Красная звезда
24 августа 2006, 11:27
Авиапром: выйти из пике
Причины гибели Ту-154 под Донецком пока неизвестны. Но нынешнее состояние отечественного авиапарка создает все предпосылки для продолжения скорбного списка трагедий в небе
Уже после того, как произошла авиакатастрофа, Президент России Владимир Путин в сочинской резиденции Бочаров ручей встретился с руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным и генеральным директором корпорации "МиГ" Алексеем Федоровым. Глава государства попросил проинформировать его о мерах по созданию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая сконцентрирует все активы отечественного самолетостроения, включая компании "Иркут", "МиГ", "Сухой", "Ильюшин", "Туполев".
Предполагается, что ОАК будет зарегистрирована в конце сентября 2006 года, а свою работу новое предприятие начнет в первом квартале 2007 года.
Также, по словам А. Федорова, планируется внести ряд изменений в закон о военно-техническом сотрудничестве и закон об авиационной деятельности, что позволит расширить участие иностранного капитала в отдельных проектах до 49 процентов.
Напомним, что указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации президент подписал в феврале 2006 года.
Причины гибели Ту-154 пока неизвестны. Но нынешнее состояние отечественного авиапарка, да и всего авиапромышленного комплекса страны, само по себе создает все предпосылки для продолжения скорбного списка трагедий в небе.
Почему наш авиапром вошел в затяжное пике? Тому есть несколько причин. В свое время Советский Союз ежегодно производил сотни самолетов различного класса, от крылатых машин для местных воздушных линий до дальнемагистральных аэробусов. Мы обеспечивали не только себя, но и полмира.
С распадом СССР авиапрому был нанесен серьезный и в ряде случаев невосполнимый урон. Мы ушли со многих внешних рынков, внутренний пассажиропоток сократился более чем в десять раз, самолеты у промышленности не закупались из-за хронического безденежья. Впрочем, удалось сохранить ведущие самолетостроительные и вертолетостроительные КБ, пускай и влачащие последние десять лет жалкое существование.
Но государство так и не смогло навести порядок в отрасли. Часто меняющиеся правительства были не в состоянии провести реструктуризацию авиапрома, решить такие важнейшие вопросы, как инвестиции в комплекс, лизинг авиатехники. А то, что делалось, зачастую приносило не пользу, а вред авиации.
Кстати, и сегодня на примере мытарств с созданием ОАК убеждаемся в том, что эту болезнь полностью излечить не удалось. Некоторые чиновники видят в создании объединенной авиастроительной корпорации не важнейшую государственную задачу, а возможный источник личного обогащения.
В постперестроечный период появлялись частные авиакомпании. Интерес некоторых из них заключался не в обеспечении безопасности полетов, уровня комфорта пассажиров, а в скорейшем наполнении своих счетов. Ради этой "святой" цели были хороши все средства. Например, неплохо подзаработать можно, прикупив уже вылетавший свой ресурс самолет. Взятка чиновнику - и вопрос решен.
В итоге большая часть эксплуатируемого на сегодня отечественного пассажирского авиапарка исчерпала свой ресурс. Закупаются подержанные западные самолеты, а на новые отечественные Ту-204, Ту-214, и Ил-96-300 заказов нет. Следовательно, КБ и заводы не получают денег на развитие и нормальное существование.
На этом, в общем-то безрадостном фоне, продолжается передел собственности. Ослепленные "золотым тельцом" чиновники и бизнесмены готовы обанкротить любое успешное и стратегически важное для страны предприятие. Постоянно происходят переделы пакетов акций заводов и КБ, искусственные банкротства.
Очевидно, что государство пока не может эффективно управлять важнейшей системообразующей авиационной отраслью, которая насчитывает около 300 предприятий и в которой трудится полмиллиона человек. Видимо, в том числе и поэтому оно уже объявило о передаче ряда своих функций и полномочий общественным и коммерческим организациям.
Дальше так продолжаться не может. Поэтому государство просто обязано навести порядок в этой сфере, следить за тем, чтобы чиновники отслеживали его интересы, а не свои собственные. Пора поддержать выжившие предприятия и ужесточить контроль за соблюдением безопасности полетов. Только экстренные и решительные меры позволят нам остаться в когорте ведущих авиационных держав мира.
Решить все эти важнейшие задачи России поможет, в том числе и объединенная авиастроительная корпорация. Хочется думать, что теперь, после очередного скорбного "звонка", эта компания наконец-то будет создана в назначенный срок и заработает, а гражданская авиация страны выйдет из затяжного пике.
Наша справка
Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154 со взлетным весом 100 тонн стал первым проектом отечественного магистрального пассажирского самолета, не имевшим в своей основе военного прототипа. Он предназначен для перевозки до 180 пассажиров на расстояние до 3.900 км со средней скоростью до 850-900 км/ч. Три турбовентиляторных двигателя размещены в хвостовой части. Наружный диаметр его поперечного сечения 3,8 м, ширина пассажирского салона 3,5 м, длина самолета около 50 м.
Это самый распространенный лайнер отечественной авиации, с момента начала производства было выпущено более 1.000 самолетов.
Работы по проекту начались в 1963 год, они были направлены на получение максимальной экономической эффективности самолета подобного класса в эксплуатации.
Опытный самолет совершил первый полет 3 октября 1968 г. Первая серийная машина взлетела в 1970 г. Первый регулярный рейс с пассажирами Ту-154 выполнил 9 февраля 1972 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции