между тем несколько сот работающих на месте катастрофы спасателей, следователей и экспертов по авиационной безопасности вчера вторые сутки продолжали собирать останки тел и куски разбившегося лайнера. К полудню поисковики доложили об обнаружении бортовых регистраторов - "черных ящиков". Сначала нашли параметрический, фиксировавший работу всех агрегатов самолета, а чуть позже и речевой, записывавший переговоры экипажа. Утопленные в болотистом грунте, внешне они выглядели, как сообщили представители МЧС России, "вполне работоспособными".
Вчера к вечеру представители МЧС Украины сообщили, что удалось найти останки уже 164 жертв катастрофы. Они сразу переправлялись в городские морги Донецка. В город вчера прибыло около 200 человек родственников погибших для участия в процедуре опознания. Большая часть из них прилетела специальным рейсом из Пулково, некоторые добирались своим ходом на машинах из Анапы.
"Опознание тел погибших будет проходить в 1-й горбольнице города Донецк", - сказали в пресс-службе МЧС Донецкой области. Процедура родственникам предстоит не из легких. По словам участников операции, целых тел практически нет, людей буквально разорвало на части, и опознать их будет непросто. Туда же прибыли и эксперты Ростовского областного бюро судмедэкспертизы. "Они будут подключаться по мере того, как будут прибывать родственники и когда мы определимся по вопросам взятия анализов ДНК", - рассказал министр транспорта России Игорь Левитин, возглавляющий госкомиссию по расследованию причин трагедии.
Несмотря на все усилия, вчера специалистам так и не удалось приблизиться к разгадке тайны гибели лайнера. Опросив местных жителей, следователи смогли лишь восстановить примерную картину последних секунд жизни самолета. Школьник из поселка Сухая Балка Сергей Мельников сообщил: "Было видно, что самолет вертится в штопоре вокруг своей оси". Он также отметил, что самолет взорвался только после столкновения с землей в 2 км от поселка. Туда, по его словам, сразу побежало около сотни жителей села. "Мы пытались потушить пламя, но подручными средствами это сделать было невозможно, кроме того, у места пожара невозможно было оставаться из-за сильного запаха керосина", - рассказал мальчик. Примерно такую же картину описывал и другой очевидец, Геннадий Курасов, пасека которого находилась в нескольких десятках метров от места падения самолета: "Было такое ощущение, что самолет приближался к земле никем не управляемый". Кроме того, все свидетели говорят, что во время падения авиалайнера шел дождь с грозой.
В течение всего дня специалисты выдвигали самые разные предположения о причинах аварии Ту-154. По статистике, если речь не идет о теракте, более 90% всех авиакатастроф происходит при взлете и посадке - именно в этот период полета агрегаты лайнера и экипаж работают наиболее активно и, соответственно, наиболее вероятна возможность какого-либо сбоя или ошибки. Когда же самолет, как в случае с Ту-154, находится "на эшелоне" - набрав заданную высоту и двигаясь постоянным курсом, - вероятность ЧП минимальна. Именно это оставалось вчера главной загадкой происшедшего. В связи с этим наблюдатели и эксперты продолжали высказывать самые разные предположения о причинах падения самолета - удар молнии, уход по тем или иным причинам на сверхбольшую высоту (где из-за разреженности воздуха лайнер может сорваться в штопор) и т.д. Однако работающие на месте трагедии специалисты к таким версиям относились скептически.
Один из экспертов, занимающийся расследованием катастроф, в разговоре с корреспондентом "Времени новостей", к примеру, высказал сомнение в возможности падения самолета в результате попадания молнии. "Во-первых, командир экипажа всегда может увести воздушное судно от грозового фронта, а во-вторых, современные лайнеры имеют специальную защиту - на плоскостях крыльев имеются специальные стекатели, по которым заряд как бы уходит с машины. Я сам не раз попадал в грозовой фронт, и в принципе для самолета это не смертельно", - сказал источник.
Расследованием причин катастрофы сейчас занимаются специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Именно они будут расшифровывать "черные ящики" разбившегося "Ту", и именно им предстоит кропотливая работа по сбору частей и агрегатов, разбросанных на поле у Сухой Балки.
Параллельно свое расследование ведет и Генпрокуратура России. "Уголовное дело возбуждено по ч. 3 ст. 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта), - сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры РФ. - Для расследования создана следственная группа, начаты процессуальные действия в Санкт-Петербурге, Анапе и Ростове-на-Дону". Но ни МАК, ни Генпрокуратура не спешат с официальными выводами. Впрочем, вчера, когда стало известно об обнаружении "черных ящиков", в частных беседах эксперты высказали надежду, что "возможно, в этот раз ситуация прояснится очень быстро".
Пока же свое мнение начали высказывать политики, обеспокоенные тем, что трагедия под Донецком стала уже второй в этом году крупной катастрофой с участием российских пассажирских самолетов. Как известно, 9 июля в аэропорту Иркутска уже после посадки выскочил со взлетной полосы и сгорел самолет А310 компании S7 (бывшая "Сибирь"), в результате чего погибли 127 человек и еще около 50 были ранены. Член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков вчера заявил журналистам: "Участившиеся за последние годы авиационные катастрофы и последняя из них, унесшая 170 жизней, свидетельствуют о том, что сегодня существуют серьезные глубинные изъяны в организации безопасности полетов, а возможно, и в целом серьезные недостатки в отрасли. Независимо от того, будут или нет установлены причины вчерашней катастрофы, сегодня ясно одно: система безопасности полетов в России абсолютно не соответствует международным стандартам". Это мнение поддержал и зампред комитета по безопасности Виктор Илюхин: "Не только трагедия под Донецком, но и недавние мучения россиян в итальянском Римини из-за сбоев в работе авиакомпании "Сибирь" свидетельствуют о том, что на безопасность полетов в нашей стране влияют два фактора - это отсутствие современных новых самолетов, а также коммерциализация работы авиакомпаний, или, попросту говоря, их стремление к наживе любой ценой"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции